Решение №05-02/162-16 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной ... от 14 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/162-16

06.09.2016 г.                                                                                               г. Курган

 

 Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2016 года.

 Решение изготовлено в полном объеме   09.09.2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – ООО «Стройинвест») на действия Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, с. Каясан Щучанского района Курганской области (извещение № 0343300006016000038),  руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России  поступила жалоба ООО «Стройинвест» (вх. №5237 от 30.08.2016) на действия Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, с. Каясан Щучанского района Курганской области (извещение № 0343300006016000038).

         В жалобе заявитель указал, срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентирован частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС),  дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31.08.2016 г.

Пункт 30 Информационной карты устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 26.08.2016 г.

Полагает, что Уполномоченный орган нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Указывает, что в Аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

В Проекте контракта указано: «8.4. В случае если Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана безотзывная банковская гарантия, данная банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц».

Уполномоченным органом воспроизведена норма последнего части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

          В Аукционной документации должен быть указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например один месяц.        

          Уполномоченным органом в Проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.

Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:

«10.2. Расторжение Контракта. 10.2.1 Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке. 10.2.2 Муниципальный заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствие с ч. 8-26 ст. 95 Закона о контрактной системе, направив Подрядчику письменное уведомление. 10.2.3 .При одностороннем отказе от исполнения Контракта он будет считаться расторгнутым по истечении 10 (десяти) дней после получения одной стороной соответствующего уведомления от другой стороны».

Уполномоченный орган устанавливает условие одностороннего расторжения контракта без указания перечня случаев такого отказа, что не соответствует нормам действующего законодательства.

         Уполномоченным органом в Требованиях к товару установлены требования к характеристикам товаров по позициям 35,36,37,77.  

По смыслу законодательства о контрактной системе Уполномоченный орган не вправе требовать от участников закупки представление конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, в случае, если указанные товары остаются у Заказчика (передаются в собственность) либо являются составной частью результата работ. Требовать от участника закупки описывать товары, которые используются при выполнении работ, но которые не являются составной частью их результата (т.е. не являются объектом закупки), неправомерно.

Полагает, что Уполномоченный орган допустил нарушения п.1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки.

Уполномоченный орган в Требованиях к материалам установил требования к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ, например, в позиции 20 известь строительная негашеная комовая, сорт 1.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Полагает, что действия Уполномоченного органа, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

           Представитель Уполномоченного органа, представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

  С доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражении.

  Просит признать жалобу заявителя необоснованной.

  Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 15.08.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, с. Каясан  Щучанского района Курганской области (извещение №0343300006016000038).

  Начальная (максимальная) цена контракта составила 38 509 538,00рублей.

 Дата начала подачи заявок - 15.08.2016 15:44, дата окончания подачи заявок – 31.08.2016 17:00.

Заказчиком является Администрация Каясанского сельсовета Щучанского района Курганской области.

Уполномоченный орган   Районный отдел службы заказчика строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства.

На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС России контракт не заключен.

В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

          В соответствии с п. 30 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» Документации об аукционе в электронной форме: дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе «15» августа  2016 года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе «26» августа 2016 года.

          Согласно извещению дата и время окончания подачи заявок 31.08.2016 17:00.

         Уполномоченный орган, указывая дату окончания предоставления разъяснений документации 26.08.2016, сокращает срок поступления запросов на дачу разъяснений на один день.

         Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неверном указании даты окончания разъяснений положений документации.

 В силу п. 3 ст. 96  Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

        Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика (Уполномоченный орган) устанавливать в документации конкретный срок банковской гарантии.

        Таким образом, довод заявителя о  том, в документации неправомерно указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, не нашел своего подтверждения.

         В соответствии с п. 10.2 Проекта контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон,  по  решению суда или в одностороннем порядке. Муниципальный заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствие с ч. 8-26 ст.95 Закона о контрактной системе, направив Подрядчику письменное уведомление. При одностороннем отказе от исполнения Контракта он будет считаться расторгнутым по истечении 10 (десяти) дней  после получения одной стороной соответствующего уведомления от другой стороны.

  Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе  заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Проект контракта не предусматривает ссылок на Гражданский Кодекс Российской Федерации (в том числе на основания одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком), применяемый при наступлении факта одностороннего отказа  Заказчика.

  Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено в действиях Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии указания на Гражданское законодательство при одностороннем отказе Заказчика.

Далее, в позиции 35 Приложение №1 к техническому задании «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на выполнение работ по газоснабжению жилых домов в с. Каясан, Щучанского района, Курганской области» (далее – Требования к материалу) установлено:

35

Электроды диаметром 4 мм Э46

Электроды Э46 должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Характеристики: Временное сопротивление разрыву σв кгс/мм2 не менее 46. Относительное удлинение δ5 , % не менее 18. Ударная вязкость αн  кгс ∙ м/см2 не менее 8. Содержание в наплавленном металле: Серы, не более 0,040%; Фосфора, не более 0,045 %.

Пачки

 

Довод заявителя о том, что Уполномоченный орган не вправе установить требования к материалам (указывая на позиции 35,36,37,77 Требований к материалу), которые используются при выполнении работ, но не влияют на качество и результаты их выполнения является необоснованным, так как Законом о контрактной системе данное ограничение не установлено.

Комиссия Курганского УФАС России полагает, что Уполномоченному органу целесообразно выделить перечень материалов, которые необходимы для выполнения  работ, не выделяя материалы, которые не влияют на результат работ.

При этом, Требования к характеристикам вспомогательных материалов сопровождаются требованием, в том числе к химическому составу и (или) компонентам товара,  показателей технологии производства товара, используемого при производстве работ.

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  установлено нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном требовании от участника закупки химического состава и (или) компонентов товара,  показателей технологии производства товара, используемого при производстве работ.

                 Аналогичные нарушения в части установления требования от участника закупки химического состава и (или) компонентов товара,  показателей технологии производства товара, используемого при производстве работ установлены в иных позициях Технического задания (например, в позиции 20 Технического задания).

          В результате проведения внеплановой проверки в действиях Уполномоченного органа установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.

В разделе III Технического задания «Газоснабжение жилых домов в с. Каясан Щучанского района Курганской области» указано: Предлагаемые материалы, в соответствии с приложением № 1 к техническому заданию «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре», должны соответствовать нормативным документам:  ГОСТ Р 54960-2012. ГОСТ 7415-86. ГОСТ 10704-91. ГОСТ 10705-80. ГОСТ Р 55436-2013. ГОСТ 10007-80. ГОСТ 28343-89. ГОСТ 28908-91. ГОСТ 9702-87. ГОСТ 21345-2005. ГОСТ Р 50838-2009. ГОСТ 26633-2012. ГОСТ 8736-2014. ГОСТ 23732-2011. ГОСТ 6617-76. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52645-2006. ГОСТ Р 52646-2006. ГОСТ 5915-70. ГОСТ 4028-63. ГОСТ 9179-77. ГОСТ 17498-72. ГОСТ 25129-82. ГОСТ 9109-81. ГОСТ 7827-74. ГОСТ 7931-76. ГОСТ 12172-74. ГОСТ 1033-79. ГОСТ 7505-89. ГОСТ 2590-2006. ГОСТ 8240-97. ГОСТ 5583-78. ГОСТ 9410-78. ГОСТ 9467-75. ГОСТ 30055-93. ГОСТ Р 53486-2009. ГОСТ 9463-88. ГОСТ 3070-88. ГОСТ 12820-80. ГОСТ 31357-2007. ГОСТ 8267-93. ГОСТ 15907-70. ГОСТ 6465-76. ГОСТ 2889-80. ГОСТ 380-2005. ГОСТ 3134-78. ГОСТ 10587-84. ГОСТ Р 50838-2009. ГОСТ 5494-95. ГОСТ 8240-97. ГОСТ 28177-89. ГОСТ 9128-2013. ГОСТ 30090-93.

В соответствии с разделом VI «Инструкция по заполнению предложения участника электронного аукциона в отношении объекта закупки» все предлагаемые  материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ Р 54960-2012. ГОСТ 7415-86. ГОСТ 10704-91. ГОСТ 10705-80. ГОСТ Р 55436-2013. ГОСТ 10007-80. ГОСТ 28343-89. ГОСТ 28908-91. ГОСТ 9702-87. ГОСТ 21345-2005. ГОСТ Р 50838-2009. ГОСТ 26633-2012. ГОСТ 8736-2014. ГОСТ 23732-2011. ГОСТ 6617-76. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52645-2006. ГОСТ Р 52646-2006. ГОСТ 5915-70. ГОСТ 4028-63. ГОСТ 9179-77. ГОСТ 17498-72. ГОСТ 25129-82. ГОСТ 9109-81. ГОСТ 7827-74. ГОСТ 7931-76. ГОСТ 12172-74. ГОСТ 1033-79. ГОСТ 7505-89. ГОСТ 2590-2006. ГОСТ 8240-97. ГОСТ 5583-78. ГОСТ 9410-78. ГОСТ 9467-75. ГОСТ 30055-93. ГОСТ Р 53486-2009. ГОСТ 9463-88. ГОСТ 3070-88. ГОСТ 12820-80. ГОСТ 31357-2007. ГОСТ 8267-93. ГОСТ 15907-70. ГОСТ 6465-76. ГОСТ 2889-80. ГОСТ 380-2005. ГОСТ 3134-78. ГОСТ 10587-84. ГОСТ Р 50838-2009. ГОСТ 5494-95. ГОСТ 8240-97. ГОСТ 28177-89. ГОСТ 9128-2013. ГОСТ 30090-93.

  Комиссия Курганского УФАС России, оценив в совокупности Техническое задание и инструкцию, приходит к выводу, что все товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать всем указанным ГОСТам.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены требования к первой части заявки участника аукциона  при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в требовании от участника закупки соответствия всех материалов всем поименованным в Техническом задании ГОСТам.

  В Требованиях к материалам установлены требования не в соответствии с   ГОСТом.

Например, в позиции 19 Требований к материалам:

 

19

Гвозди строительные

Выпускаются гвозди круглыми с конической головкой. Гвозди строительные по виду поверхности гвозди светлые без покрытия или гвозди с цинковым покрытием. Гвозди без покрытия перед расфасовкой в картонную тару по согласованию с потребителем очищают от масла, операцией галтовки. Размер: Диаметр 1,6 мм. Длина 40 мм или 50 мм. Масса 1000 шт. – 0,791кг или 0,633  кг.

Картонная коробка, либо деревянный ящик

 

 

         Указанному материалу «гвозди строительные» соответствует  ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» (условный диаметр стержня: 1, 8 до 8,0 мм. в зависимости от длины гвоздя, при дине гвоздя 40 или 50 мм. – условный диаметр стержня 1,8 мм.):


Таблица 2

мм

       

Условный диаметр стержня   

Длина гвоздя 

Размер  

Наименьший диаметр головки  

1,8

32

-

3,5

 

40

   
 

50

   
 

60

   

2,0

40

1,75

4,0

 

50

   

2,5

50

2,20

5,0

 

60

   

3,0

70

2,65

6,0

 

80

   

3,5

90

3,10

7,0

4,0

100

3,55

7,5

 

120

   

5,0

120

4,45

9,0

 

150

   

6,0

150

5,30

11,0

 

200

   

8,0

250

7,13

14,0

 

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в требовании от участника закупки показателей материала, используемого при выполнении работ, не в соответствии с ГОСТом.

  В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

 В соответствии с п. 8.4 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Документацией об аукционе в электронной форме, в том числе Проектом контракта не предусмотрен конкретный срок действия контракта

Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности Заказчика (Уполномоченного органа) по установлению в документации, в том числе Проекте контракта конкретного срока действия контракта.

Однако, Комиссия Курганского УФАС полагает, что при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта. В связи с чем, Уполномоченному органу необходимо установить в документации (проекте контракта) срок действия контракта.

  Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении даты срока действия контракта, исходя из которого исчисляется начало срока действия банковской гарантии.

          Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

  1.   Признать жалобу «Стройинвест»  частично обоснованной.
  2. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неверном указании даты окончания разъяснений положений документации.

   2.  Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии указания на Гражданское законодательство при одностороннем отказе Заказчика.

3.  Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  нарушения п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном требовании от участника закупки химического состава и (или) компонентов товара, используемого при выполнении работ.

 4.  Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в требовании от участника закупки показателей материала, используемого при выполнении работ, не в соответствии с ГОСТом.

5. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в требовании от участника закупки соответствия всех материалов всем поименованным в Техническом задании ГОСТам.

6. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства  нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении даты срока действия контракта, исходя из которого исчисляется начало срока действия банковской гарантии.

7. Выдать Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 4 ст. 65 ,ч. 6 ст. 66, ч. 9 ст. 95, ч. 3 ст. 96 путем аннулирования электронного аукциона.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев Пожалуйста, подождите

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны