Решение №05-02/245-15 решение по жалобе ООО «Экспресс-Курьер» на действия заказчик... от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Экспресс-Курьер» на действия заказчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированных конвертов) (извещение № 0143200003315000481).

В жалобе заявитель указал, что согласно Приложению № 2 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание» заказчику необходимо поставить:

- конверты маркированные "Евро" с надписью "Куда-Кому", в правом верхнем углу - литера "А", нанесена типографским способом, размер 110х220, без окна, с отрывной лентой в количестве 3600 штук;

- конверты маркированные "Евро" с надписью "Куда-Кому", в правом верхнем углу - литера "А", нанесена типографским способом, размер 110х220, с окном, с отрывной лентой в количестве 7880 штук.

Считает, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования, ограничивающие права потенциальных участников запроса котировок, отдающие приоритет производителю, которым является ФГУП «Почта России», что приводит к ограничению круга лиц, претендующих на заключение контракта по результатам проведения данной закупки.

Указывает, что при определении размера начальной (максимальной) цены контракта заказчиком не учтена стоимость курьерских услуг до места поставки товара.

Полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представители заказчика представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

С доводами, изложенными в жалобе не согласны по основаниям, указанным в возражении.

Пояснили, что требования к поставляемому товару установлены заказчиком, исходя из его потребностей в целях реализации закрепленных полномочий по осуществлению государственного надзора и обеспечения качественного и своевременного сопровождения деятельности органа.

При формировании описания объекта закупки в Приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание» заказчиком указаны характеристики объекта закупки, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок, которые не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Полагают, что правовые основания для удовлетворения доводов заявителя отсутствуют.

Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Представители Управления государственных закупок Курганской области поддержали доводы, изложенные представителями заказчика, представив в материалы дела по рассмотрению жалобы письменный отзыв.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 03.12.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликовано извещение № 0143200003315000481 о проведении запроса котировок на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированных конвертов).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 248 960 рублей 00 копеек.

Заказчиком является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Закупку осуществляет уполномоченный орган в лице Управления государственных закупок Курганской области.

При рассмотрении Приложения № 2 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание» Комиссия Курганского УФАС России установила, что заказчику необходимо поставить:

- конверты маркированные "Евро" с надписью "Куда-Кому", в правом верхнем углу - литера "А", нанесена типографским способом, размер 110х220, без окна, с отрывной лентой в количестве 3600 штук;

- конверты маркированные "Евро" с надписью "Куда-Кому", в правом верхнем углу - литера "А", нанесена типографским способом, размер 110х220, с окном, с отрывной лентой в количестве 7880 штук.

Согласно ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе в сфере закупок, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Статьей 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования, предъявляемые к проведению запроса котировок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, Законом о контрактной системе в сфере закупок установлен запрет на включение в описание объекта закупки требований к производителю товара, а также требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с п. 1.1. Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" (далее - Положение) установлено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.

Пунктом 1.5 Положения установлено, что непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.

В п. 1.6 Положения указано, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам.

В силу п. 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (п. 1.8).

Приобретая марки у ФГУП "Почта России" (через филиалы учреждения), первоначальный покупатель осуществляет предварительную оплату услуг связи по доставке корреспонденции по всей территории Российской Федерации.

В дальнейшем первоначальный покупатель, продавая марки и выступая уже продавцом, реализует, в том числе, право воспользоваться уже оплаченными услугами почтовой связи. Продавец устанавливает цену марки (маркированного конверта) по своему усмотрению. Услуги почтовой связи конечного потребителя конвертов, осуществляющего отправку письма через почтовые отделения, оплачены лицом, купившим марки у ФГУП "Почта России".

Продажа почтовых марок, маркированных конвертов не является деятельностью субъектов естественных монополий в сфере общедоступной почтовой связи, поскольку реализация почтовых марок не подпадает под действие Закона о естественных монополиях.

Таким образом, реализовывать маркированные конверты могут различные организации, первоначально приобретая их у ФГУП "Почта России" (через филиалы, учреждения), при этом, стоимость перепродаваемых маркированных конвертов будет установлена значительно выше, нежели у первоначального продавца (ФГУП "Почта России"), что, в свою очередь, является не выгодным для потенциальных участников закупки.

Следовательно, единственно выгодным для потенциальных участников закупки, в соответствии с требованиями закупочной документации, а, следовательно, и единственно возможным продавцом маркированных конвертов является ФГУП "Почта России" (филиалы, учреждения).

На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что установленное заказчиком требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу – литер «А», нанесенного типографским способом, свидетельствует о знаке почтовой оплаты, предназначенного для оплаты определенного почтового тарифа.

Приложением № 2 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание» не предусмотрена возможность к поставке конверта с наклеенными почтовыми (типографическими) марками, номинал знаков почтовой оплаты которых соответствует тарифам на услуги почтовой связи внутренних почтовых отправлений.

При этом, требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу – литера А, нанесенного типографским способом, свидетельствует о возможности приобретения знака почтовой оплаты только у учреждения Федеральной почтовой связи.

 На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России, приходит к выводу о том, что в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установив требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литера А, нанесенного типографским способом, заказчик ограничил количество участников закупки в реализации собственных почтовых конвертов, требующих лишь приобретение знаков почтовой оплаты (почтовых марок), а также установил указание в отношении производителя товара, являющегося объектом данной закупки.

В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.З ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, Курганское УФАС России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

По мнению заявителя, действия заказчика нарушают положения Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 Приказа Федеральной антимонопольной службы N 75/14 от 11.02.2014 установлено, что при осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России и территориальным органам ФАС России до издания правовых актов ФАС России, устанавливающих порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по контролю в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Жалоба заявителя на действия заказчика подана в Курганское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок и рассмотрена Комиссией Курганского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27 февраля 2015 г. N 36262.

При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Курганского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, зарегистрированным в Минюсте России 07.08.2012 N 25125.

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 № 135-ФЗ).

Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, не представляется возможным в связи с отсутствием каких – либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,                                        

 

РЕШИЛА:

       

  1. Признать жалобу ООО «Экспресс-Курьер» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области нарушения п.1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущим за собой ограничение количества участников закупки.
  3. Выдать заказчику – Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области  предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования запроса котировок на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированных конвертов) (извещение № 0143200003315000481).

Связанные организации

Связанные организации не указаны