Решение №05-02/4125-14 Решение по жалобе ООО МТ "Аскания" от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 05-02/150-13
11.09.2013 г. Курган
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО МТ «Аскания» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Курганская областная клиническая больница» при размещении государственного заказа путем запроса котировок (извещение № 0343200010713000354) на поставку дезинфицирующих средств и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО МТ «Аскания» (вх. № 4810 от 05.09.2013 года) на действия заказчика - ГБУ «Курганская областная клиническая больница».
В жалобе заявитель указал, что технические характеристики, указанные в п. 1 и п. 4 в своей совокупности соответствуют только одному товару одного производителя.
Кроме того, включая в аукционную документацию требования к составу действующих веществ, наравне с требованиями к их назначению и микробиологии, заказчик исключает возможность участия в торгах лиц, предлагающих дезинфицирующие средства, сходные по назначению и микробиологии, однако, имеющие иной состав действующих веществ. Более того, устанавливая требования к процентному содержанию действующих веществ, заказчик исключает возможность предложения участниками открытого аукциона в электронной форме дезинфицирующих средств с заявленным составом, однако с разными количественными характеристиками действующих веществ, входящих в средство.
При формировании начальной максимальной цены контракта заказчик изучал цены на конкретный товар конкретного производителя, а не на товар, являющийся предметом заказа.
Представитель Заказчика пояснил, что расчет начальной (максимальной) цены контракта производился, ориентируясь на цены, предоставленные от различных организаций.
В техническом задании заказчик, указал необходимые оптимальные характеристики товара, что соответствует нормам Закона о размещении заказов. При регистрации дезинфицирующих средств закрепляется состав дезинфицирующего средства, таким образом, законодатель определяет, что состав средства – важнейшая потребительская характеристика данной группы товаров.
Проведя мониторинг рынка дезинфицирующих средств, заказчик определил перечень средств, удовлетворяющих его потребностям по набору технических и качественных характеристик. И исходя из своих потребностей сформулировал требования к товару. При этом заказчик располагает информацией о наличии не менее двух на рынке товаров, характеристики которых соответствуют требованиям аукционной документации, таких как «Слэйбак» и «Трикломед».
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 28.08.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru), опубликовано извещение № 0343200010713000354 на поставку дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта 2 112 350,00 руб. Заказчиком является ГБУ «Курганская областная клиническая больница».
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Разработанная заказчиком документация об аукционе содержит указания на товарные знаки (в Техническом задании). Указанные в документации об аукционе товарные знаки сопровождаются словами «или эквивалент». Так же, заказчиком разработаны критерии эквивалентности закупаемых товаров.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
К указанным товарам в п. 1 Технического задания, товарный знак «Лакто» и в п. 4 жидкое мыло с антимикробным эффектом «Клиндезин софт» заказчиком разработаны критерии эквивалентности. На заседании комиссии представитель заказчика не смог представить доказательства того, что под разработанные заказчиком критерии эквивалентности к указанным товарам могут подойти товары с другими товарными знаками. Таким образом, заказчиком установлены требования к товарам, не позволяющие участникам размещения заказа, предложить к поставке товар иного производителя
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Анализ указанной нормы позволяет прийти к выводу, что заказчик имеет законное право устанавливать требование к техническим характеристикам товара, в том числе и к составу дезинфицирующего средства исходя из своих потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Таким образом, ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов содержит требование к заказчику об обосновании начальной (максимальной) цены товаров являющихся предметом заказа. Так как, заказчик имеет потребность в товарах с определенным товарным знаком «или эквивалент», то изучение цен на товары с конкретными товарными знаками не является нарушением.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов одной из целей данного закона является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников. Исходя из этого, цена эквивалентного товара не должна превышать стоимость товара установленного заказчиком в извещении.
Комиссия Курганского УФАС России руководствуясь ст. ст. 17, ст. 1, ст. 34, ст. 19.1, ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО МТ «Аскания» частично обоснованной.
- Признать в действиях заказчика нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требования к товару, повлекшего за собой ограничение количества участников размещения заказа.
- Выдать заказчику предписание об устранении нарушений ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
- Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении законодательства о размещении заказов
№ 05-02/150-13
11.09.2013 г. Курган
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
руководствуясь ст.17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 11.09.2013 № 05-2/150-13.
Предписывает:
1. Государственному заказчику- ГБУ «Курганская областная клиническая больница» устранить нарушение ч. 3 ст. 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для чего:
- отменить протокол рассмотрения первых частей заявок, протокол проведения аукциона, протокол подведения итогов аукциона (извещение № 0343200010713000354);
- внести изменение в документацию об открытом аукционе в электронной форме в соответствии с законодательством о размещении заказов ;
- продлить срок приема заявок в соответствии с законодательством о размещении заказов.
2. Выполнить настоящее предписание в срок не позднее 20.09.2013 года.
3. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 24.09.2013 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.