Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/144-17

05.06.2017 г.               г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителя Заказчика -  Комитета по строительству и архитектуре г. Шадринска (ИНН 4502006081, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 59);
в присутствии представителя Уполномоченного органа – Администрация г. Шадринска (ИНН 4502002560, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 59) ;
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (извещен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на действия Заказчика – Комитета по строительству и архитектуре г. Шадринска, Уполномоченного органа - Администрация г. Шадринска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству очистных сооружений ливневых вод в городе Шадринске (извещение № 0143300001617000066), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Заявитель, ООО «Перспектива») на действия Заказчика – Комитета по строительству и архитектуре г. Шадринска, Уполномоченного органа - Администрации г. Шадринска при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству очистных сооружений ливневых вод в городе Шадринске (извещение № 0143300001617000066).
В жалобе заявитель указал следующее.
1) Заказчиком установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона.
2) В нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик не установил группу работ строительных на выполнение которых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99  "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление № 99) требуется наличие опыта исполнения контракта.
3) В проекте контракта Заказчиком не установлено конкретное значение объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что нарушает ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе. С доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражении. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласен. Просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.05.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на выполнение работ по строительству очистных сооружений ливневых вод в городе Шадринске (извещение № 0143300001617000066).
Начальная (максимальная) цена контракта составила  26 347 190,00рублей.
Заказчиком является Комитет по строительству и архитектуре г. Шадринска.
Уполномоченный орган – Администрация г. Шадринска.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
1. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, Заказчику предоставлена возможность дать разъяснения положений документации в течение двух дней с даты поступления запроса на разъяснения.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона № 0143300001617000066 дата окончания подачи заявок на участие в аукционе – 31.05.2017. Следовательно, участники вправе подавать запрос на разъяснения положений документации до 27.05.2017.
В разделе 25 Информационной карте электронного аукциона установлено, что дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации 27 мая 2017 года.
Таким образом, Заказчик установил дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации, совпадающую с датой окончания срока подачи запросов на разъяснения, что не противоречит порядку предоставления разъяснений документации и  не нарушает права и интересы участников закупки.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения № 1 Постановления № 99 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. В данном случае к участнику предъявляется требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
В соответствии с примечанием к п. 2 приложения № 1 Постановления № 99 от участников закупки требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В документации электронного аукциона при установлении дополнительного требования о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, Заказчиком не указана группа работ строительных, относительно которых требуется наличие опыта работ, что является нарушением ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
 В п. 4.4.1 Проекта контракта указано следующее: «Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков  из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП) в  объеме не менее 15 (пятнадцать) процентов от цены контракта».
 Довод заявителя о том, что объем привлечения СМП к исполнению контракта должен быть определен в конкретном размере не нашел своего подтверждения в силу следующего.
 В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что на момент составления документации электронного аукциона, в которую, в том числе, входит проект контракта, Заказчик не может знать цену контракта. Следовательно, Заказчик не имеет возможности установить конкретный размер объема привлечения СМП к исполнению контракта.
Довод Заявитель признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнении работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из смысла указанной нормы и ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Пунктом 16 Информационной карты электронного аукциона установлено требование к участникам о наличии свидетельства о допуске к следующим видам работ (приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624):
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В соответствии с п. 4.4.1 Проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков  из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП) в  объеме не менее 15 (пятнадцать) процентов от цены контракта.
В статье 706 ГК РФ установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из буквального толкования ч. 2 ст. 52 ГрК РФ и ст. 706 ГК РФ следует, что если предметом закупки являются работы, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО о допуске к их выполнению, заказчик обязан установить требование о наличии в заявке соответствующих свидетельств. В таком случае участник должен представить свидетельство о допуске по указанным видам работ или допуск на генподряд (по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта).
Таким образом, Заказчиком не предусмотрена возможность участника, не имеющего свидетельства СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33 приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624), но в то же время имеющего свидетельство о допуске СРО на выполнении определенных видов работ, предусмотренных документацией электронного аукциона, что ограничивает количество потенциальных участников аукциона и является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В Приложении № 1 к Техническому заданию в таблице «Требования к товарам, применяемым при выполнении работ» в пункте 22  указано следующее.
Наименование товара Наименование показателя Минимальные значения показателей Максимальные значения показателей Значения показателей, которые не могут изменяться Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки Единица измерения
Пенополистирольные плиты ПСБ-С-25 ГОСТ 15588-86 Длина   2000  мм
 Ширина   1000  мм
 Толщина   200  мм
 Плотность 15,1 25,0   кг/м3

ГОСТ 15588-86 «Пенополистирольные плиты. Технические условия» утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 15588-2014 «Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия», что подтверждается данными с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Плиты марки ПСБ-С-25 (с антипиреном) производилось по ГОСТ 15588-86 «Пенополистирольные плиты. Технические условия». Согласно действующему ГОСТ 15588-2014 «Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия» производятся плиты марки ППС25, изготовляемые беспрессовым способом из вспенивающего полистирола с антипиренами, полученного суспензионным или экструзионным способом, с добавками графита, красителей или без них.
Согласно таблице 2 ГОСТ 15588-2014 плиты марки ППС25 имеют плотность не менее 25 кг/м3.
Наименование показателя Значение показателя для плит марки
 ППС10 ППС12 ППС13 ППС14 ППС16Ф ППС17 ППС20 ППС23 ППС25 ППС30 ППС35
Плотность,кг/м3, не менее 10 12 13 14 16 17 20 23 25 30 35

Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в документации электронного аукциона при описании объекта закупки использовал показатели, которые противоречат действующему ГОСТ 15588-2014.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации электронного аукциона группы работ строительных, относительно которых, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, требуется подтверждение опыта работы (извещение № 0143300001617000066).
3. Признать в действиях заказчика – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации электронного аукциона требования о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки свидетельства СРО на выполнение определенных видов работ, предусмотренных документацией электронного аукциона, в случае выполнения работ собственными силами подрядчика (извещение № 0143300001617000066).
4. Признать в действиях заказчика – Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в использовании в документации электронного аукциона при описании объекта закупки показателей, которые противоречат действующим документам, применяемыми в национальной системе стандартизации (извещение № 0143300001617000066).
 5. Выдать Заказчику –– Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска предписание об устранении нарушений ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по строительству очистных сооружений ливневых вод в городе Шадринске (извещение № 0143300001617000066).
 6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны