Решение №05-02/163-16 Решение по делу о нарушении законодательства о контракт... от 14 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/163-16
06.09.2016 г. г. Курган
Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09.09.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии — Гагарина И.В.
члены комиссии:
Башегурова Ю.А. – и.о. заместителя руководителя управления -начальника отдела;
Колегова Ю.И. – государственный инспектор,
Секисов А.В. – специалист первого разряда,
в присутствии представителя Нифанского сельсовета Завяловой Н.А. (доверенность №б/н от 22.07.2016);
в присутствии представителя Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства Завяловой Н.А. (приказ №32 от 14.10.2015),
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» (извещено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АСВЭЛ – КОНСАЛТ» (далее – ООО «АСВЭЛ - КОНСАЛТ») на действия Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение № 0343300006016000037), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «АСВЭЛ - КОНСАЛТ» (вх. №5272 от 01.09.2016) на действия Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение № 0343300006016000037).
В жалобе заявитель указал, п.12.1. раздела 12 проекта контракта установлен срок его действия: контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнении сторонами своих обязательств, в том числе до полного исполнения расчетов и гарантийных обязательств.
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контракта является выполнение работ по газоснабжению жилых домов. При этом, например, пунктом №25 Приложения №1 к Техническому заданию установлено:
25 |
Кислород технический газообразный
|
Физические свойства: атомная масса 15,9994; температура плавления, °С -218,4; температура кипения, °С -183,0; критическая температура, °С -118,8; критическое давление, атм 49,7. Это бесцветный (в толстом слое голубой) газ без вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, мало растворим в воде. При охлаждении -183 °С кислород превращается в подвижную жидкость голубого цвета, а при -219°С замерзает. Благодаря своим свойствам кислород применяется как реагент в химической технологии (обжиг сульфидных руд, синтез оксидов), металлургии (производство чугуна и стали - именно кислород "изымает" из чугуна избыток углерода, одновременно улучшается и качество стали), газификации природного угля, сварке и резке металлов. После пребывания в среде, обогащенной кислородом, не разрешается курить, использовать открытый огонь и приближаться к огню. Сорт, Первый или Второй. Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7 Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009 Объемная доля водорода, %, не более 0,5 Гарантийный срок хранения 18 месяцев со дня изготовления продукта. |
Цистерны,либо баллоны |
Аналогичные требования к химическому составу веществ и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является все же ремонт, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Приложением №1 к Техническому заданию документации об аукционе
к товару № 25 Приложения №1 к Техническому заданию Уполномоченным органом требования к материалу «Кислород технический газообразный».
Часть товаров технического задания являются расходными материалами.
Такие материалы, как Ацетилен растворенный, кислород технический газообразный и не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку являются горючим газом, используемым при газопламенной обработке металлов (ацетилен), поддерживающим процесс горения при сварке и резке металлов используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.
Полагает, что требования, установленные Уполномоченным органом к расходным материалам нарушают правила описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Инструкцией, прилагаемой к Приложению №1 «Техническое задание» к документации об аукционе: «Материалы, указанные в приложение № 1 к техническому заданию «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре», должны соответствовать ГОСТам: Материалы, указанные в приложение № 1 к техническому заданию «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре», должны соответствовать ГОСТам: ГОСТ 6617-76. ГОСТ 7798-70. ГОСТ 5915-70. ГОСТ 30055-93. ГОСТ 5583-78. ГОСТ 2889-80. ГОСТ 17498-72. ГОСТ 7505-89. ГОСТ 2590-2006. ГОСТ 7827-74. ГОСТ 1033-79. ГОСТ 8240-97. ГОСТ 3134-78. ГОСТ 9467-75. ГОСТ 5457-75. ГОСТ 380-2005. ГОСТ Р 53486-2009. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52643-2006. ГОСТ Р 52645-2006. 52646-2006. ГОСТ 4643-75. ГОСТ 4028-63. ГОСТ 7931-76. ГОСТ Р 52087-2003. ГОСТ 8486-86. ГОСТ 3262-75. ГОСТ 10705-80. ГОСТ 10704-91. ГОСТ Р 55436-2013. ГОСТ 25129-82. ГОСТ 9109-81. ГОСТ 9410-78. ГОСТ 15907-70. ГОСТ 6465-76. ГОСТ 26633-2012. ГОСТ 28013-98. ГОСТ 8267-93. ГОСТ 8736-2014. ГОСТ 23732-2011. ГОСТ Р 50838-2009. ГОСТ 12820-80. ГОСТ Р 54960-2012. ГОСТ 7827-74.
Вышеуказанный пункт Инструкции по заполнению первой части заявки документации об аукционе указывает на то, что Уполномоченным органом не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товарам, указанным в Приложении №1, представление которых предусмотрено документацией об аукционе.
Полагает, что действия Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа, представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
С доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражении.
Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 15.08.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов, д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение № 0343300006016000037).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 165 008,00 рублей.
Дата начала подачи заявок - 15.08.2016 15:12, дата окончания подачи заявок – 31.08.2016 17:00.
Заказчиком является Администрация Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области.
Уполномоченный орган Районный отдел службы заказчика строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС России контракт не заключен.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 8.4 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Документацией об аукционе в электронной форме, в том числе Проектом контракта не предусмотрен конкретный срок действия контракта
Комиссия Курганского УФАС полагает, что при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта. В связи с чем, Уполномоченному органу необходимо установить в документации (проекте контракта) срок действия контракта.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении даты срока действия контракта, исходя из которого определяется срок действия банковской гарантии.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).
Например, в позиции 25 Приложения № 1 к техническому заданию «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области» (далее – Требования к товару) установлено:
25 |
Кислород технический газообразный
|
Физические свойства: атомная масса 15,9994; температура плавления, °С -218,4; температура кипения, °С -183,0; критическая температура, °С -118,8; критическое давление, атм 49,7. Это бесцветный (в толстом слое голубой) газ без вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, мало растворим в воде. При охлаждении -183 °С кислород превращается в подвижную жидкость голубого цвета, а при -219°С замерзает. Благодаря своим свойствам кислород применяется как реагент в химической технологии (обжиг сульфидных руд, синтез оксидов), металлургии (производство чугуна и стали - именно кислород "изымает" из чугуна избыток углерода, одновременно улучшается и качество стали), газификации природного угля, сварке и резке металлов. После пребывания в среде, обогащенной кислородом, не разрешается курить, использовать открытый огонь и приближаться к огню. Сорт, Первый или Второй. Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7 Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009 Объемная доля водорода, %, не более 0,5 Гарантийный срок хранения 18 месяцев со дня изготовления продукта. |
Цистерны, либо баллоны |
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства установлено нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном требовании от участника закупки химического состава и (или) компонентов товара, показателей технологии производства товара, используемого при производстве работ.
Аналогичные нарушения в иных позициях материалов, указанных в Требованиях к товару, в том числе товаров, которые являются расходными материалами (например, позиции 16 «Ацилен газообразный технический»)
В разделе III «Техническое задание «Газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области» Документации об аукционе в электронной форме (далее – Техническое задание) указано: предлагаемые материалы, в соответствии с приложением № 1 к техническому заданию «Требование к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, отгрузке товара и иные сведения о товаре», должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 6617-76. ГОСТ 30136-95. ГОСТ 2590-2006. ГОСТ 24454-80. ГОСТ 8486-86.ГОСТ 3070-88. ГОСТ 10007-80.ГОСТ 28343-89.ГОСТ 28908-91.ГОСТ 21345-2005.ГОСТ 8736-2014.ГОСТ Р 55436-2013.ГОСТ 10704-91.ГОСТ 10705-80.ГОСТ 50838-2009.ГОСТ 5457-75.ГОСТ 12816-80.ГОСТ 12820-80.ГОСТ Р 54960-2012.ГОСТ 8240-97.ГОСТ Р 52643-2006.ГОСТ Р 52645-2006(ИСО 4775:1984).ГОСТ 26633-2012.ГОСТ 18599-2001.ГОСТ 5583-78(ИСО 2046-73).ГОСТ 50838-2009.ГОСТ 7827-74.ГОСТ 9109-81.ГОСТ 8267-93.ГОСТ 9410-78.ГОСТ 9467-75.ГОСТ 9466-75.ГОСТ 25129-82.ГОСТ 23732-2011.
В соответствии с разделом VI «Инструкция по заполнению предложения участника электронного аукциона в отношении объекта закупки» Документации об аукционе в электронной форме (далее – Инструкция): все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 6617-76. ГОСТ 30136-95. ГОСТ 2590-2006. ГОСТ 24454-80. ГОСТ 8486-86.ГОСТ 3070-88. ГОСТ 10007-80.ГОСТ 28343-89.ГОСТ 28908-91.ГОСТ 21345-2005.ГОСТ 8736-2014.ГОСТ Р 55436-2013.ГОСТ 10704-91.ГОСТ 10705-80.ГОСТ 50838-2009.ГОСТ 5457-75.ГОСТ 12816-80.ГОСТ 12820-80.ГОСТ Р 54960-2012.ГОСТ 8240-97.ГОСТ Р 52643-2006.ГОСТ Р 52645-2006(ИСО 4775:1984).ГОСТ 26633-2012.ГОСТ 18599-2001.ГОСТ 5583-78(ИСО 2046-73).ГОСТ 50838-2009.ГОСТ 7827-74.ГОСТ 9109-81.ГОСТ 8267-93.ГОСТ 9410-78.ГОСТ 9467-75.ГОСТ 9466-75.ГОСТ 25129-82.ГОСТ 23732-2011.
Комиссия Курганского УФАС России, оценив в совокупности Техническое задание и Инструкцию, приходит к выводу, что все товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать всем указанным ГОСТам.
Пунктом 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены требования к первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в требовании от участника закупки соответствия всех материалов всем поименованным в Техническом задании ГОСТам.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Уполномоченного органа нарушений не выявлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ – КОНСАЛТ» обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в требовании от участника закупки соответствия всех материалов всем поименованным в Техническом задании ГОСТам.
3. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушения п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном требовании от участника закупки химического состава и (или) компонентов товара, используемого при выполнении работ, показателей технологии производства товара, используемого при производстве работ.
4. Признать в действиях уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании срока действия контракта, который является началом срока действия банковской гарантии.
5. Выдать Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно – коммунального хозяйства предписание об устранении нарушений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 96 аннулировании электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев