Решение №05-02/228-16 Решение по жалобе от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/228-16

 

17.11.2016 г.                                                                        г. Курган

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СИБ «АЛЬПИКС» на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для нужд ГБУ «Целинная центральная районная больница» на 2016 г., извещение № 0343200025416000121, и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «СИБ «АЛЬПИКС» (далее – Заявитель, ООО «СИБ «АЛЬПИКС») (вх. № 6775 от 10.11.2016) на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» (далее – Заказчик, ГБУ «Целинная ЦРБ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для нужд ГБУ «Целинная ЦРБ» на 2016 г., извещение № 0343200025416000121.

В жалобе заявитель указал, что под описание, указанное Заказчиком в п. 2 Технического задания, подходит только один программный продукт, и аналогов данного программного обеспечения не существует. Кроме того, данный продукт распространяется ограниченным кругом дилеров. Заявитель же не является партнером разработчика указанного продукта и не может осуществить поставку этого программного обеспечения.

В разъяснении положений документации об электронном аукционе Государственный заказчик ссылается на методический документ «Меры защиты информации в государственных информационных системах» (утвержден ФСТЭК России 11 февраля 2014 года) (далее – Приказ № 17 ФСТЭК) и в качестве примера приводит требование: РСБ.7. В информационной системе должна обеспечиваться защита информации о событиях безопасности.

В соответствии с п. 20.5 Приказа №17 ФСТЭК Меры по регистрации событий безопасности должны обеспечивать сбор, запись, хранение и защиту информации о событиях безопасности в информационной системе, а также возможность просмотра и анализа информации о таких событиях и реагирование на них. Эти меры не связаны с ведением журналов учета.

В соответствии с п.11 Приказа № 17 ФСТЭК для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации… Но требований по сертификации поставляемого программного обеспечения Государственным заказчиком не предъявляется. Поэтому Приказ № 17 ФСТЭК не может служить основанием для приобретения указанного программного обеспечения.

Использование указанного программного обеспечения для достижения поставленной Заказчиком цели обеспечения выполнения обязанностей. Предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1119 от 01.11.2012 г., № 687 от 15.09.2008 г. и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в качестве оператора персональных данных не требуется.

Представители заказчика представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

С доводами, изложенными в жалобе, не согласны по основаниям, указанным в возражении.

Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 01.11.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для нужд ГБУ «Целинная ЦРБ» на 2016 г., извещение № 0343200025416000121.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 125 300, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение «Целинная центральная районная больница».

Согласно Протокола № 0343200025416000121-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2016 подано 2 (две) заявки, обе заявки допущены до участия в электронном аукционе.

Согласно Протокола № 0343200025416000121-2 подведения итогов электронного аукциона от 15.11.2016 г. участник, заявке которого присвоен № 1, признан победителем электронного аукциона.

На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с возникшей потребностью ГБУ «Целинная ЦРБ» - Заказчик в единой информационной системе в сфере закупок опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для нужд ГБУ «Целинная центральная районная больница» на 2016 г., извещение № 0343200025416000121.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В Извещении о проведении электронного аукциона, а также в Документации электронного аукциона установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а также требования к участнику электронного аукциона. В этих требованиях не содержится указания на наличие у участника сертификата ФСТЭК, тогда как в Техническом задании присутствует требование к исполнителю, а именно: «Обязательное наличие на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе действующей лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации».

Таким образом, Заказчиком при формировании и утверждении  Документации электронного аукциона нарушены положения п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Постановление Правительства Российской Федерации № 687 от 15.09.2008 г. «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» закрепляет в том числе, меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации.

Постановление Правительства Российской Федерации № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» устанавливает несколько типов угроз безопасности для информационной системы, а также требования по обеспечению защищенности персональных данных при обработке в информационной системе.

В рассматриваемом случае предметом аукциона является предоставление услуги «Защита персональных данных», которая, как пояснили представители Заказчика, помимо прочего включает в себя создание определенного количества электронных информационных журналов.

Информационная система является информационной системой, обрабатывающей общедоступные персональные данные, если в ней обрабатываются персональные данные субъектов персональных данных, полученные только из общедоступных источников персональных данных, созданных в соответствии со ст. 8 Закона о персональных данных.

  Защита персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных должна производиться в соответствии с нормами Постановления N 1119. В частности, в этом документе сказано, что безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона о персональных данных.

Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее - оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо).

Выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение ч. 4 ст. 19 Закона о персональных данных.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Технологический процесс печати файлов предполагает, что эти файлы будут загружены в аппаратно-программный комплекс для перенесения информации на бумажный носитель. Следовательно, данный комплекс должен соответствовать требованиям защиты информации, обеспечивая как минимум невозможность утечки персональных данных (неправомерного или случайного доступа к ним, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий).

Действия по разработке программного продукта требуют наличия специального сертификата, тогда как создание информационных журналов не требует наличия особых разрешительных документов. Таким образом, действия по созданию информационных журналов являются технически и функционально не связанными с объектом закупки, а именно с защитой персональных данных. Установив указанные требования к товарам, Заказчик лишил возможности принять участие в электронном аукционе участников, специализирующихся на оказании услуг по разработке информационных журналов без создания программного обеспечения, направленного на защиту персональных данных.

Комиссией Курганского УФАС России при рассмотрении данной жалобы обнаружены признаки нарушения положений ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, указанный в части 6 данной статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в ЕИС.

В ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок (подписанный всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии) не размещен.

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях комиссии заказчика – ГБУ «Целинная центральная районная больница» установлено нарушение ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении протокола рассмотрения первых частей заявок (подписанного всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии) в ЕИС.

Согласно ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке в единой информационной системе.

В ЕИС протокол подведения итогов (подписанный всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии) не размещен.

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях комиссии заказчика – ГБУ «Целинная центральная районная больница» установлено нарушение ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении протокола подведения итогов (подписанного всеми участвовавшими в рассмотрении заявок аукционной комиссии) в ЕИС.

В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки доводы заявителя не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СИБ «АЛЬПИКС» необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» нарушение ст. 14, Закона о контрактной системе, выразившееся во включении в описание в документацию о закупке объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
  3. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в единой информационной системе Протокола рассмотрения заявок на участие электронном аукционе, подписанного всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами.
  4. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в единой информационной системе Протокола подведения итогов электронного аукциона, подписанного всеми членами аукционной комиссии.
  5. Выдать Заказчику – Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница»  предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 14. 33, ч. 7 ст. 67, ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для ГБУ «Целинная центральная районная больница, извещение № 0343200025416000121.
  6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному на рассмотрение обращений в порядке Главы 9 Закона о защите конкуренции.
  7. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/228-16

 

21.11.2016 г.                                                                        г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СИБ «АЛЬПИКС» на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для нужд ГБУ «Целинная центральная районная больница» на 2016 г., извещение № 0343200025416000121, и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – Государственного бюджетного учреждения «Целинная центральная районная больница» устранить нарушение ч. 3 ст. 14. 33, ч. 7 ст. 67, ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на предоставление услуги «Защита персональных данных» для ГБУ «Целинная центральная районная больница, извещение № 0343200025416000121 в срок не позднее 28 ноября 2016 года.
  2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 05 декабря 2016 года.
  3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» Государственному бюджетному учреждению «Целинная центральная районная больница» обеспечить техническую поддержку для возможности исполнения предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны