Решение №045/05/5-107/2022 Решение по делу № 045/05/5-107/2022 от 27 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу № 045/05/5-107/2022
Резолютивная часть решения оглашена «06» сентября 2022 года г. Курган
Решение в полном объеме изготовлено «12» сентября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № 045/05/5-107/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – руководитель Курганского УФАС России,
Члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России, <…> — государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,
рассмотрев дело № 045/05/5-107/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
при участии в заседании:
от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: генеральный директор ООО «Благомед» <…>, паспорт,
от заинтересованных лиц: 1 - явки нет, извещено, 2 - <…>, паспорт,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России) в ходе осуществления своих полномочий обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, связанные с распространением листовок по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 178 следующего содержания:
«БЕСПЛАТНАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЗВОНИ! <…>
<…>
ПРИХОДИ!
Курганский городской суд
ул. Дзержинского, 37» (акт фиксации от 08.07.2022).
Определением от 29.07.2022 возбуждено дело по по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). К участию в деле привлечены <…>, Курганский городской суд Курганской области.
На заседании Комиссии присутствовал генеральный директор ООО «Благомед» <…>.
Курганский городской суд явку своего представителя не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
<…> указал, что к рассматриваемой рекламе отношения не имеет, предполагает, что распространение рассматриваемой рекламы осуществляется конкурентами.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.
Квалифицирующими признаками рекламы являются:
- информативный характер;
- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату – неопределенному кругу лиц;
- цель рекламного сообщения – привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.
Информация, содержащаяся в листовке, в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В силу части 3 статьи 2 Закона о рекламе положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
По информации, содержащейся в листовке следует, что в Курганском городском суде по адресу ул. Дзержинского, д. 37 можно получить бесплатную юридическую консультацию.
Согласно сведениям с официального сайта Курганского городского суда (http://kurgansky.krg.sudrf.ru) его местонахождением является г. Курган, ул. Дзержинского, д. 35.
По адресу г. Курган, ул. Дзержинского, д. 37, офис 1 деятельность осуществляет ООО «БЛАГОМЕД» (ОГРН: 1174501005414, ИНН: 4501215981).
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «БЛАГОМЕД» является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10).
По информации, представленной ПАО «МТС», номер <…> и <…>, указанные в рекламной листовке, принадлежат <…>, который является генеральным директором и учредителем с долей 100% ООО «БЛАГОМЕД».
Согласно ответам Курганского городского суда и Управления Судебного департамента в Курганской области отношений к рассматриваемой рекламе они не имеют, договоры либо соглашения на бесплатную юридическую консультацию от имени Курганского городского суда (либо совместно) с какими-либо хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе с ООО «БЛАГОМЕД», <…>, не заключались.
Таким образом, Курганский городской суд изготовителем или продавцом, в том числе лицом, оказывающим услуги, указанные в рекламной листовке, не является.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
В случае если реклама размещается на основании договора, заказчиком рекламы по которому выступает физическое лицо — законный представитель юридического лица, или уполномоченный представитель юридического лица, и такого рода договор заключается в интересах юридического лица, то рекламодателем такой рекламы признается данное юридическое лицо, в том числе поскольку в силу объекта рекламирования и обстоятельств распространения рекламы данное юридическое лицо заинтересовано в распространении рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).
Несмотря на то, что номер <…> и <…>, указанные в рекламной листовке, принадлежат <…> как физическому лицу, фактически в листовке рекламируется деятельность по бесплатной юридической консультации по адресу ул. Дзержинского, 37, по которому осуществляет деятельность ООО «БЛАГОМЕД».
При этом <…> является генеральным директором и учредителем с долей 100% ООО «БЛАГОМЕД».
Таким образом, заинтересованным в рассматриваемом случае, с учетом объекта рекламирования (бесплатная юридическая консультация), а также указания в качестве адреса адреса, по которому осуществляет деятельность ООО «БЛАГОМЕД», является ООО «БЛАГОМЕД».
С учетом представленных доказательств рекламодателем, а, следовательно, и лицом, в действиях которого содержится нарушение законодательства о рекламе, является ООО «БЛАГОМЕД» (ОГРН: 1174501005414, ИНН: 4501215981).
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с указанием сведений об изготовителе, продавце рекламируемого товара или лице, выполняющим работу или оказывающим услуги, должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламе.
Комиссия отмечает, что указание в рекламе наименования органа судебной власти (Курганский городской суд) фактически эксплуатирует авторитет судебной власти, при этом сам Курганский городской суд отношения к рассматриваемой рекламе не имеет.
Данная реклама содержит несоответствующие действительности сведения, искажает смысл информации и вводит потребителя рекламы в заблуждение, поскольку информация о Курганском городском суде как о лице, оказывающим услуги по бесплатной юридической консультации, не находит своего подтверждения.
Довод <…> о том, что реклама распространена недобросовестными конкурентами, порочащими и дискредитирующими репутацию Общества, Комиссией отклоняется, поскольку данная реклама направлена на привлечение внимания потребителей непосредственно к услугам по бесплатным юридическим консультациям, оказываемым ООО «БЛАГОМЕД», и распространение данной рекламы (в том числе расходы на распространение и изготовление рекламы), не свидетельствует о заинтересованности хозяйствующих субъектов-конкурентов в ее распространении и соответственно несения этими конкурентами затрат на ее изготовление.
Иных материалов подтверждающих данный довод Обществом не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе послужила собственная инициатива Курганского УФАС России. Каких-либо заявлений о нарушении положений Закона о рекламе в отношении ООО «БЛАГОМЕД» в адрес антимонопольного органа не поступало и не рассматривалось.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания полагать, что рассматриваемая реклама была распространена конкурентами ООО «БЛАГОМЕД».
С учетом изложенного, Комиссия квалифицирует действия ООО «БЛАГОМЕД» по распространению рекламных листовок по адресу г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 178 следующего содержания:
«БЕСПЛАТНАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЗВОНИ! <…>
<…>
ПРИХОДИ!
Курганский городской суд
ул. Дзержинского, 37» как нарушающие пункт 20 часть 3 статью 5 Закона о рекламе.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют информация и документы, подтверждающие, что ненадлежащая реклама в настоящее время продолжает распространяться ООО «БЛАГОМЕД», Комиссия решила предписание об устранении нарушения Закона о рекламе не выдавать.
Руководствуясь пунктом 2 частью 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: «БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЗВОНИ! <…> <…> ПРИХОДИ! Курганский городской суд ул. Дзержинского, 37» ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание ООО «БЛАГОМЕД» не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.