Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/70-18

08.05.2018 г.                
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителя ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница»,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Служба аттестации рабочих мест» (далее – Заявитель, ООО «САРМ») (ходатайство о рассмотрении в отсутствии Заявителя),
рассмотрев жалобу ООО «САРМ» на действия Заказчика – ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

27.04.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «САРМ» на действия Заказчика – ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034).
В жалобе заявитель указал, что Заказчик в аукционной документации установил излишние требования к участникам закупки, непредусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, которые влекут нарушения требований Закона о контрактной системе, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).
Также, указывает на наличие в аукционной документации несоответствий относительно сроков оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 18.04.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 141 653,60 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки, оказывающим услуги по проведению специальной оценки условий труда, законодательно закреплены ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о специальной оценке условий труда).
Так, согласно вышеуказанной статье, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда).
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12 - 14 и 24 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в Техническом задании, являющемся частью аукционной документации, Заказчиком установлены следующие обязательные требования к участникам закупки:
1. Наличие уведомления о внесении в государственный реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда») с приложением копии основания.
2. Наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации) с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (на измерения физических и химических факторов в строгом соответствии с приложением №1 к техническому заданию). (Копия аттестата и области аккредитации).
3. Наличие химической лаборатории в структуре аттестующей организации. Наличие специалиста-химика в штате лаборатории с высшим образованием по специальности и стажем работы не менее 5 лет. Укомплектование химической лаборатории оборудованием и методиками измерений подтверждается заверенной  уполномоченным лицом аттестующей организации копии паспорта испытательной лаборатории, содержащего следующую информацию: оснащенность испытательным оборудованием (ИО); оснащенность средствами измерений (СИ) для испытаний продукции (воздух рабочей зоны); оснащенность стандартными образцами (СО); перечень нормативных документов (НД), устанавливающих требования к испытуемой продукции (воздух рабочей зоны) и методы ее испытаний.
4. Наличие у участника закупки поверенных приборов необходимых для проведения замеров вредных факторов, в количестве не менее 2 единиц каждого прибора. (Справка о материально-технических ресурсах с приложением свидетельств о поверке приборов).
5. Опыт работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда не менее 5 лет. (Справка о выполнении аналогичных договоров).
6. Наличие аккредитации в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по добровольной сертификации в области охраны труда. Участник должен иметь возможность при необходимости провести последующую сертификацию работ по охране труда. (Копия аттестата аккредитации).
7. Наличие членства в саморегулируемой организации в сфере безопасности и охраны труда. (Копия свидетельства о членстве в СРО).
8. Наличие Полиса Страхования гражданской ответственности качества услуг на сумму не менее 2000000 (Двух миллионов) рублей. (Копия полиса).
9. Наличие в штате испытательной лаборатории и привлечённых к выполнению работ, по специальной оценке, условий участника закупки должно быть не менее 8 (восьми) специалистов, имеющих сертификаты об обучении и повышении квалификации, опыта работы не менее 3-х лет. (Копии свидетельств специалистов).
10. Наличие в организации установленной Автоматизированной информационной системы обработки материалов комплексной аттестации рабочих мест (Копия разрешения на установку программного комплекса).
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, влечет нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Довод Заявителя признан обоснованным.
2. Заявитель указывает на наличие в аукционной документации несоответствий относительно сроков оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в п. 1.4 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлен срок оказания услуг – с даты заключения договора по 30.12.2018 г.
Однако в п. 1.4 проекта договора указано, что срок оказания услуг – с момента заключения договора по 31.05.2018 г.
Оценив аукционную документацию, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что при разработке аукционной документации Заказчиком допущена техническая ошибка. При этом, квалифицировать действия Заказчика как нарушающие требования Закона о контрактной системе Комиссии Курганского УФАС России не представляется возможным. Довод Заявителя признан необоснованным.
3. Жалоба Заявителя содержит указание на нарушение Заказчиком Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, с учетом просительной части жалобы, а именно просьбы о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, жалоба принята к рассмотрению и рассмотрена в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Относительно довода о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.
А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.
Таким образом, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако указанная выше жалоба, подана в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России выявлены следующие нарушения.
В соответствии с п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в разделе 3 аукционной документации, в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с недействующей редакцией (от 28.12.2016 г.) Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «САРМ» обоснованной в части довода об установлении в аукционной документации требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством РФ.
2. Признать в действиях Заказчика – ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в аукционной документации требований к участникам закупки в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.
3. Выдать Заказчику - ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» предписание об устранении нарушения  ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034).
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/70-18

08.05.2018 г.                       
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителя ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» ,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Служба аттестации рабочих мест» (далее – Заявитель, ООО «САРМ») (ходатайство о рассмотрении в отсутствии Заявителя),
рассмотрев жалобу ООО «САРМ» на действия Заказчика – ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Заказчику – ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» устранить нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (извещение № 0343200022618000034) в течение 5 рабочих дней с даты размещения настоящего предписания в единой информационной системе в сфере закупок.
2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в течение 3 рабочих дней с даты выполнения.
3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк_АСТ» обеспечить техническую поддержку для возможности исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны