Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 17 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/76-18

14.05.2018 г.                
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии директора МУК «Каргапольское межпоселенческое социально-культурное объединение»;
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Оптснаб» (далее – Заявитель, ООО «Оптснаб») (уведомлено надлежащим образом),
в отсутствии представителя Администрация Каргапольского района (уведомлена надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «Оптснаб» на действия Заказчика – МУК «Каргапольское межпоселенческое социально-культурное объединение», Уполномоченного органа – Администрация Каргапольского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку кресел (извещение № 0143300048618000015), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

07.05.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Оптснаб» на действия Заказчика – МУК «Каргапольское межпоселенческое социально-культурное объединение», Уполномоченного органа – Администрация Каргапольского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку кресел (извещение № 0143300048618000015).
В жалобе заявитель указал, что Заказчик в нарушение положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установил требования к характеристикам товаров, которые становятся известными только после проведения испытания конкретной партии товара.
 Также, указывает на нарушение Заказчиком требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в ответе на запрос разъяснений положений аукционной документации предмета запроса.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 24.04.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку кресел (извещение № 0143300048618000015).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 934 573,33 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Комиссией Курганского УФАС России на заседании по рассмотрению жалобы установлено, что Заказчиком в разделе 12 аукционной документации «Техническое задание» к обивке кресел установлены, в том числе, следующие требования:
-  разрывная нагрузка: не менее 425 г/м.кв.;
- тест на абразивную устойчивость по тесту Мартиндейла более 80 000 циклов;
- класс противопожарности: ткань должна соответствовать всем международным сертификатам пожарной безопасности.
Заявитель указывает, что установление Заказчиком вышепоименованных требований нарушает положения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как данные характеристики товара становятся известными только при проведении испытания конкретной партии товара, что имеет признаки ограничения участников закупки.
Оценивая вышеуказанный довод Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1ч. 1 ст. 33 в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при  описании объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, используемого при оказании авиационных услуг, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить качественные характеристики товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного лица в определении поставщика, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар (кресла), отвечающий всем характеристикам, установленным в аукционной документации. Указанный факт сам по себе не свидетельствует об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 контрольный орган в сфере закупок не вправе давать оценку потребностям и нуждам Заказчика при осуществлении процедуры определения исполнителя.
Вместе с тем, частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Спорные требования к объекту закупки являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод Заявителя признан необоснованным.
2. Заявитель указывает, на нарушение Заказчиком требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в ответе на запрос разъяснений положений аукционной документации предмета запроса.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 04.05.2018 г. Заказчиком в Единой информационной системе в ответ на запросы разъяснений размещены разъяснения положений документации, не содержащие в себе указание предметов запросов, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и свидетельствует о наличии в действиях должностного лица заказчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Комиссией Курганского УФАС России принято решение предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат определения поставщика.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,

 


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Оптснаб» обоснованной в части довода об отсутствии в ответе на запрос разъяснений положений аукционной документации предмета запроса.
2. Признать в действиях Заказчика – МУК «Каргапольское межпоселенческое социально-культурное объединение» нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка разъяснений положений аукционной документации.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны