Решение №045/01/10-13/2020 прекращено в связи с отсутствием нарушения от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявители:

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

 

Ответчик:

Акционерное общество «Аэропорт Курган»

640015 г. Курган, Аэропорт

e-mail: airkurgan@yandex.ru

 

Заинтересованное лицо:

ПОА «Авиакомпания ЮТэйр»

628412, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, территория аэропорт

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/01/10-13/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.03.2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 26.03.2021 года                                       г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (Комиссия, Курганское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

Члены комиссии:

<…>– заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

<…>– старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/01/10-13/2020, возбужденное в отношении АО «Аэропорт Курган» (ИНН 4501080974, ОГРН 1024500529184, адрес (место нахождения): 640000, Курганская область, город Курган, улица Аэропорт) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.20006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены за хранение груза сверх нормы за одно место хранения в сутки,

в присутствие:

представителя ответчика в лице АО «Аэропорт Курган» – <…> (по доверенности от 18.01.2021 г.),  

в отсутствие: заявителей (представителей) ИП <…>, ИП <…>, ООО «Альянс-Авто», ИП <…>, ООО «Курьер Сервис Экспресс Курган», заинтересованного лица ПАО «Авиакомпания ЮТэйр»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) поступило коллективное заявление от ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Альянс-Авто», ООО «Курьер Сервис Экспресс Курган» (от 14.02.2020 года № 733) по вопросу нарушения АО «Аэропорт Курган» антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившееся в установлении АО «Аэропорт Курган» монопольно высокой цены на услуги грузового склада по хранению груза, а также в осуществлении с ПАО «Авиакомпания «ЮТейр» согласованных действий, которые приводят к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок и наценок.

Из заявления следует, что заявители на территории Российской Федерации осуществляют экспресс-доставку документации и грузов. Доставка груза в аэропорт г. Кургана из г. Москвы осуществляется посредством авиаперевозки грузов ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», что является единственно возможным быстрым, эффективным и приоритетным способом доставки для заявителей. Выдача прибывающих грузов осуществляется на территории г. Кургана АО «Аэропорт Курган». Заявители указывают, что выдача груза в аэропорте г. Кургана осуществляется в нерабочее время суток, бесплатное хранение груза согласно пункту 24.2.13. Правил перевозок грузов на рейсах авиакомпании «ЮТэйр» определено в течение 24 часов со дня прибытия груза. Указанные обстоятельства делают невозможным получение груза в период бесплатного хранения и вынуждают заявителей оплачивать хранение грузов свыше 24 часов из расчета 500 рублей за одно место хранения. Заявители полагают, что установление АО «Аэропорт Курган» фиксированной суммы в размере 500 рублей за одно место хранения прибывшего в аэропорт груза является монопольно высокой ценой, считают, что между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключено антиконкурентное соглашение, приведшее к установлению АО «Аэропорт Курган» монопольно высокой цены на услуги хранения на складе прибывающих в адрес заявителей грузов. Просят дать оценку действиям АО «Аэропорт Курган» на соответствие действующему антимонопольному законодательству.

По результатам рассмотрения заявления предпринимателей, Курганским УФАС России возбуждено дело № 045/01/10-13/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Аэропорт Курган» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в ходе рассмотрения которого Комиссией установлено следующее.

Режим работы грузового склада с 01.01.2017 года, утвержденный директором АО «Аэропорт Курган» <…> 21.12.2016 года, устанавливает следующий график работы склада аэропорта: понедельник-пятница с 00-00 до 09-30 и с 21-00 до 24-00 часов, суббота-воскресенье и праздничные дни: с 21-00 до 24-00 и с 00-00 до 7-00 часов.

Согласно прейскуранту № 16 цен на услуги грузового склада АО «Аэропорт Курган», утвержденного исполнительным директором АО «Аэропорт Курган» <…> 02.12.2019 года, стоимость услуг по хранению груза (свыше 24 часов после прибытия) за одно место хранения составляет 500 рублей, стоимость услуг по обеспечению выдачи грузов вне регламента работы грузового склада за одно обслуживание составляет 500 рублей.

27.02.2020 года Курганское УФАС России направило в адрес АО «Аэропорт Курган» запрос, согласно которому обществу необходимо представить в антимонопольный орган следующие документы (с приложением подтверждающих документов):

  1. письменные нормативно-обоснованные пояснения по вопросу экономической, технологический и иной обоснованности установления платы за услуги грузового склада (по хранению груза) в размере 500 рублей за 1 место в сутки, а также указать невозможность взимания платы за услуги по хранению груза, исходя из веса груза;
  2. указать размер платы за услуги грузового склада АО «Аэропорт Курган» до 06.12.2019 года;
  3. письменные пояснения об основаниях установления бесплатного хранения прибывших грузов и почты в течение 24 часов со дня прибытия;
  4. документы, подтверждающие договорные отношения между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТейр»;
  5. письменные пояснения по вопросу необходимости установления АО «Аэропорт Курган» режима работы грузового склада аэропорта в ночное время суток (с 21-00 часов до 07-00 часов).

В ответ на запрос Курганского УФАС России Общество 10.03.2020 года (вх. № 1216) сообщило, что с ноября 2019 года в грузовом складе АО «Аэропорт Курган» проводятся ремонтные работы, в связи с чем, хранение и выдача грузов производится из багажного отделения здания аэровокзала. Ввиду большого объема прилетающего груза и багажа не представляется возможным хранение груза в багажном отделении свыше 24 часов со дня прибытия. В связи с необходимостью привлечения дополнительного персонала и транспортных средств с 06.12.2019 года установлен тариф за хранение груза сверх нормы в размере 500 рублей с НДС за 1 место хранения в сутки. Тариф взимается за одно место, а не за один килограмм груза, поскольку груз при хранении занимает отдельное место на складе в независимости от веса. До 06.12.2019 года стоимость услуг по хранению составляла 100 рублей с НДС за одно место в сутки.

Между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключен договор № 74 на предоставление аэропортовых услуг от 21.07.2011 года. Согласно условиям данного договора, Общество оказывает авиакомпании услуги по обработке груза. Договорные отношения на оказание прочих услуг, связанных с обслуживанием и/или хранением грузов, между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» отсутствуют.

Режим работы грузового склада установлен в соответствии с графиком работы сотрудников аэропорта, участвующих в обработке грузов.

Документального подтверждения экономической, технологический и иной обоснованности установления платы за услуги грузового склада (по хранению груза) в размере 500 рублей за 1 место в сутки АО «Аэропорт Курган» антимонопольному органу представлено не было.

Перечень услуг, предоставляемых АО «Аэропорт Курган», а также их стоимость, отражены в прейскуранте аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропорту Кургана.

АО «Аэропорт Курган» обеспечивает доступ потребителей к информации о режиме работы грузового склада, о предоставляемых услугах путем её размещения на официальном сайте в сети Интернет (https://airkurgan.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC/%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B8/https://airkurgan.ru/uploads/partneram/uslugi/price_16.pdf).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

АО «Аэропорт Курган» является субъектом естественной монополии в сфере транспорта (услуги аэропортов) на территории Курганской области, внесено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел II «Услуги аэропортов», номер 45/2/1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

- обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

- предоставление аэровокзального комплекса;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обслуживание пассажиров;

- обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;

- хранение авиационного топлива.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 12.08.2010 № 25-2 «Об установлении предельных максимальных тарифов и сборов на услуги в аэропорту, оказываемые Акционерным обществом «Аэропорт Курган» (сбор за обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов аэропорту посадки, сбор за обеспечение стоянки воздушных судов на аэродроме в аэропорту посадки, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за предоставление аэровокзального комплекса и тариф за обслуживание пассажиров) установлены предельные максимальные тарифы и сборы на услуги в аэропорту, оказываемые Акционерным обществом «Аэропорт Курган».

Таким образом, услуги, оказываемые АО «Аэропорт Курган» по хранению груза на складе аэропорта, не подлежат государственному регулированию.

Ставки сборов и тарифы, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование цен, формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из экономически обоснованных затрат на производство товара (услуги), с учетом императивного запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, установленного статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. 

Следуя пп. б) п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Приказ ФАС № 220), в случае функционирования товарного рынка в условиях естественной монополии, продуктовые границы такого рынка определяются согласно сферам деятельности субъектов естественной монополии, указанных в пункте 1 стати 4 Закона о естественных монополиях.

В соответствии с пунктом 4.7 Приказа ФАС № 220 в сфере услуг субъектов естественной монополии географические границы товарного рынка определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Пунктом 100 Приказа ФСТ РФ от 13.10.2010 № 481-э «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» установлено, что географическими границами рынка в морских, речных портах и аэропортах являются определенные в установленном порядке границы морского, речного порта, аэропорта.

Курганское УФАС России приняло во внимание пояснения заявителей о невозможности замены услуг по хранению аэропортом Курган доставляемых грузов по договорам с потребителями, на иные услуги. В частности, заявителями заключены договоры с авиакомпанией ЮТэйр, занимающей доминирующее положение на рынке услуг по авиаперевозкам пассажиров и грузов по маршруту Москва-Курган-Москва, которая, в свою очередь, взаимодействует с аэропортом Курган как субъектом естественной монополии в силу имеющихся договорных правоотношений. Аэропорт Курган является собственником инфраструктуры аэропорта, используемой для осуществления видов деятельности, относимых к естественной монополии, и сопутствующих услуг с использованием такой инфраструктуры, включая услуги по хранению грузов.

С учетом изложенного, Курганское УФАС России пришло к выводу, что географические границы рынка, в которых действует Общество, необходимо определить исходя из территории деятельности хозяйствующего субъекта АО «Аэропорт Курган». Таким образом, географическими границами в данном случае будут являться границы аэропорта Курган.

Указанные обстоятельства в совокупности предоставляют Аэропорту Курган возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на данном товарном рынке, в том числе, устанавливать условия приобретения потребителями оказываемых услуг, цена на которые не подлежит государственному регулированию. Следовательно, данный хозяйствующий субъект, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по хранению грузов, прибывших путем их авиационной перевозки, в географических границах аэропорта.

Согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Действия хозяйствующего субъекта, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке путем установления монопольно высокой цены товара, подпадают под безусловный (императивный) запрет, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

Как установлено Курганским УФАС России с 06.12.2019 года АО «Аэропорт Курган» установлен тариф за хранение груза сверх нормы в размере 500 рублей с НДС за 1 место хранения в сутки. Тариф взимается за одно место, а не за один килограмм груза, поскольку груз при хранении занимает отдельное место на складе в независимости от веса. C 01.12.2005 г. по 06.12.2019 года стоимость услуг по хранению составляла 100 рублей с НДС за одно место в сутки.

АО «Аэропорт Курган» не представлены доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность повышения стоимости услуг по хранению грузов в пять раз, в частности, документально подтвержденные сведения об изменении расходов, необходимых для оказания услуг по хранению грузов, сопоставимых с ростом цены услуги в указанный период времени.

Также  в материалах дела имеется информация о тарифах ООО «Внуково-Карго», АО «Аэропорт Рощино», ПАО «Аэропорт Кольцово», установленных в отношении услуг по хранению прибывших грузов, размер которых определен исходя из веса груза (кг) за сутки хранения, что, по мнению Курганского УФАС России, может свидетельствовать о применении другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичный вид деятельности в состоянии естественной монополии, гибкого ценообразования соразмерно параметрам груза, представленного на хранение.

На основании изложенного, в действиях АО «Аэропорт Курган» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженного в установлении монопольно высокой цены услуг по хранению грузов на товарном рынке в географических границах аэропорта Курган, что приводит или может привести к ущемлению интересов заявителей как субъектов предпринимательской деятельности.

В рамках рассматриваемого дела сторонами представлены письменные пояснения, которые были приобщены к материалам дела № 045/01/10-13/2020.

Заявители в своем обращении указывают, что не могут осуществлять доставку грузов иными транспортными компаниями, кроме как авиасообщением, так как основным видом деятельности предпринимателей является доставка грузов и документации, доставка грузов железнодорожным сообщением и почтой России занимает продолжительное время, курьерскими услугами чаще всего пользуются именно для оперативной доставки.  Установление АО «Аэропорт Курган» фиксированной суммы в размере 500 рублей за одно место хранения прибывшего в аэропорт груза, хранящегося свыше 24 часов, является монопольно высокой ценой.

Ответчиком АО «Аэропорт Курган» представлены письменные пояснения, в которых нарушение не признает, обосновывая свою позицию следующими доводами.

В действиях ответчика отсутствуют признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку АО «Аэропорт Курган» не является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по хранению грузов в границах аэропорта «Курган». Иные хозяйствующие субъекты оказывают аналогичный вид деятельности по хранению грузов.

Повышение стоимости за хранение груза исходя из одного места хранения от 100 рублей до 500 рублей вызвано с проведением капитального ремонта помещений аэропорта грузового склада, привлечением дополнительного персонала, транспортных средств, вызванное, в том числе, большим объемом прилетающего груза и багажа.

До 06.12.2019 года не полученный в течение 24 часов после прибытия груз хранился и выдавался в помещении грузового склада АО «Аэропорт Курган», находящегося в здании аэровокзала. С 08.11.2019г. в помещении грузового склада производились ремонтные работы, исключающие возможность хранения и выдачи груза. Выдача груза, почты производилась в багажном отделении здания аэровокзала. Багажное отделение имеет общую площадь 35 м2, что исключает возможность хранения, неполученного в течение 24 часов груза. После прибытия рейса в указанном багажном отделении производится складирование и выдача вновь прибывшего груза (в ноябре 2019 г. средний вес прибывшего груза в сутки составил 175.7 кг., в декабре 2019 г. - 288,1 кг), почты (в ноябре 2019 г. средний вес прибывшей почты в сутки - 278.4 кг., в декабре 2019 г. - 360.4 кг), а также багажа прибывших пассажиров.

С 08.11.2019 г. невостребованный в течение 24 часов с даты прибытия груз утром (перед прибытием рейса), перемещался в техническое здание тяжелого парка (около 150 метров от здания аэровокзала), после выдачи вновь прибывшего багажа, почты, груза (к 07.00 часам утра) невыданный в течение 24 часов с даты прибытия груз перемещался обратно в багажное отделение для выдачи.

Для перемещения указанного груза был привлечен на основании договора о выполнении работ (ежедневная погрузка, перемещение, разгрузка невыданного в день прибытия груза из здания аэровокзала в техническое здание тяжелого парка и обратно для выдачи) от 07.11.2019г. гражданин Хямяляйнен-Шарифуллин Р.В., с оплатой его услуг в размере 200 рублей за выход в сутки.

Привлечь для данной работы имеющихся грузчиков АО «Аэропорт Курган» не имело возможности, так как именно в период с 05.00 час. до 07.00 час. указанные сотрудники максимально задействованы в погрузке/разгрузке прибывшего воздушного судна. Кроме того, возложение дополнительных обязанностей на имеющихся работников также потребовало бы дополнительной оплаты.

Кроме того, стоимость услуги по хранению груза свыше 24 часов в размере 100 рублей была установлена и не изменялась с 2005 года, а также не покрывала затраты АО «Аэропорт Курган» и до 06.12.2019 г.

Цена за услуги хранения груза свыше 24 часов впервые с 2005 г. была изменена в 2019 и 2020 году. Так, например, заработная плата в 2005 году у кассира составляла 1200 рублей, в 2020 году – 14000 рублей, у грузчика почасовая ставка составляла 64 копейки, в настоящее время – 68 рублей. Также выросли расходы отчислений на социальные нужды, амортизация основных производственных фондов, аренда и услуги сторонних организаций, общехозяйственные расходы, содержание наземных основных производственных фондов, электроэнергия.

С 01.08.2021 года АО «Аэропорт Курган» установило цену хранения груза свыше 24 часов после прибытия в размере 12 рублей за кг груза в сутки. Цена в размере 500 рублей за место хранения груза взималась с декабря 2019 г. по март 2020 г. В связи с пандемией COVID-19 во второй половине марта 2020 г. в Курган прибыло 2 авиарейса и 2 рейса в апреле, по решению оперативного штаба Губернатора Курганской области воздушные судна в г. Курган не летали по июль 2020 г. включительно.

Заинтересованное лицо ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» поддержало позицию ответчика, считает, что услуга по хранению груза не входит в состав услуг, оказываемых субъектами естественной монополии. Доводы заявителей основаны на несогласии с режимом работы аэропорта, но в рамках осуществления предпринимательской деятельности, обязаны самостоятельно организовать время получения прибывшего груза.

Комиссией было подготовлено Заключение об обстоятельствах дела № 045/01/10-13/2020 от 18.02.2021 года, в котором отражены выводы об отсутствии у АО «Аэропорт Курган» объективных причин для повышения стоимости хранения груза исходя из одного места хранения от 100 рублей до 500 рублей, вследствие включения в нее убытков, понесенных ввиду проведения ремонта грузового склада и привлечением дополнительного персонала, транспортных средств, вызванное, в том числе, большим объемом прилетающего груза и багажа.

На заседании Комиссии 12.03.2021 г. АО «Аэропорт Курган» представило возражения на заключение об обстоятельствах дела № 045/01/10-13/2020 от 18.02.2021 года о несогласии с установленными фактами.

Ответчик указал, что повышение стоимости хранения вызвано привлечением дополнительного персонала, транспортных средств, большим объемом прибывающего груза и багажа. В заключении указано, что в стоимость хранения включена, в том числе, заработная плата (в полном объеме) грузчика, осуществляющего перемещение груза, выданного в день прибытия. Дополнительно привлеченный на основании гражданско-правового договора от 07.11.2019 г. грузчик осуществлял погрузку, перемещение, разгрузку груза именно не выданного в день прибытия, т.е. хранившегося свыше 24 часов, а к выданному в день прибытия грузу названный выше договор не относится.

В материалы дела представлены документально подтвержденные сведения о повышении заработной платы сотрудников АО «Аэропорт Курган», задействованных в операциях с не выданным в день прибытия грузом (грузчики, кассиры, приемо-сдатчики, контролеры, охранники), сведения о повышении тарифов на водоснабжение, электрическую энергию и иных услуг, а также минимального размера оплаты труда, ГСМ, о размере инфляции. Также Общество указывает, что во многих других аэропортах Российской Федерации стоимость услуги по хранению определяется за место, и не зависит от веса груза.

Данный довод Ответчика Комиссией исследован и установлено нижеследующее.

Стоимость хранения груза, исходя из одного места хранения прибывшего в аэропорт груза, хранящегося свыше 24 часов, установлена Ответчиком с 01.12.2005 года в размере 100 рублей, с 06.12.2019 г. – 500 рублей.

 Из представленных Обществом документов следует:

Соотнесение расходов АО «Аэропорт Курган» 2005 г. к 2019 г., тыс. руб.

Наименование

2005 год

2019 год

Рост в %

Себестоимость всего, вт.ч.:

31179

104817

336,18

оплата труда

9291

49562,9

533,45

отчисления на социальные нужды

2419

14673

606,57

амортизация ОПФ

418

6072,8

1452,82

аренда и услуги сторонних организаций

1988

11955

601,36

прочие производственные расходы

861

1715,6

199,26

общехозяйственные расходы

1934

5282,5

273,14

содержание наземных ОПФ, в т.ч.

5250

10985,4

209,25

электрическая энергия

1849,98

3870,1

209,20

 

Соотнесение заработной платы в АО «Аэропорт Курган» 2005 г. к 2019 г., руб.

Наименование должности

2005 г.

2019 г.

Рост в %

Кассир (оклад)

1246

14350

1151,69

Грузчик(часовая ставка)

6,64

68,71

1034,78

Приемо-сдатчик груза и багажа (оклад)

1102

11921,7

1081,82

Охранник/контроллер на КПП (оклад)

929

14350

1544,67

Примечание: данные за 2019 год с учетом ежемесячной премии 40%

В 2019 году грузчикам осуществлялась доплата до МРОТ

Заработная плата грузчика в 2019 году рассчитана как МРОТ /среднемесячное количество рабочих часов = 11280 / 164Д7 = 68,71 руб./час

Заработная плата приемо-сдатчика в 2019 году расчитана как произведение часовой тарифной ставки с учетом ежемесячной премии на среднемесячное количество рабочих часов =

51,87 * 140% * 164,17 = 11921,7 руб. в среднем за месяц.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Общество обосновывает увеличение с 2019 года стоимости услуги по хранению груза увеличением расходов на данный вид услуги с 2005 г.

Комиссией установлено, что при указанных обстоятельствах условия, предусмотренные пунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, не выполняются.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта, для признания факта установления монопольно высокой цены необходимо доказать факт установления хозяйствующим субъектом цены, которая отклоняется от объективных и обоснованных факторов ценообразования.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем, реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по делу № 045/01-10-13/2020, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что в действиях АО «Аэропорт Курган» по установлению с 06.12.2019 г. цены на услугу «Хранение груза (свыше 24 часов после прибытия) в размере 500 рублей имеет место неправомерное действие, характеризующее как злоупотребление доминирующим положением, противоречащее пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

В соответствии с частью 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

решила:

 

Прекратить рассмотрение дела № 045/01-10-13/2020 в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Аэропорт Курган».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

                                                                                                                     <…>                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны