Решение б/н решение 05-02/233-14 по жалобе ООО «Энерго» на действия ко... от 20 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Энерго» (вх. № 8565 от 25.12.2014 г.) на действия комиссии заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией (извещение № 0343200027614000245).

В жалобе заявитель указал, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2014 года аукционной комиссией заказчика принято решение о признании победителем ООО «Центр утилизации медицинских отходов».

С данным решением аукционной комиссии заказчика заявитель не согласен, так как ООО «Центр утилизации медицинских отходов» не представило в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензию на осуществление вида деятельности, являющегося предметом данной закупки.

Считает, что ООО «Центр утилизации медицинских отходов» не имеет права оказывать услуги по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией, и, соответственно, не может быть признано победителем данной закупки, поскольку данная деятельность, по мнению заявителя, подлежит лицензированию.

Представитель заказчика пояснил, что на момент разработки и утверждения аукционной документации заказчик не обладал сведениями о том, что деятельность по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией не подлежит лицензированию, поэтому в п. 22 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Также, в п. 25 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которым в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в составе второй части заявки участником должна быть предоставлена лицензия на осуществление вида деятельности по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией.

Однако, на момент рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционной комиссии заказчика предоставлены документы (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.01.2014 года № АА-03-03-36/306, письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области от 03.07.2014 года № 01-05-69/2981), согласно которым отношения в области обращения с медицинскими отходами не подлежат регулированию Федеральными законами № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - № 89-ФЗ), № 99-ФЗ от 4.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - № 99-ФЗ).

На основании изложенного выше, считает, что у аукционной комиссии заказчика отсутствовали основания для признания заявки ООО «Центр утилизации медицинских отходов» несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку в ее составе в полном объеме представлены документы, предусмотренные ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 г. № 498, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 04.12.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение № 0343200027614000245 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 143 107, 00 рублей.

Заказчиком является Государственное бюджетное учреждение «Шадринская больница скорой медицинской помощи».

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе оператором электронной площадки направлены заказчику первые части заявок двух участников закупки: заявка № 7761231 (ООО «Центр утилизации медицинских отходов»), заявка № 2745450 (ООО «Энерго»).

Аукционной комиссией заказчика допущены до участия в электронном аукционе все участники закупки, подавшие заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией.

В электронном аукционе приняли участие следующие участники: ООО «Центр утилизации медицинских отходов» (заявка № 7761231) – предложение о цене контракта 132 373, 90 руб.; ООО «Энерго» (заявка № 2745450) – предложение о цене контракта 133 089, 44 руб.

 Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2014 г. аукционная комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок участников аукциона: ООО «Центр утилизации медицинских отходов» (заявка № 7761231), ООО «Энерго» (заявка № 2745450). Решением аукционной комиссии заказчика все вышеуказанные заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

Победителем электронного аукциона признано ООО «Центр утилизации медицинских отходов», так как предложена наименьшая цена контракта.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В силу требований пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.

При рассмотрении аукционной документации Комиссия Курганского УФАС установила, что в п. 22 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией.

В п. 25 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которым в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна быть предоставлена лицензия на осуществление вышеуказанного вида деятельности.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 9 № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 30 ст. 12 № 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV  классов опасности подлежит лицензированию.

Классы опасности отходов установлены в ст. 4.1 № 89-ФЗ.

На основании п. 1 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV  классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255,  деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

Исходя из анализа положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, следует, что медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) включены в реестр отходов с кодом 97000000 00 00 0, в котором тринадцатая цифра является кодом класса опасности для окружающей среды и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен.

Таким образом, объектом данной закупки является деятельность по обращению с отходами, класс опасности которых в целях лицензирования деятельности по такому обращению действующим законодательством не установлен.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отношения в области обращения, в том числе с отходами лечебно-профилактических учреждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

С 01.07.2009 отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из сферы действия № 89-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163, медицинские отходы подразделены в зависимости от опасности на пять самостоятельных классов: класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; класс Б - эпидемиологически опасные отходы; класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс Г – токсикологически  опасные отходы 1 – 4 классов опасности; класс Д – радиоактивные отходы.

На основании изложенного выше, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов в рамках № 99-ФЗ не предусмотрено. Правовых оснований для отнесения медицинских отходов к отходам I – IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В нарушение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик в аукционной документации установил требование к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектам в закупки не соответствующее требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок документов и информации, не допускается.

Поскольку в аукционной документации заказчиком неправомерно предъявлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией, то требование о предоставлении участником электронного аукциона в составе второй части заявки в качестве документа, подтверждающего ее соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, лицензии на осуществление данного вида деятельности противоречит положениям ч. 6 ст. 66 нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Поскольку получение государственной лицензии влечёт связанные с её использованием запреты, ограничения и ответственность (в том числе административную), то обязанность её получения хозяйствующим субъектом не может быть основана на предположении либо аналогии, а должна быть указана непосредственно в норме федерального законодательства либо бесспорно следовать из неё.

Аукционная комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В составе второй части заявки № 7761231 (ООО «Центр утилизации медицинских отходов») в полном объеме представлены документы, предусмотренные ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а участник электронного аукциона соответствует предъявляемым к нему требованиям, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, у аукционной комиссии заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки № 7761231 (ООО «Центр утилизации медицинских отходов») не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 При рассмотрении проекта контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией, являющегося неотъемлемой части аукционной документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок), Комиссией Курганского УФАС России установлено, что заказчиком в проекте контракта не установлены размеры пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также штрафа в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, что является нарушением ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энерго» необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Шадринская больница скорой медицинской помощи»  нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в установлении требований к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  3. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Шадринская больница скорой медицинской помощи»  нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в предъявлении требований о предоставлении участником электронного аукциона документов и информации, не предусмотренных ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Признать в действиях заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Шадринская больница скорой медицинской помощи»  нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размеров пени, штрафа в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
  5. Выдать заказчику – Государственному бюджетному учреждению «Шадринская больница скорой медицинской помощи» предписание об устранении нарушений ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66, ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем аннулирования электронного аукциона на оказание услуг по сбору и транспортировке (вывозу) медицинских отходов класса «Б» и «Г» с их последующей утилизацией (извещение № 0343200027614000245).
  6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны