Решение №05-02/224-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 24 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/224-17

г. г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (извещен надлежащим образом);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на действия Заказчика – Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа» (при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта Шатровского спортивного комплекса для проведения областных сельских спортивных игр "Золотой колос" (извещение № 0843300028717000001), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Заявитель, ООО «Перспектива») на действия Заказчика – Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа» (далее – Заказчик, МКУ ДО «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта Шатровского спортивного комплекса для проведения областных сельских спортивных игр "Золотой колос" (извещение № 0843300028717000001).

В жалобе заявитель указал следующее.

1. Заказчик в документации электронного аукциона установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и тем самым нарушил положения Закона о контрактной системе.

2. В проекте контракта Заказчик указал конкретные размеры штрафов для определенного значения цены контракта. Заказчиком не соблюдены требования Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г № 1063, так как цена контракта не может быть известна Заказчику до момента заключения контракта.

3. В Разделе 3 Проекта контракта Заказчик определил порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают положения Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представили письменные возражения. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.

26.07.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение электронного аукциона на выполнение капитального ремонта Шатровского спортивного комплекса для проведения областных сельских спортивных игр "Золотой колос" (извещение № 0843300028717000001).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 429 820,00 рублей.

Дата начала подачи заявок – 26.07.2017г., дата окончания подачи заявок – 14.08.2017г.

Заказчиком является МКУ ДО «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа».

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.08.2017г. заявка признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона, аукцион признана в соответствии с ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе несостоявшимся.

На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.

1. В жалобе Заявитель указывает на неверно определенный Заказчиком срок предоставления разъяснений.

Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной систем документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

В соответствии со ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно извещению № 0843300028717000001 дата начала подачи заявок на участие в электронном аукционе – 14.08.2017г. В п.16 Информационной карты документации электронного аукциона указана дата окончания предоставления разъяснений – 10.08.2017г.

Учитывая требования ч. 4 ст. 65 Закона, довод заявителя в части установления неверного срока предоставления разъяснений, не подтвердился.

2. В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не предусмотренного контрактом (далее – Правила).

Согласно п. 4 указанных Правил, за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;

б) 2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;

в) 1,5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. руб. до 100 млн. руб.;

г) 0,5 % цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 429 820,00 рублей.

Однако, Заказчиком в п. 8.4 проекта контракта определено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается в размере 2,0 процента от цены Контракта. Однако, в случае снижения цены контракта в ходе аукциона, размер штрафа может измениться, при этом Заказчик при установлении в проекте контракта размера штрафа данный факт не учел.

Таким образом, Заказчик допустил нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

- 10 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.;

- 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;

- 1% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. руб. до 100 млн.руб.;

- 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Однако, Заказчиком в п. 8.7 проекта контракта определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 5,0 процентов цены Контракта. Но в случае снижения цены контракта в ходе аукциона, размер штрафа может измениться, при этом Заказчик при установлении в проекте контракта размера штрафа данный факт не учел. Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан обоснованным.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.08.2017г. аукцион признан в соответствии с ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе несостоявшимся, цена контракта не снижена и составляет 11 429 820,00 рублей. Таким образом, так как в результате снижения цена контракта составила более 3 млн. рублей, допущенное Заказчиком нарушение ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе не повлекло негативных последствий.

3. Заявитель указал, что проект контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе не содержит информацию о сроке приемки выполненных работ.

Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

п.5.1 Проекта контракта указано, что подрядчик обязан уведомить Заказчика о готовности выполненных работ к приемке. Заказчик обязан в течение трех рабочих дней после получения такого уведомления создать приемочную комиссию и осуществить приемку выполненных работ.

Таким образом, Заказчиком соблюдены требования ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, срок приемки выполненных работ установлен. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения, признан необоснованным.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0843300028717000001 предметом контракта является капитальный ремонт Шатровского спортивного комплекса для проведения областных сельских спортивных игр "Золотой колос".

Согласно ч. 2, 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

С учетом вышеизложенного, участник закупки на выполнение работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пп.10 п.12 Информационной карты электронного аукциона установлено требование о том что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако, в документации не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Таким образом, неустановление требования о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Не смотря на допущенное Заказчиком нарушение, единственным участником закупки выписка из реестра членов саморегулируемой организации представлена.

Комиссия решила предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.

Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа» нарушение ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не указании в проекте контракта процентной ставки штрафа, в случае снижения цены контракта ниже 3 млн. рублей (извещение (извещение № 0843300028717000001).

Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Шатровская районная детско-юношеская спортивная школа» нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требования к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций.

4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны