Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере  закупок № 05-02/299-17

31.10.2017 г.              
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в отсутствии представителей Заказчика – Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района (извещен надлежащим образом);
в присутствии представителей Уполномоченного органа – Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района,
в отсутствии представителя Заявителя – ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (извещено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на действия Заказчика – Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района, Уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области" (извещение № 0143300053917000088) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

24.10.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Инженерно Строительная Компания» на действия Заказчика – Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района, Уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области" (извещение № 0143300053917000088).
В жалобе Заявитель указал следующее.
1) При описании объекта закупки Заказчик не использует показатели, обозначения и терминологию, предусмотренную ГОСТами, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) В нарушение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлена группа работ строительных, на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99).
3) В проекте контракта, являющегося частью аукционной документации, не определены существенные условия в части срока действия контракта, что не позволяет потенциальным участникам закупки в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе определить срок действия банковской гарантии.
Представители Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
09.10.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области" (извещение № 0143300053917000088).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 826 590,00 рублей.
Заказчиком является Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района.
Уполномоченный орган - Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
1. Заявитель указывает, что требование Заказчика о том, что трубы стальные сварные водогазопроводные легкие с диаметром условного прохода «20, 25, 40, 50 мм» должны иметь толщину стенки «2,5,  2,8  3,0  3,2 мм» противоречит ГОСТ 3265-75.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 18 Технического задания аукционной документации «Трубы стальные сварные водогазопроводные, черные обыкновенные (неоцинкованные) указано, в том числе, следующее: «диаметр условного прохода (мм) – 20, 25, 40, 45», «толщина стенки (мм) – 2,5 , 2,8 , 3,0 , 3,2».
Согласно п. 14 аукционной документации «Требования к описанию объекта закупки»  в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Заявитель указывает, что согласно ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия»  трубе с условным проходом 45 мм соответствует толщина стенки 3,0 мм. Вместе с тем, Техническим заданием аукционной документации предусмотрена другая толщина стенки.
В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ работы, являющиеся объектом закупки выполняются в соответствии с проектно-сметной документации.
На официальном сайте ЕИС помимо аукционной документации размещена проектно-сметная документация.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектно-сметная документация на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области", содержащая, в том числе, описание характеристик товаров, используемых при выполнении работ, прошла государственную экспертизу, утвержденную Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской.
Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения при описании объекта закупки. Описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии с проектно-сметной документацией, составленной специализированной организацией в области архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, данная проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу уполномоченного органа власти, следовательно, отсутствуют основания для признания довода Заявителя обоснованным.
Заявитель указывает, что в п. 57 Технического задания «болты» Заказчиком установлены показатели, противоречащие ГОСТ.
Согласно п. 57 Технического задания при выполнении работ необходимо использовать болты со следующими характеристиками.
Болты Класс точности болтов: А, В
 Исполнение Исполнение 1 или Исполнение 2 или Исполнение 3 или Исполнение 4
 Шаг резьбы: 1.25, 1.5, 1.75
 Длина болта От 32
 Размер «под ключ» Не менее 18
 Диаметр стержня Не менее 12
 Номинальный диаметр резьбы Не менее 12
 Болт соответствует требованиям: ГОСТ 7798-70, ГОСТ 7805-70

В соответствии с требованиями к описанию объекта закупки знак «:» следует читать как «или», участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из перечисленных Заказчиком.
В соответствии с ГОСТ 7798-70 болты исполнения класса точности А и В обладают следующими характеристиками.
Номинальный диаметр резьбы 10 12 (14) 16
Шаг резьбы Крупный 1,5 1,75 2
 Мелкий 1,25 1,5
Диаметр стержня 10 12 14 16
Размер под ключ 16 18 21 24

Из вышеизложенного следует, что требованиям Заказчика соответствует болт шага резьбы крупного номинальным диаметром 12, болт шага резьбы мелкого номинальным диаметром от 12 и выше.
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит ГОСТ. Довод Заявителя является необоснованным.
Заявитель указывает, что п. 113 Технического задания «Мастика герметизирующая нетвердеющая» описание объекта противоречит требованиям ГОСТ.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 113 Технического задания аукционной документации «Мастика герметизирующая нетвердеющая» Заказчик при описании объекта закупки установил следующее требование: «относительное удлинение – [не менее 20]».
Согласно п. 14 аукционной документации «требования к описанию объекта закупки» в случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Согласно ГОСТ 14791-79 «Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная» относительное удлинение при максимальной нагрузке, не менее 45 – при высшей категории качества; не менее 35 – при 1 категории качества.
С учетом вышеизложенного, Заказчик при описании объекта закупки использовал показатели, не предусмотренные ГОСТ, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя является обоснованным.
2. Заявитель указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлена группа работ строительных, на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99.
В п. 12 Технического задания установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99.
В соответствии с п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99) в случае, если предметом контракта является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчик обязан установить требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Проектно-сметная документация, размещенная в Единой информационной системе наряду с аукционной документацией относит объект закупки к объекту капитального строительства.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России полагает, что из описания объекта закупки и требований, изложенных в аукционной документации, следует, что необходимо выполнить работы по строительству объекта капитального строительства. Довод Заявителя признан необоснованным.
3. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области" вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня его подписания и действует до полного исполнения обеими Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 12.1 проекта контракта).
Согласно п. 1.3 проекта контракта сроки окончания работ по контракту – 30 ноября 2018 г.
В соответствии с п. 2.6 проекта контракта Заказчик обязан произвести окончательный расчет в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке, но не позднее 30.12.2018 года.
Согласно ч. 5 ст. 10 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
С учетом вышеизложенного, исходя из того, что ГК РФ предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что до 30.12.2018 года стороны не исполнят свои обязательства по Контракту в полном объеме. Таким образом, срок банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта должен превышать не менее чем на один месяц  окончательный срок оплаты работ, а именно 30.12.2018 г. Довод Заявителя является необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В пункте 73 Технического задания аукционной документации кислород технический газообразный описан следующим образом.
Кислород технический газообразный  Сорт Первый или второй
 % Объемная доля кислорода [не менее 99.5]
 % Объемная доля водяных паров [не более 0.009]
 % Объемная доля водорода [не более 0.05]
  Соответствии государственному стандарту Должен соответствовать ГОСТ 5583-78

Согласно п. 14 аукционной документации «требования к описанию объекта закупки» в случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73) «Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия» в кислороде техническом газообразном 1 сорта объемная доля кислорода должна составлять не менее 99,7%, объемная доля водяных паров – не более 0,007%, а объемная доля водорода – не более 0,3%; в кислороде техническом газообразном 2 сорта объемная доля кислорода должна составлять не менее 99,5 %, объемная доля водяных паров – не более 0,009%, а объемная доля водорода – не более 0,5%.
Исходя из вышеизложенного следует, что требованиям, установленным Заказчиком, соответствует лишь кислород технический газообразный второго сорта.
Таким образом, описание объекта закупки (кислород технический газообразный) носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 108 Технического задания аукционной документации отвод описан следующим образом.
Отвод мм D Не менее 159
 мм Т Должен быть 4,0
 0 Ɵ: Должен быть 900
 мм F= R Не менее 225
  Тип исполнения: 1, 2
  Соответствие государственному стандарту Отвод должен соответствовать ГОСТ 17380-2001, ГОСТ 17375-2001, ГОСТ 2.101-68

В соответствии с требованиями к описанию объекта закупки допускается использование отводов как с 1, так и со 2 типом исполнения.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 17375-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали» отводы типа исполнения 1 и 2, попадающие под требования, установленные Заказчиком, имеют следующие характеристики.
Тип исполнения 1 2
D 168,3 и выше 159 и выше
Т 4,5 и выше 4,0 и выше
F= R 229 и выше 225 и выше

В соответствии с ГОСТ 17380-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия» допускается отклонение толщины стенки деталей на торцах диаметра до -12,5%.
Таким образом, с учетом ГОСТ 17380-2001, толщина стенки детали в отводе типа исполнения 1 может иметь толщину стенки от 3,94 до 4,5, что не соответствует требованиям, установленным Заказчиком.
Исходя из вышеизложенного следует, что требованиям, установленным Заказчиком, соответствует лишь отвод типа исполнения 2.
С учетом требований к описанию объекта закупки, участник закупки не Таким образом, описание объекта закупки (отвод) носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 34 Технического задания аукционной документации Заказчик описал блоки дверные следующим образом: «Марка: не хуже ДНГ 21-10».
Такое описание характеристик объекта закупки, по мнению Курганского УФАС России, носит необъективный характер и не позволяет участникам определить требования к товарам, установленные Заказчиком, что нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ГОСТ 9109-81 грунтовка ФЛ-03К предназначается для грунтования поверхностей из черных металлов, медных и титановых сплавов, а также деревянных поверхностей.
Вместе с тем, согласно п. 89 Технического задания аукционной документации «Грунтовка ФЛ-03К» Заказчиком установлено, что грунтовка должна предназначаться для грунтования поверхностей из черных металлов, медных и титановых сплавов, цветных металлов и их сплавов, а также деревянных поверхностей.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившегося в неиспользовании при описании характеристик товара требований, предусмотренных ГОСТом 9109-81.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п.п. 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 Технического задания к объекту закупки Трубы стальные установлены следующие требования: должны быть изготовлены из стали по группе Б с нормированием механических свойств и химического состава и соответствовать ГОСТ 10704-91.
ГОСТ 10704-91 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент» устанавливает сортамент стальных электросварных прямошовных труб. При этом Технические требования должны соответствовать ГОСТ 10705 и ГОСТ 10706.
В соответствии с ГОСТ 10705 трубы по группе Б изготавливают с нормированием химического состава.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п.п. 93, 94, 95, 96, 97, 98 Заказчиком установлено, что общее содержание хлоридов в бетоне не должно превышать 1%.
ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» не содержит требования о том, что общее содержание хлоридов в бетоне не должно превышать 1%. Вместе с тем, такое требование содержит ГОСТ 26633-2012, который утратил силу с момента принятия ГОСТ 26633-2015.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки использованы требования, не предусмотренные техническими стандартами, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АНСВЭЛ-КОНСАЛТ» частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района  нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки и использовании показателей, не предусмотренных техническими стандартами.
3. Выдать Заказчику –– Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района предписание об устранении нарушений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Сети водоснабжения села Верхозино Шадринского района Курганской области".
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны