Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере
закупок № 05-02/279-17
11.10.2017 г.              
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителей Заказчика - МУП г. Кургана «Специализированное дорожное предприятие»,
в присутствии представителя Уполномоченного органа - Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана,
в присутствии представителя АО «Уральская марка»,
рассмотрев жалобу АО «Уральская марка» на действия Заказчика – МУП г. Кургана «Специализированное дорожное предприятие» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку мини-погрузчиков (извещение № 0143300006917000621), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:

05.10.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика – МУП г. Кургана «Специализированное дорожное предприятие» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку мини-погрузчиков (извещение № 0143300006917000621).
В жалобе Заявитель указал, что в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к значениям показателей мини-погрузчика «ширина» и «длина с ковшом», отвечающие характеристикам мини-погрузчиков марки «МКСМ» (производства ОАО «Курганмашзавод»), что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика.
Полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).
Представители заказчика представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
Пояснили, что при разработке аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару, исходя из его потребностей при выполнении видов работ, предусмотренных Уставом предприятия.
Отметили, что ОАО «Курганмашзавод» не является единственным заводом-изготовителем мини-погрузчиков с запрашиваемыми характеристиками. Мини-погрузчики с подобными характеристиками выпускаются также ОАО «САРЭКС» (г. Саранск).
Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Представитель Уполномоченного органа поддержал позицию Заказчика. С доводами, изложенными в жалобе не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
29.09.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку мини-погрузчиков (извещение № 0143300006917000621).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 981 800,00 рублей.
Заказчиком является МУП г. Кургана «Специализированное дорожное предприятие».
Уполномоченный орган - Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
При рассмотрении Технического задания аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки заказчиком указаны требования к характеристикам необходимых к поставке мини-погрузчиков. В том числе:
- длина с ковшом, мм – не более 3600;
- ширина, мм – не более 1800.
Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представители заказчика пояснили, что указанные в Техническом задании аукционной документации требования к поставляемому товару обусловлены потребностями заказчика.
Как следует из изложенного, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При формировании условий закупки заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования организации закупок, направленные на эффективность использования бюджетных средств. Таким образом, заказчик вправе установить требования к качеству, функциональным характеристикам поставляемым товарам, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно Устава МУП г. Кургана «Специализированное дорожное предприятие» основными видами работ, осуществляемых Заказчиком, являются:
- содержание и ремонт проезжей части дорого, мостов, путепроводов;
- ремонт тротуаров, внутридворовых проездов, зон отдыха;
- капитальный ремонт и реконструкция городских дорог и тротуаров.
Как следует из пояснений представителей заказчика, закупаемые мини-погрузчики планируется использовать в пешеходной зоне при содержании улично-дорожной сети, благоустройстве, ремонте и строительстве.
Минимальная ширина тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек в г. Кургане, в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ГОСТ 33150-2014 «Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек» составляют:
- тротуаров – от 1,5 м;
- пешеходных и велосипедных дорожек – от 0,75 м.
Таким образом, заказчик, устанавливая требования к характеристикам мини-погрузчиков, исходил из потребностей с учетом специфики своей деятельности.
Как следует из жалобы АО «Уральская марка», мини-погрузчики с характеристиками, установленными заказчиком в аукционной документации, производятся лишь ОАО «Курганмашзавод». Установление заказчиком требований к характеристикам мини-погрузчика «ширина» и «длина с ковшом» обусловлено намерением ограничить круг участников аукциона до единственного участника, предлагающего к поставке мини-погрузчик марки «МКСМ» (производства ОАО «Курганмашзавод»).
Комиссия Курганского УФАС России считает, что данный довод несостоятелен на основании следующего.
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика век зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
Требования заказчика к поставляемому товару не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку мини-погрузчиков.
На основании вышеизложенного, отсутствуют основания полагать, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика. Довод Заявителя является необоснованным.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Относительно этого довода о наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заказчика, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.
А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.
Таким образом, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако указанная выше жалоба, подана в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «Уральская марка» необоснованной.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны