Решение №05-02/72-16 решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 16 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/72-16

 

10.05.2016 г.                                                                                               г. Курган

 

 Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2016 года.

 Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «ДЭНАС МС» (далее – ЗАО – «ДЭНАС», заявитель) на действия заказчика в лице Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году путем проведения электронного аукциона (извещение № 0243100002316000138), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба ЗАО «ДЭНАС МС» (вх. № 2676 от 04.05.2016) на действия заказчика в лице Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году путем проведения электронного аукциона (извещение № 0243100002316000138).

         В жалобе заявитель указал, 15.04.2016г. размещено извещение № 0243100002316000138 о проведении электронного аукциона по определению поставщика на поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году.

         В аукционной документации описание объекта закупки содержит требование о необходимости наличия следующих режимов: «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Длительность каждого звукового комментария должна быть не менее 30 сек», «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов записанных на флэш-карте».

         Данные режимы ЭРВУ запатентованы в качестве полезных моделей (патенты на полезную модель № 1 16665. № 137827). Патентообладателем является ООО «КРУСТ».

         Режим обновления программного обеспечения с флэш-карты, связь с флэш-картой, ограничивает участие других предпринимателей, предлагающих более совершенные изделия с внутренней памятью до 8 Гб.

         Режим записи звуковых комментариев не является значимой характеристикой товара. Данная опция носит дополнительный характер к функциональной части товара. Данная функция указывается в техническом задании с целью ограничить круг участников закупки.

         Полагает, что доступные к поставке на рынке TCP ручные видеоувеличители, в том числе и производства ЗАО «ДЭНАС МС», не содержат вышеупомянутых излишних требований (режим записи и воспроизведения звукового комментария, режим обновления программного обеспечения с флэш-карты), однако соответствуют действующим требованиям Государственных и Национальных стандартов Российской Федерации и удовлетворяют требования инвалидов в части использования функционала устройства.

         Основная функция ЭРВУ увеличение просматриваемых объектов, помощь людям с ограниченными зрительными способностями. Прочие функции (звуковые комментарии, обновление ПО с флэш-карты) вторичны. Такие функции не могут быть указаны в техническом задании к закупке, поскольку именно определенный набор таких функций соответствует конкретному изделию конкретного производителя, создаются дискриминационные условия для участия в закупке.

         Полает, что указанным требованиям Заказчика о наличии запатентованного режима полностью соответствует только одно изделие, а именно ЭРВУ «Визор», производства ООО «КРУСТ», что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции и способствования монополизации рынка конкретным производителем (поставщиком).

         Присутствующие на рынке ЭР НУ различных производителей, также удовлетворяющие вышеуказанные требования Заказчика, являются изделия ЭРВУ «ОПТИМУС» и ЭРВУ «ФОКУС». Технические характеристики этих изделии приближены к характеристикам ЭРВУ «Визор», производства ООО «КРУСТ».

         Производителями таких изделий являются организации, аффилированные с ООО «КРУСТ». Сведения об этом находятся в ЕГРЮЛ и других источниках.

         Других ручных видеоувеличителей, соответствующих вышеназванным требованиям, на рынке TCP не имеется.

         Наличие требований в описании объекта закупки о запатентованных режимах ООО «КРУСТ» нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок.

         Кроме того, в аукционной документации описание объекта закупки содержит требование о наличии размеров ЭРВУ «не более 140мм х 77мм х 37мм»

         На рынке TCP имеются ЭРВУ от производителей различных моделей, габаритные размеры которых по длине начинаются от 125 мм и заканчиваются 174 мм, по ширине от 73 мм и до 95 мм. по глубине от 2-1 мм до 40 мм. т.е. имеют незначительные различия друг от друга в габаритных размерах.

         Указание требования о наличии предельных габаритных размеров ЭРВУ не влияет на технические и функциональные характеристики ЭРВУ. Пользователям важно, чтобы ЭРВУ выполнял свою основную функцию - увеличение просматриваемых объектов, рассматривание мелких рисунков инвалидами по зрению.

         Требования Заказчика о наличии запатентованных режимов, а также о наличии габаритных размеров не более 140x77x37 мм ограничивает количество участников закупки, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Федерального закона о контрактной системе.

         Полагает, что основанием для формирования Технического задания могут служить только требования Государственных и Национальных стандартов Российской Федерации, предъявляемые к TCP для слабовидящих инвалидов.

         РВУ - специальные устройства для оптической коррекции слабовидения должны изготовляться в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».

По качеству и безопасности товара специальные устройства для оптической коррекции слабовидения (злектронно-оптические) должны отвечать требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия». Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2014 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний», а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил».

         Классификация ЭРВУ представлена в «Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ РИСО 9999:2014 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология». Код классификации 22.03.18 «Видеосистемы, увеличивающие изображение. Устройства для отображения на экране увеличенного изображения объекта, зафиксированного видеокамерой».

         В указанных нормативных документах не указано о том, что ЭРВУ должен иметь «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения», «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте» и габаритные размеры «не более 140мм \ 77мм х 37мм».

         Считают, что публикация подобного технического задания приводит к значительному сокращению возможных участников аукциона до одного конкретного производителя, что противоречит принципам и нормативным документам, установленным в сфере размещения государственных закупок.

         ЗАО «ДЭНАС МС» был направлен запрос Заказчику об исключении вышеуказанных требований из аукционной документации, однако запрос не был удовлетворен.

Полагает,  заказчиком  допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

         Представитель заказчика полагает, что с учетом всех требований, предъявляемых Законом о контрактной системе в сфере закупок к объекту закупок, а также на основании данных мониторинга  подтверждается свободное обращение (конкурентоспособность) на товарном рынке Российской Федерации аналогичных товаров разных производителей, Заказчиком были сформированы технические и функциональные характеристики планируемого к закупке товара.

Таким образом, документация об аукционе, разработанная Заказчиком, соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Полагает,  что жалоба заявителя является необоснованной.

 

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 15.04.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение № 0243100002316000138 о проведении электронного аукциона поставку электронных ручных видеоувеличителей (ЭРВУ) со встроенным дисплеем в количестве 100 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 386 874,00 рублей.

Дата начала подачи заявок - 15.04.2016, дата окончания подачи заявок – 04.05.2016.

         Заказчиком является Государственное учреждение – Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

         Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2016 №0243100002316000138-1 протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2016  подано 2 заявки, обе заявки допущены.

         В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 10.05.2016 №0243100002316000138-2:  номер заявки 1 (дата и время подачи предложения - 10.05.2016 09:42, признак ценового предложения – понижение, предложенная цена - 2 183 989,71), номер заявки 2 (дата и время подачи предложения -10.05.2016 09:40, признак ценового предложения – понижение, предложенная цена -2 195 924,08)

На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.

         В силу п. 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

         Согласно Разделу IX «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским) свойствам изделий» документации об электронном аукционе в качестве технических характеристик указано: «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения. Длительность каждого звукового комментария должна быть не менее 30 сек», «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов записанных на флэш-карте», «габаритные размеры должны быть не более 140мм х 77мм х 37мм».

         На заседании Комиссии Курганского УФАС России представителями Заказчика даны объяснения и представлены документы с техническими характеристиками товаров, из которых следует, что требованиям Заказчика, к поставляемому товару в рамках объекта закупок, соответствуют товары нескольких производителей, а именно: ООО «КРУСТ», ООО «СЦЛес», ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ».

Таким образом, довод заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашел своего подтверждения.

 Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России не усматривается оснований для передачи материалов в порядке, предусмотренном главой 9  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с тем, что признаков ограничения конкуренции при торгах не установлено.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать жалобу ЗАО «ДЭНАС МС» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны