Решение №05-02/150-15 05-02/150-15 решение о жалобе от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «СтройКомплект СИТИ» (вх. № 4482 от 21.08.2015 г.) на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад), номер извещения 0343300024815000005.

В жалобе заявитель указал, что при осуществлении вышеуказанной закупки заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

Кроме того, указывает, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе оформлена ненадлежащим образом.

Считает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения ст. 31, ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Представители заказчика пояснили, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Полагают, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 установлен исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.

Осуществление закупки путем проведения электронного аукциона не входит в перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99, при осуществлении которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.

Поскольку вышеуказанная закупка осуществлена путем проведения электронного аукциона, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99.

Документация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад) содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой значения показателей, представленные в заявке участника закупки должны соответствовать требованиям Заказчика установленных в Технической части документации, а так же не должны противоречить следующим (нижеприведенным) ГОСТ: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 12420-81, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 17608-91, ГОСТ 190-78, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 26869-86, ГОСТ 2697-83, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 5631-79, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 7251-77, ГОСТ 7348-81, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9980.3-86, ГОСТ 9980.4-2002.

Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки в Приложении № 1 к аукционной документации «Техническое задание».

При составлении заявки на участие в электронном аукционе заказчик не требует от участника закупки указания дополнительных показателей к товару, предусмотренных ГОСТами, не указанных в Технической части аукционной документации.

Считают доводы заявителя, изложенные в жалобе, необоснованными.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 03.08.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение № 0343300024815000005 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 907 804 рубля 00 копеек.

Заказчиком является Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ромашка».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.

Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

Согласно п. 2 приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99, при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данному требованию являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

Следует отметить, что согласно п. 2 приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99, при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

Работы, на выполнение которых в рассматриваемом случае заключается контракт, относятся к группе 45.21 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При рассмотрении извещения об осуществлении закупки № 0343300024815000005 и аукционной документации Комиссия Курганского УФАС России установила, что в пункте 6 части I «Общие условия проведения аукциона в электронной форме», пункте 6.1 части II «Информационная карта электронного аукциона» заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное п. 2 приложения № 1, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99.

Кроме того, заказчиком не установлено требование о предоставлении  документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию, которыми являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

В результате рассмотрения жалобы по существу заявленных требований, Комиссией Курганского УФАС России в действиях комиссии заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении дополнительных требований к участникам  закупки, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99.

Довод заявителя, изложенный в жалобе о не установлении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 нашел подтверждение в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в силу ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), согласно которому закупка работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД  осуществляется путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, закупка работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. рублей должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99.

На основании вышеизложенного, довод представителей заказчика об отсутствии необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99, в случае осуществления закупки путем проведения электронного аукциона является несостоятельным.

Вышеуказанная позиция изложена в письмах Министерства Экономического развития Российской Федерации от 27.05.2015 г. № Д28и-1361, от 21.05.2015 г. № Д28и-1287.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Закон о контрактной системе не предъявляет требований к форме и содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС установила, что в пункте 12.2.2 части I «Общие условия проведения аукциона» аукционной заказчиком установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в строгом соответствии с требованиями к содержанию первой части заявки, установленными п. п. б п. 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В Приложении № 1 к аукционной документации «Техническое задание»,  заказчиком указаны требования к товару, который необходимо использовать при выполнении работ по капитальному ремонту здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад).

Не указание в составе первой части заявки сведений о конкретных показателях используемого товара, предусмотренных ГОСТом, не может являться основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе в силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку заказчик не устанавливает требований об указании дополнительных показателей к товару, предусмотренных ГОСТами, не указанных в Технической части аукционной документации.

Довод заявителя о ненадлежащем оформлении инструкции по заполнению заявки не подтвердился по результатам рассмотрения настоящей жалобы.

В процессе проведения внеплановой проверки, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что проект контракта на капитальный ремонт здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад), номер извещения 0343300024815000005 не соответствует требованиям ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила определения размера штрафа).

Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта (п. 3 Правил определения размера штрафа).

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке - 5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб. (п. 4 Правил определения размера штрафа).

Согласно п. 5 Правил определения размера штрафа, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке –  2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб.

В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 907 804 рубля 00 копеек.

Таким образом, в действиях заказчика выявлены нарушения:

- ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, не предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063;

- ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, не предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.

Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

На основании вышеизложенного, следует вывод, что заказчиком утверждена аукционная документация, составленная с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате рассмотрения жалобы по существу заявленных требований и проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Курганского УФАС России не установлено иных нарушений требований Закона о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, комиссии заказчика.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу «СтройКомплект СИТИ» обоснованной в части заявленных требований.
  2. Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99.
  3. Признать в действиях заказчика - Муниципального Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой как процент цены контракта в порядке, не предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
  4. Признать в действиях заказчика – Муниципального Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, не предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
  5. Выдать заказчику – Муниципальному Казенному Дошкольному Образовательному Учреждению «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» предписание об устранении нарушений ч. 4 ст. 31, ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем аннулирования электронного аукциона на капитальный ремонт здания по ул. Солнечная, 1 в р.п. Варгаши (детский сад), номер извещения 0343300024815000005.

Связанные организации

Связанные организации не указаны