Решение №05-02/77-16 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной ... от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 № 05-02/77-16

 

16.05.2016 г.                                                                                               г. Курган

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19.05.2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу Курганского регионального отделения общероссийской общественной организации  «ОПОРА РОССИИ» на действия заказчика в лице  федерального казенного учреждения «Центр инженерно – технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по специальной оценке условий труда (извещение № 0343100002716000014), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Курганского регионального отделения общероссийской общественной организации  «ОПОРА РОССИИ» (исх. 2765 от 10.05.2016) на действия заказчика в лице  федерального казенного учреждения «Центр инженерно – технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по специальной оценке условий труда (извещение № 0343100002716000014).

В жалобе заявитель указал, 28.04.2016 в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение № 0343100002716000014 на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в федеральном казенном учреждении «Центр инженерно- технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области».

Начальная (максимальная) цена контракта: 45000,00 рублей.

Полагает что проведение закупки с начальной (максимальной) ценой контракта ниже установленного среднего значения цены на услуги представляет собой монополистические действия, несоответствующие действующему законодательству, совершаемые путем установления монопольно низких цен, что приводит к ограничению законной конкуренции путем ограничения доступа на рынок и устранения с рынка возможных субъектов экономической деятельности, что влечет ограничение прав предпринимателей.

    Считает, что принятие Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта ниже существующей на рынке является понуждением для участников рынка к отказу от нормального уровня рентабельности и продаже услуг с финансовыми убытками.

Полагает, что предложение Заказчика к продаже организацией услуг ниже затрат на их производство представляет собой один из приемов конкурентной борьбы, неизбежно влечет вытеснение добросовестных конкурентов, завоевание рынка и достижение экономических преимуществ отдельным субъектом предпринимательства.

Считает, что изначальное занижение начальной (максимальной) цены контракта влечет необоснованное ограничение прав малого предпринимательства и в особенности социально ориентированных некоммерческих организаций.

В разделе I «Приглашение к участию в аукционе» Документации об аукционе, установлены требования к Участникам закупки.

Согласно требованиям участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Статус субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Кроме того, Документацией об аукционе предусмотрены дополнительные требования к участнику закупки.

Аналогичные требования указаны в графе преимущества и требования к участникам в извещении о проведении электронного аукциона.

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, на основании части 2 статьи 31 Закона № 44 вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации.

Полагаем, что в Документации об аукционе на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда необоснованно установлены требования, предъявляемые к исполнителю, а именно ограничение числа участников закупки только субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Установление Заказчиком повышенных требований, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства по отборочному критерию «Требования к участнику закупки», ведет к ограничению конкуренции и служит основанием для отклонения заявок потенциальных участников

Кроме того, в графе Перечень прикрепленных документов Извещения о проведении электронного аукциона неверно указаны сведения о проекте контракта - «шиномонтаж», что свидетельствуют о том, что Заказчик не проявил при оформлении документации должной осмотрительности.

Полагает, что Заказчиком нарушены требования закона о контрактной системе в сфере закупок.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

С доводами заявителя не согласен по основаниям, указанным в возражении.

Поясняет, что заказчиком принято решение о проведении закупки электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта, равной сумме имеющихся денежных средств в сумме 45000 рублей.

Для участия в закупке поступило 5 заявок участников, которые посчитали возможным оказание услуг в сумме имеющихся у Заказчика лимитов бюджетных обязательств.

 Заказчик, установив ограничение числа участников закупки только субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, исполнил требование Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44- ФЗ.

В документации установлены требования к участникам закупки в соответствии со ст. ст. 19. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указанные требования не являются повышенными требованиями к участнику закупки, указанные требования не могут вести к ограничению конкуренции и служить основанием для отклонения заявок потенциальных участников, т.к. указанные требования регламентированы федеральным законом, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в связи с проведением специальной оценки условий труда.

Законом о контрактной системе не предусмотрены обязательные требования и ответственность по наименованию документации, размещаемой в единой информационной системе. Внутреннее содержание прикрепленного документа дает однозначное понятие о предмете проводимой закупки.

Полагает,  что жалоба заявителя является необоснованной.

 

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 28.04.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение услуг по специальной оценке условий труда (извещение № 0343100002716000014).

 Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 000,00 рублей.

Дата начала подачи заявок - 28.04.2016, дата окончания подачи заявок – 06.05.2016.

Заказчиком является федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области".

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2016 №0343100002716000014-1 подано 5 заявок, все заявки допущены до участия в электронном аукционе.

В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 13.05.2016 №0343100002716000014-2 поданы 5 заявок: номер заявки 1 (дата и время подачи предложения - 13.05.2016 14:09; признак ценового предложения – понижение, предложенная цена - 14 574,41 рублей); номер заявки 2 (дата и время подачи предложения - 13.05.2016 14:09; признак ценового предложения – понижение, предложенная цена -  14 349,41 рублей); заявка под номером 3 (дата и время подачи предложения -  13.05.2016 13:50; признак ценового предложения – понижение, предложенная цена - 35 049,41  рублей); заявка под номером 4 (дата и время подачи предложения -  13.05.2016 13:59; признак ценового предложения – понижение, предложенная цена - 22 900,00 рублей); заявка под номером 5 (дата и время подачи предложения -  13.05.2016 13:35; признак ценового предложения – понижение, предложенная цена - 44 775,00 рублей).

На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС России контракт не заключен.

В соответствии с разделом II Информационной карты начальная (максимальная) цена контракта – 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ  государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснил, что начальная (максимальная) цена государственного контракта установлена исходя из лимитов бюджетного финансирования на размещаемый заказ.

Исходя из изложенного, Комиссия Курганского УФАС России полагает, что Заказчиком правомерно установлена начальная (максимальная) цена на основании итоговой средней цены исходя из выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Следует отметить, что согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок  органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В связи с чем, комиссия Курганского УФАС России не рассматривает жалобу в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.         Далее, согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи путем  проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с  разделом  I «Приглашение к участию в аукционе» установлены требования к участникам закупки: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Статус субъекта малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях».

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона  от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с частью 2.1 Закона № 7 –ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Перечень условий отнесения лица к субъектам малого предпринимательства предусмотрен ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (Закон № 209 –ФЗ).

Согласно ч. 1, 1.1 Ст. 4 Закона № 209 – ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из пояснений заказчика следует, что в качестве  требования к участнику закупки установлено соответствие Закону № 7 –ФЗ, заказчик относил данное требование к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующему выводу: в силу того, что статус социально ориентированной некоммерческой организации определяется Законом № 7 - ФЗ, а статус субъекта малого предпринимательства определяется законом № 209 – ФЗ, из этого следует, что заказчик, указывая в документации, что подтверждение статуса  субъекта малого предпринимательства определяется Законом № 7 – ФЗ совершил «техническую ошибку».

Кроме того, в разделе II «Информационная карта электронного аукциона» документации электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки: требование установлено Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда», организация, проводящая специальную оценку условий труда должна соответствовать требованиям ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда». Эксперты организации должны соответствовать требованиям ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда».

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426 –ФЗ) организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ к  трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

В силу ч. 3 ст. 20 Закона № 426 –ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Согласно ч. 1, ч. 2  ст. 1 Закона № 426-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Требования, установленные в качестве дополнительных к участникам закупки, являются императивными. Закон № 426 – ФЗ  регулирует  отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда. Предметом контракта являются услуги по специальной оценке условий труда.

В связи с чем, довод заявителя об установлении заказчиком повышенных требований, предъявляемых к исполнителю, ведущему, по мнению заявителя, к ограничению конкуренции, не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в графе перечень прикрепленных документов прикреплен документ «Аукционная документация. Проект контракта шиномонтаж». При этом,  исходя из внутреннего содержания документа, данный документ относится к данной закупке. Из пояснений заказчика следует, что ошибочное наименование является «технической ошибкой».

Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России, полагает, что неверное наименование при размещении документации в единой информационной системе в сфере закупок является «технической ошибкой».

В результате проведения внеплановой проверки закупки  Комиссией Курганского УФАС России нарушений не выявлено.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать жалобу Курганского регионального отделения общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»  необоснованной.

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны