Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении Межмуниципального... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена "15" августа 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" августа 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 100 по признакам нарушения Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский» (641230, Курганская область, Варгашинский район, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, 63, ИНН 4505200873) и ИП Проскуряковой Н.А. (641360, Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Цветкова, 33, ИНН 450400275718) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее – Закон о защите конкуренции),

Установила:

Дело № 100 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.
01.12.2012 года Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Варгашинский» заключен договор с ИП Проскуряковой Н.А. о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел по  Варгашинскому району Курганской области с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу.
В ходе рассмотрения дела ИП Проскурякова Н.А. пояснила, что 01.12.2012 года она заключила с А. договор безвозмездного пользования земельным участком.
По заявлению ИП Проскуряковой Н.А., после заключения вышеуказанного договора, она обратилась в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области за установлением размера платы за хранение задержанного транспортного средства. В перечне документов, который был представлен Департаментом обязательным требованием являлось предоставление договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке. В связи с чем, Проскурякова Н.А. обратилась в отделение полиции Белозерского района, где ей в связи с реструктуризацией органов полиции посоветовали обратится в Межмуниципальный отдел МВД РФ «Варгашинский». После обращения Проскуряковой Н.А. в Межмуниципальный отдел МВД РФ «Варгашинский» заключен договор о взаимодействии.
По словам ИП Проскуряковой Н.А., первоначальный договор о взаимодействии заключен ранее.  В связи с тем, что договор безвозмездного пользования земельным участком заключен на девять месяцев, в последующем с отделом полиции заключено соглашение о взаимодействии от 01.12.2012 года. При заключении данного соглашения, МВД РФ «Варгашинский» затребовали документы, подтверждающие осуществление данного вида деятельности.
Только после заключения вышеуказанного соглашения Департаментом  государственного регулирования цен и тарифов Курганской области ИП Проскуряковой Н.А. установлен тариф на хранение задержанного транспортного средства.
По мнению ИП Проскуряковой Н.А., в ее действиях отсутствует нарушение при заключении  соглашения о взаимодействии  с МО МВД РФ «Варгашинский».
Из письменных пояснений МО МВД РФ «Варгашинский» следует, что соглашение с ИП Проскуряковой Н.А., заключено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2013 года № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».
В соответствии с вышеуказанным соглашением МО МВД России «Варгашинский» передает задержанное транспортное средство, а предприниматель осуществляет его транспортировку, хранение и выдачу. Хранение задержанных транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной в с. Белозерское Белозерского района Курганской области ул. К.Маркса, 47.
Ссылаясь на статьи 8, 153, 166, 168 ГК РФ Межмуниципальный отдел МВД РФ «Варгашинский» считает сделку с ИП Проскуряковой Н.А. законной.
Ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 года № 759 МО МВД России «Варгашинский» пояснил, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
По мнению МО МВД России «Варгашинский» указанный договор заключён в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19.03.2004 года № 187 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759».
Из письменных пояснений МО МВД России «Варгашинский» следует, что порядок заключения подобных договоров федеральным законодательством не урегулирован и механизм заключения государственных контрактов на конкурсной основе в данном случае не применим.
По мнению МО МВД России «Варгашинский», при отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников. 
Из письменных пояснений МО МВД России «Варгашинский» следует, что на территории Белозерского района также действует соглашение от 02 февраля 2012 года между МО МВД России «Варгашинский» и ООО «Автостоп», согласно которому хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, осуществляется по адресу: Курганская область с. Белозерское ул. Строителей, 12В. Оба соглашения были заключены при обращении граждан в МО МВД России «Варгашинский», кроме того имеется соглашение с ИП Быковым С.Н. штрафстоянка которого, расположена на территории р.п. Варгаши.
На основании изложенного МО МВД России «Варгашинский» считает, что довод о том, что заключив договор с ИП Проскуряковой Н.А. МО МВД России «Варгашинский» обеспечил создание благоприятных условий для одного участника рынка, и устранения конкуренции является не состоятельным.
Договоры  с ООО «Автостоп» и ИП Быковым С.Н. Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский» на рассмотрение дела не представлены.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
01.12.2012 года Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Варгашинский» заключен договор с ИП Проскуряковой Н.А. о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел по Варгашинскому району Курганской области с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу.
Заключение данного соглашения основано на Постановлении Правительства РФ от 18.12.2003 года № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещение эксплуатации» (дейсвовавшего на момент заключения соглашения).
Между тем, Правила, утвержденные данным Постановлением, не содержат каких-либо оснований для заключения соглашения о взаимодействии  при задержании транспортного средства и его хранении на специализированной стоянке с определенными хозяйствующими субъектами.
Приказом МВД РФ от 19.03.2004 года № 187 «О реализации постановления Правительства РФ от 18.12.2003 года № 759» утвержден типовой договор  о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу.
Вышеуказанный приказ не содержит порядка заключения договоров о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу.
В типовом договоре также не установлены критерии, по которым должностные лица ОВД РФ осуществляют отбор хозяйствующих субъектов для заключения данного договора.
Каких-либо подтверждений о заключении вышеуказанного соглашения по результатам проведения МО МВД РФ «Варгашинский» процедур отбора, торгов или иных процедур, предусматривающих публичное предложение заключить данное соглашение не имеется.
При наличии двух или нескольких претендентов на право заключения соглашения органы власти обязаны обеспечить равный доступ всем хозяйствующим субъектам на данный рынок услуг, в том числе размещение в открытом доступе информации о намерении заключить договор на оказание  вышеуказанных услуг, провести процедуру конкурсного отбора претендентов.
Заключение соглашения без проведения конкурсного отбора приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств на  специализированных стоянках, так как исполнение процедур по задержанию транспортного средства (перемещения   транспортного средства при помощи другого транспортного средства) на специализированную стоянку, хранению транспортного средства на специализированной стоянке производится  в целях осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов от оказания услуг хранения транспортных средств на специализированной стоянке, что делает данный вид деятельности объектом конкурентного соперничества.
При заключении договора от  01.12.2012 года  о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел по Варгашинскому району Курганской области на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, расположенной по адресу: Курганская область Белозерский район, с. Белозерское, ул.Карла Маркса, 47 Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский»  не размещалась в открытом доступе информация о намерении заключить договор и  не проводились конкурсные процедуры по выбору хозяйствующего субъекта на оказание услуги по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств. Данные действия Межмуниципального отдела МВД РФ «Варгашинский» привели или могли привести к ограничению количества хозяйствующих субъектов, претендующих на право заключения договора услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств.
Только путем публичного предложения о намерении заключить подобный договор, можно выявить всех претендентов на заключение соглашения на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, и предоставить  им равные возможности при заключении данного соглашения.
Отсутствие в открытом доступе информации о намерении заключить договор на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке лишило возможности потенциальных претендентов на осуществление данного вида деятельности, заключить такого рода соглашения.
Соглашение от 01.12.2012 года, заключенное между Межмуниципальным отделом МВД РФ Варгашинский и ИП Проскуряковой Н.А. влечет нарушение публичных интересов, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние были лишены возможности заключить договор на оказание услуг хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
Деятельность по осуществлению хранения на специализированных автомобильных стоянках транспортных средств, которые задержаны в силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является равнодоступной для всех субъектов предпринимательской деятельности. Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к ее осуществлению, объективно препятствующих иным субъектам, работающим на рынке соответствующих услуг, заключать договоры о взаимодействии с органами полиции.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Под сделками статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Необходимо отметить, что нормы гражданского кодекса являются общими нормами и регулируют общий порядок заключения гражданско-правовых договоров, при этом Закон о защите конкуренции содержит специальные нормы, закрепляющие особые требования к заключению соглашений и договоров органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Соглашение от 01.12.2012 года, заключенное между Межмуниципальным отделом МВД РФ Варгашинский и ИП Проскуряковой Н.А. о взаимодействии на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, расположенной по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Карла Маркса, 47 без проведения отбора, конкурсных процедур или  публичного предложения о заключении данного соглашения приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган имеет право обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, об изменении или о расторжении договора.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
Решила:

1. Признать в действиях Межмуниципального отдела МВД РФ «Варгашинский» (641230, Курганская область, Варгашинский район, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, 63, ИНН 4505200873) нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и реализации с ИП Проскуряковой Н.А. соглашения от 01.12.2012 года о взаимодействии по вопросу хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, расположенной по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Карла Маркса, 47, без проведения Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский» отбора, конкурсных процедур или публичного предложения о заключении данного соглашения, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках услуг по перемещению транспортного средства при помощи другого транспортного средства и услуг по хранению транспортного средства на специализированных стоянках.
2. Признать в действиях индивидуального предпринимателя Проскуряковой Натальи Александровны (641360, Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Цветкова, 33, ИНН 450400275718)  нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и реализации с Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский» соглашения от 01.12.2012 года о взаимодействии по вопросу хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, расположенной по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Карла Маркса, 47, без проведения Межмуниципальным отделом МВД РФ «Варгашинский» отбора, конкурсных процедур или публичного предложения о заключении данного соглашения, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках услуг по перемещению транспортного средства при помощи другого транспортного средства и услуг по хранению транспортного средства на специализированных стоянках.
3. Выдать Межмуниципальному отделу МВД РФ «Варгашинский» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Выдать индивидуальному предпринимателю Проскуряковой Наталье Александровне предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны