Решение №05-02/222-15 05-02/222-15 решение по жалобе от 13 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Антрацит» (вх. № 5864 от 30.10.2015 г.) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля, номер извещения 0343100003915000154.

В жалобе заявитель указал, что в аукционной документации заказчиком установлены требования к характеристикам необходимого к поставке товара.

В описании объекта закупки заказчиком не установлены параметры эквивалентности товара, а также установлен конкретный показатель в отношении теплоты сгорания каменного угля.

По мнению заявителя, вышеуказанный показатель является условным.

Указывает, что государственными стандартами не предусмотрена зольность каменного угля, затребованная заказчиком при описании объекта закупки (не более 3,2 %), что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика.

Также, указывает, что в аукционной документации содержатся незаконные и необоснованные требования об обязанности поставщика предоставлять сопроводительные документы на каждую партию угля, в том числе, копии железнодорожных квитанций о приеме груза (дубликаты железнодорожных накладных), о поставке товара на франко-склад заказчика.

Полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Пояснил, что при разработке аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару, исходя из его потребностей в целях обеспечения качественного, своевременного сопровождения деятельности учреждения.

При формировании описания объекта закупки в Техническом задании аукционной документации заказчиком указаны функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок, которые не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 23.10.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0343100003915000154 о проведении электронного аукциона на поставку угля.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 205 000 рублей 00 копеек.

Заказчиком является Федеральное государственное бюджетное учреждение детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

При рассмотрении Технического задания аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при описании объектов закупки заказчиком указаны следующие требования к характеристикам необходимого к поставке угля каменного длиннопламенного:

- низшая теплота сгорания не менее 5900 ккал/кг;

- высшая теплота сгорания –  8300 ккал/кг;

- зольность не более 3,2%;

- влажность не более 14%;

- выход летучих веществ 43%.

- фракция 0-300.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование т описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

С учетом изложенного, у заказчиков имеется возможность в исключительных случаях осуществить закупку товаров без указания на возможность закупки эквивалента при наличии объективных оснований.

В рассматриваемом случае, в описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков.

Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".

Оценивая довод заявителя о предъявлении требований к поставляемому товару с несуществующей характеристикой в отношении зольности каменного угля, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Уголь - это вид ископаемого топлива, который образуется из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

В угле различают четыре его типа, в зависимости от степени преобразования и удельного количества углерода:

- графиты,

- антрациты,

- каменные угли,

- бурые угли (лигниты).

С целью рационального промышленного применения угля, установлена его маркировка. Угли подразделяются на марки и технологические группы; в основу такого подразделения входят параметры, которые характеризуют поведение угля в процессе термического на него воздействия. Различают следующие марки угля:

-А – антрациты;

- Б – бурые;

- Г – газовые;

- Д – длиннопламенные;

- Ж – жирные;

- К – коксовые;

- ОС- отощённо – спекающиеся;

- Т – тощие.

По размеру получаемых при добыче кусков, каменный уголь классифицируется на:

- П - (плита) более 100 мм;

- К - (крупный) 50 - 100 мм;

- О - (орех) 25 - 50 мм;

- М - (мелкий) 13 - 25 мм;

- С - (семечка) 6 - 13 мм;

- Ш - (штыб) 0 - 6 мм;

- Р - (рядовой) шахтный 0 - 200 мм , карьерный 0 – 300 мм.

ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования» принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 апреля 2000 г. № 116-ст. Указанный стандарт распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция. Угольную продукцию подразделяют на обогащенный уголь рассортированный и не рассортированный, необогащенный рассортированный уголь, рядовой уголь, промежуточный продукт (промпродукт), отсев и шлам.

Показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1 ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования». Нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных настоящим стандартом.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для продукции

Метод испытания

Обогащенный уголь

Необогащенный рассортированный уголь

Рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам

1 Зольность Ad, %, не более:

 

 

 

ГОСТ 11022

- каменный уголь

29,00

38,00

45,00

 

- бурый уголь

34,00

38,00

45,00

 

2 Массовая доля общей серы Sdt, %, не более

2,80

3,00

4,50

ГОСТ 8606

3 Массовая доля хлора Cld, %, не более

0,60

0,60

0,60

ГОСТ 9326

4 Массовая доля мышьяка Asd, не более

0,02

0,02

0,02

ГОСТ 10478

 

 

В соответствии с ГОСТ Р 51591-2000 показатели (характеристики) качества угля установлены с указанием словосочетаний "не более", то есть указаны максимальные значения показателей качества угля, превышение которых не допустимо.

Таким образом, требование заказчика к значению зольности каменного угля, которое составляет не более 3,2 %, не противоречит положениям данного государственного стандарта.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Предметом данного электронного аукциона является поставка товара.

Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Требования заказчика к поставляемому товару не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку каменного угля.

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика. Доводы заявителя, изложенные в жалобе о предъявлении требований к не существующим показателям поставляемого товара, об отсутствии параметров эквивалентности товара, не нашли своего подтверждения.

В результате рассмотрения жалобы по существу заявленных требований, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что на основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок 28.10.2015 года заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации принято решение о внесении изменений в аукционную документацию, выразившихся в исключении из Информационной карты, Технического задания, п. 2.8 проекта контракта требований о предоставлении копии железнодорожных квитанций о приеме груза (дубликаты железнодорожных накладных), о приостановке приемки товара в виду отсутствия данных документов.

Аукционная документация с внесенными в нее изменениями, опубликована заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов  29.10.2015 года.

Таким образом, предполагаемое нарушение прав и законных интересов участников закупки, связанное с установлением незаконных и необоснованных требований об обязанности поставщика предоставлять дубликаты железнодорожных накладных на каждую партию угля, устранено заказчиком добровольно до поступления жалобы заявителя в Курганское УФАС России и рассмотрения ее по существу.

В проекте контракта определено место поставки товара – франко – склад Заказчика, расположенный по адресу: Россия, Курганская обл., Щучанский район, поселок Курорт Озеро, ФГБУ санаторий «Озеро Горькое» Минздрава России (п. 1.5 проекта контракта).

Согласно Технического задания аукционной документации, доставка и разгрузка осуществляется в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания контракта транспортом поставщика до франко-склада заказчика по адресу: 641005, Курганская обл., Щучанский район, поселок Курорт Озеро, ФГБУ санаторий «Озеро Горькое» Минздрава России (в течение рабочего времени с 08-00 до 15-30 в присутствии представителя заказчика).

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Порядок поставки товаров регламентирован главой 30 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

Частью 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно части 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Поставка по условиям договора может осуществляться одним из следующих способов, предусмотренных ст. 510 ГК РФ:

- покупатель может получить товар в месте нахождения поставщика (выборка (самовывоз));

- товар может быть отгружен транспортом и передан в месте нахождения покупателя (доставка).

В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (ч. 1 ст. 510 ГК РФ).

В рассматриваемом случае контрактом на поставку угля каменного длиннопламенного не определено, каким видом транспорта осуществляется доставка товара.

Таким образом, поставщик должен отгрузить (доставить) товар покупателю на любых условиях по выбору поставщика (ст. 509, п. 1 ст. 510 ГК РФ), в том числе силами транспортной компании.

В части установления требований к месту поставки товара в действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации Комиссией Курганского УФАС России не выявлено нарушений требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В результате проведения внеплановой проверки закупки, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при описании объектов закупки в Техническом задании аукционной документации, заказчиком не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателя в отношении высшей теплоты сгорания угля каменного длиннопламенного, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика не представил документы, подтверждающие, что вышеуказанный показатель поставляемого товара является показателем, который не может изменяться.

Таким образом, единственный довод заявителя об установлении конкретного показателя в отношении высшей теплоты сгорания угля каменного длиннопламенного нашел свое подтверждение в результате рассмотрения жалобы по существу.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,                                       

 

РЕШИЛА:

      

  1. Признать жалобу ООО «Антрацит» обоснованной в части заявленных требований.
  2. Признать в действиях заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не указании максимальных и (или) минимальных значений показателя в отношении высшей теплоты сгорания угля каменного длиннопламенного закупаемого товара.
  3. Предписание об устранении нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчику – Федеральному государственному бюджетному учреждению детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат торгов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны