Решение №05-02/231-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/231-17

31.08.2017г.                                                                                                                                                                                                                                                      г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на действия Заказчика Государственного бюджетного учреждения «Курганский областной центр медицины кадастров» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение № 0343200014217000007), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – Заявитель, АНО ДПО «Курганский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России») (вх.№5563 от 25.08.2017) на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Курганский областной центр медицины кадастров» (далее – Заказчик, ГБУ «Курганский областной центр медицины кадастров») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение № 0343200014217000007).

В жалобе заявитель указал, что в техническом задании документации электронного аукциона Заказчиком установлены требования, противоречащие п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заявитель указывает на следующие требования, установленные Заказчиком:

1) для удобства погрузки пациента необходимо наличие сдвижных дверей по обоим бортам;

2) в связи с необходимостью посадки на необорудованные вертолетные площадки, для снижения давления на грунт необходимо наличие полозкового шасси вертолета;

3)для размещения необходимого медицинского оборудования и удобства работы медицинской бригады объем грузовой кабины вертолета должен быть не менее 6,5 куб. метра.

По мнению Заявителя, указанные требования ограничивают участие в закупке владельцев вертолетов Ми-2 и Ми-8, являющихся стандартными типовыми воздушными суднами. Указывает, что при проведении настоящего электронного аукциона Заявитель лишен возможности принять участие, в связи с установленными Заказчиком требованиями.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представили письменные возражения. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 15.08.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг для оказания медицинской помощи с применением авиации (извещение № 0343200014217000007). 28.08.2017 г. размещено изменение извещения № 0343200014217000007.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 75 278 568,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы подача заявок на участие в аукционе не завершена.

В соответствии с ч.1 ст.33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В части IV «Техническое задание» документации электронного аукциона установлены требования к авиационным услугам для оказания медицинской помощи с применением авиации. Указаны, в том числе следующие требования: «Полеты должны выполняться на вертолете с максимальной взлетной массой от 2000 кг до 4000 кг., двухдвигательном, сертифицированном для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП), транспортной категории «А». Для удобства погрузки пациента необходимо наличие сдвижных дверей по обоим бортам. В связи с необходимостью посадки на необорудованные вертолетные площадки, для снижения давления на грунт необходимо наличие полозкового шасси вертолета. Для размещения необходимого медицинского оборудования и удобства работы медицинской бригады объём грузовой кабины вертолета должен быть не менее 6.5 куб метра».

Заявитель указывает, что установленные требования к техническим характеристикам вертолета, ограничивают участие владельцев вертолетов Ми-2 и Ми-8, являющихся стандартными воздушными суднами. Согласно инструкции вертолета Ми-2 воздушное судно предназначено для перевозки лежачих и сидячих больных с сопровождающим медработником. Согласно Руководства по эксплуатации вертолета Ми-8 воздушное судно применяется для перевозки носилочных раненых (до 12 чел) в сопровождении медицинского работника. Обе типовые конструкции вертолетов имеют колесные шасси, предназначенные для смягчения силы удара, возникающей при посадке, побеге и разбеге, а также для передвижения вертолета по земле.

Вертолет Ми-8 имеет грузовую кабину с одной сдвижной дверью, вертолет Ми-2 – одну дверь на шарнирах. Объем грузовой кабины, указанных типов воздушных судов, обеспечивает перевозки как сидячих, так и лежачих больных. Таким образом, Заявитель указывает, что лишен возможности принять участие, в связи с установленными Заказчиком требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На рассмотрении жалобы по существу Заказчик пояснил, что, требования, к таким показателям товара указаны в соответствии с потребностью Заказчика и имеют практическую ценность для Заказчика.

Указание в документации на необходимость наличия сдвижных дверей по обоим бортам вертолета, наличие полозкового шасси, установление минимального объема грузовой кабины вертолета обусловлено спецификой использования вертолетов на территории Курганской области способами погрузки пациентов, а также особенностями оказания медицинской помощи.

Из пояснений Заказчика следует, что такое конструктивное исполнение, как наличие в вертолете двух сдвижных дверей, применено на многих современных вертолетах, в частности на вертолетах Bell, Eurocopter, АНСАТ, AgustaWestland, что повышает эффективность их использования при оказании медицинской помощи и позволяет задействовать при погрузке меньшее количество времени и технического персонала.

Требуемое Заказчиком полозковое шасси также имеется на многих воздушных суднах – Bell 407, Eurocopter (EC 135, EC 145), АНСАТ, AgustaWestland A119. Соответствие указанному требованию позволяет своевременно медицинскую помощь в труднодоступных для посадки местностях и значительно расширяет возможности использования такой вертолетной техники при чрезвычайных ситуациях.

Привлечение к авиационным работам вертолетов с объемом грузовой кабины менее 6,5 куб. метров, по мнению Заказчика, ведет к ограничению возможностей оказания медицинской помощи пациенту в кабине вертолета. Кроме того, для оказания медицинской помощи в кабине необходимо разместить большое количество медицинского оборудования.

Документация электронного аукциона не содержит ограничений в части конкретных типов, моделей и марок вертолетов, которые участники вправе использовать при выполнении закупаемых авиационных работ. Указанным в техническом задании требованиям соответствуют несколько моделей воздушных судов. Данный факт не оспаривался ни одной из сторон, участвующих в заседании по рассмотрению жалобы по существу.

Установленное ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе требование Заказчиком соблюдено. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к авиационной услуге для оказания медицинской помощи и необходимому для ее оказания воздушному судну.

Кроме того, Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При формировании условий закупки заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования организации закупок, направленные на эффективность использования бюджетных средств. Таким образом, заказчик вправе установить требования к качеству, функциональным характеристикам поставляемым товарам, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Из смысла и содержания ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что отсутствие у потенциального участника закупки воздушного судна с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.

Таким образом, указание Заказчиком определенных требований к воздушному судну обусловлено потребностями Заказчика и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Довод заявителя не нашел своего подтверждения, признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны