Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении Департамент природ... от 3 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России), рассмотрев жалобу НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» (далее – Заявитель)  на действия заказчика - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области при размещении государственного заказа путем открытого аукциона в электронной форме (извещение №0143200001612000006) на проведение авиалесопатрульных работ в лесном фонде Российской Федерации на территории Курганской области в 2012 году  и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),

 

Установила:

В Курганское УФАС России поступила жалоба НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» (вх. № 1004 от 22.02.2012)  на действия заказчика - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
В жалобе заявитель указал, что пунктом 2 Технического задания установлены требования к авиакомпаниям и авиапредприятиям, привлекаемым для проведения авиалесопатрульных работ, одним из которых является наличие лицензии на перевозку пассажиров в соответствии с федеральным законом от 04.05.2011г №99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Предметом гос. контракта являются авиалесопатрульные работы в лесном фонде Российской Федерации на территории Курганской области в 2012 году, т.е лесоавиационные работы, а не пассажирские перевозки. Авиационные работы лицензированию не подлежат.
Необоснованно и требование заказчика, установленное в п.2.3 п.2 Технического задания, о наличии договора обязательного страхования перевозчика со страховой компанией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008г №797 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна». 
Представитель Заказчика  пояснил, что запрашиваемые копии документов (подпункты 2.2. и 2.3 . пункта 2 Технического задания) предусмотрены пунктом 22 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011г № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Заказчиком не запрашивались документы по лицензированию авиационных работ.
Авиационное патрулирование лесов является составной частью лесоавиационных работ и предполагает в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2007г №385 «Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов» выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах; оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной и санитарной обстановке в лесах, нарушение правил пожарной безопасности; контроль за лесными пожарами и очагами вредителей лесов. Данные действия обеспечиваются должностными лицами органов исполнительной власти при проведении федерального государственного надзора и федерального пожарного надзора в лесах Российской Федерации. Такими должностными лицами являются сотрудники Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и сотрудники Государственных казенных учреждений Курганской области - лесничеств.
В связи с этим, заказчиком в аукционной документации предусматривается необходимость участия в полетах указанных должностных лиц. Эти должностные лица не могут входить в состав экипажей воздушного судна и квалифицируются в качестве пассажиров.
В соответствии со статьей 135 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года № 60- ФЗ эксплуатант обязан страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ.
Согласно пункта 1 статьи 133 Воздушного Кодекса Российской Федерации перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора или договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна , вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам. Перевозчик осуществляет перевозку пассажира  воздушного судна при наличии договора обязательного страхования. 
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что заказчиком является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Предметом проведения открытого аукциона в электронной форме проведение авиалесопатрульных работ в лесном фонде Российской Федерации на территории Курганской области в 2012 году .
В  соответствии с п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с  ч.4 и ч.6 ст. 41.8 настоящего Федерального закона.
П.2 ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов устанавливает, что  вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать  копии документов подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Ч. 7 ст.41.8 Закона о размещения заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных ч.4 и ч.6 настоящей статьей документов и сведений, не допускается.
В соответствии с ч.1 ст.9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава XV Воздушного кодекса Российской Федерации регулирует отношения в сфере воздушных перевозок. Ст.100 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением авиационных работ, урегулированы главой XVI  Воздушного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 114  Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с ч.1 ст. 115  Воздушного кодекса Российской Федерации  по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.
Согласно ст. 57 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.  Ст. 57   Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
4) осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
В силу п.22 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
Из приведенных выше норм следует, что воздушные перевозки и авиационные работы являются самостоятельными видами деятельности в области авиации. При этом требования к лицензированию установлены только в отношении перевозок. Требований об осуществлении авиационных работ при наличии лицензии на данный вид деятельности действующее законодательство не содержит.
Предметом открытого аукциона является проведение авиалесопатрульных работ, а не на оказание услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, в соответствии с п.6.4 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской  авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министра Российской Федерации от 31.07.2009г № 128, на борту воздушного судна могут находиться представители заказчика, выполняющие на борту воздушного судна функции, связанные с выполнением авиационных работ.
Таким образом, требование о предоставлении копии лицензии установлено заказчиком в нарушение требований п.1 ч.3 ст.41.6, ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов. В данных действиях должностного лица заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Курганского УФАС России, рассмотрев жалобу НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» на действия заказчика - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по размещению государственного  заказа путем проведения  открытого аукциона в электронном виде на проведение авиалесопатрульных работ в лесном фонде Российской Федерации на территории Курганской области в 2012 году , руководствуясь  ст. 17, п. ч.3 ст.41.6, ч.7 ст.41.8, ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,                           
                                             
Решила: 

1.Признать жалобу НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии нарушение п.1 ч.3 ст. 41.6, ч.7 ст. 41.8  Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в требование от участника размещения заказов документов и сведений не предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
3.Выдать предписание по устранению нарушения п.1 ч.3 ст. 41.6, ч.7 ст. 41.8 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
4.Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.

Предписание

Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России) руководствуясь ст.17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 01.03.2012 № 05-02/49-12

 

Предписывает:

1.Государственному заказчику Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области устранить нарушения п.1 ч.3 ст.41.6,   ч.7 ст.41.8 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,  для чего:
- отменить все составленные протокола.
- внести изменение в документацию об открытом аукционе в электронной форме в соответствии с законодательством.(извещение №0143200001612000006) 
2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России  в срок не позднее 15.03.2012 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны