Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 110(27)/2015 о нарушении процедуры торг... от 11 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 110(27)/2015

 о нарушении процедуры торгов

 

                                                                                                                             г. Курган

 

  Резолютивная часть решения оглашена «29»  декабря 2015 г.

 

  В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2015 г.

 

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области  в составе:

 

 председатель комиссии — Гагарина И.В. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

  члены комиссии:

  Кулиш Е.А. – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

  Попова Е.С. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

Боровко Е.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти,

  

  в присутствии представителей:

            Организатор торгов – Администрация Кетовского района Курганской области (641310 Курганская область, с. Кетово, ул. Космонавтов, д. 39):

    – заместитель Главы Кетовского района по правовым вопросам, начальник юридического отдела <...> (доверенность №35 от 14.01.2015 г.);

            – специалист отдела ЖКХ и транспорта Администрации Кетовского района <...> (доверенность №4419 от 29.12.2015 г.).

       Заявители:

        –  ИП <...>: <...> (паспорт),       <...> (доверенность от 16.12.2015 г.);

            – ИП <...>: <...> (паспорт);

            – ИП <...>: <...> (паспорт);

            – ИП <...>:  <...> (доверенность 45 АА 0560805 от 03.06.2015 г.);

           –   ИП  <...>: <...> (паспорт);

         –   ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>: не явились на заседание комиссии (извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Курганского УФАС России),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба (вх. № 6892 от 21.12.2015 г.) ИП <...>, ИП <...>,  ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> (далее по тексту – заявители) на действия организатора торгов Администрации Кетовского района Курганской области при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам Кетовского района.

Администрация Кетовского района Курганской области (далее по тексту – Администрация Кетовского района, организатор торгов) 30.11.2015 г. объявила о проведении открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района (далее – конкурс), разместив на официальном сайте http://администрация-кетовского-района.рф извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию.

Из извещения и конкурсной документации следует, что прием заявок осуществляется с 01 декабря 2015 года по 30 декабря 2015 года.

Согласно конкурсной документации организатора торгов, предметом конкурса является право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения, указанным в Приложении №1 к информационной карте конкурса.

Заявители полагают, что при утверждении конкурсной документации и объявлении обозначенного выше конкурса Администрацией Кетовского района были допущены нарушения, препятствующие участию заявителей в указанном конкурсе, и совершены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В обоснование поданной жалобы заявители привели нижеследующие доводы.

Заявители указали, что 30.11.2015 г. на официальном сайте Администрации Кетовского района опубликованы извещение о проведении конкурса, конкурсная документация, постановление №2299 от 27.11.2015 г «О внесении изменений в постановление Администрации Кетовского района №1342 от 01 июля 2011г. «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области».

            Заявители отметили, что в силу пункта 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ) соответствующий уполномоченный орган, по результатам проверки представленной юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о маршрутах регулярных перевозок, в срок до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования указанного Федерального закона принимает решение о включении или об отказе во включении в реестры маршрутов регулярных перевозок этих сведений.

 Заявители полагали, что иных оснований для включения в период с 13 августа 2015 года до 10 января 2016 года сведений о действовавших по состоянию на 13 августа 2015 года маршрутах регулярных перевозок в соответствующий реестр маршрутов регулярных перевозок Федеральным законом №220-ФЗ не предусмотрено.

 По мнению заявителей, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим после 14 июля 2015 года регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, положениями статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ предоставлены права на включение в установленный срок сведений в соответствующий реестр маршрутов регулярных перевозок, получение карт данных маршрутов, свидетельств и новых карт данных маршрутов, после проверки уполномоченным органом представленных до 13 августа 2015 года сведений о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренных частью 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ.

 Таким образом, заявители полагали, что проведение упомянутого выше конкурса противоречит Федеральному закону №220-ФЗ и, кроме того, приведёт к нарушению прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ и осуществляющих регулярные перевозки по данным маршрутам.

           Далее заявители указали, что в информационном сообщении конкурсной документации организатором торгов не указана дата оценки участников конкурса, при этом, согласно разделу IX конкурсной документации указано, что конкурсная комиссия имеет право проверить достоверность представленных документов в течение 30 календарных дней, однако, учитывая  вступление в силу с 11 января 2016 года статей 4 - 32, 36 - 38 Федерального закона №220-ФЗ, результаты указанного конкурса, по мнению заявителей, будут противоречит законодательству.

            Кроме того, заявители сообщили, что Администрация Кетовского района не известила действующих перевозчиков об объявлении вышеуказанного конкурса.

Среди доводов жалобы заявители также указали, что количество маршрутов и количество подвижного состава, включенных в состав каждого лота, ограничивает доступ к участию в конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не обладают необходимым количеством транспортных средств, с учетом резерва.

           Заявители считали, что к данному конкурсу допускаются перевозчики, имеющие не менее определенного количества единиц транспортных средств для каждого маршрута.

Также, в поданной жалобе заявители указали, что в конкурсной документации, включая проект договора, нет нормы, обязывающей победителей конкурса осуществлять перевозку пассажиров теми транспортными средствами, которые позволили им победить конкурентов.

По мнению заявителей,  конкурсная документация, включая критерии и начисляемые за них баллы, создаёт преимущества отдельным хозяйствующим субъектам – некоммерческим организациям, а также создаёт условия для сокращения числа хозяйствующих субъектов – перевозчиков.

            Кроме того, заявители отметили, что отсутствие в конкурсной документации  разъяснений по оценке участника, а также методики расчёта баллов нарушает единый порядок организации и проведения торгов и равный доступ перевозчиков к осуществлению перевозок.

 Также заявители считали, что пункт 2.1.19 приложения №3 к информационной карте конкурса (проект договора) содержит условие об обязанности перевозчика взимать плату за перевозки не выше предельного (максимального) утвержденного тарифа, что, по мнению заявителей, также ограничивает равный доступ перевозчиков к участию в указанном конкурсе.

            В том числе, заявители полагали, что условия пунктов 2.1.1. и 2.1.5  приложения №3 к информационной карте конкурса, касающиеся обязанности перевозчика осуществлять обслуживание маршрутной сети с соблюдением требований нормативных правовых актов, действующих в сфере организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования на регулярных автобусных маршрутах, с 16 января 2016 года будет являться нарушением Федерального закона №220-ФЗ.

  Представитель Администрации Кетовского района не согласен с доводами поданной жалобы, представил письменные возражения на жалобу.

В частности, организатор торгов пояснил, что конкурсная документация была размещена на сайте Администрации Кетовского района, при этом организатор торгов руководствовался пунктом 6 статьи 6 Устава муниципального образования Кетовского района Курганской области, согласно которому официальным опубликованием считается опубликование полного текста правового акта в районной газете или обнародование на доске информации сельсоветов Кеговского района или размещение па официальном сайте Администрации Кетовского района.

Кроме того, организатор торгов указал, что при делении маршрутной сети на лоты учитывалась экономическая целесообразность, создание условий работы для перевозчика, возможность развития предприятия. Администрация Кетовского района также полагает, что создание лотов «по направлениям» удобно для перевозчика в случае срочной замены транспортного средства или водительского состава.

Администрация Кетовского района отметила, что конкурс носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Потеря участником баллов по каким-либо пунктам, по мнению Администрации Кетовского района, не может быть расценена как возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для организаций, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех критериев, установленных в приложении, которые также в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.

В письменных пояснениях организатор торгов отметил, что в разделе IX обозначено право конкурсной комиссии на проверку достоверности представленных участниками документов в течении 30 календарных дней, при этом срок окончания проверок достоверности представленных документов напрямую зависит от количества поданных заявок, поэтому точно определить дату окончания проверок не является возможным до окончания приема заявок. Дополнительно организатор торгов сообщил, что в целях недопущения нарушения вступающего в силу Федерального закона №220-ФЗ проверка документов будет закончена до 16.01.2016 г.

           Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

14.07.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, статьей 42 Федерального закона №220-ФЗ определен порядок вступления в силу данного Федерального закона.

Из анализа частей 1-3 статьи 42 Федерального закона №220-ФЗ следует, что со дня официального опубликования указанного Федерального закона вступают в силу только статьи 1-3, 39, 41, 42.

Статьи 4 - 32, 36 - 38 указанного Федерального закона вступают в силу с 11 января 2016 года.

Статьи 33 - 35, 40 Федерального закона №220-ФЗ вступают в силу с 15 июля 2016 года.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона №220-ФЗ устанавливает, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона предусмотрено, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 3 статьи 2 указанного Федерального закона, отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами. 

 При этом, частью 5 вышеуказанной статьи закреплено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Закон Курганской области № 38 от 05.07.2011 г. «О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области» регулирует, в том числе, отдельные отношения в сфере транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Курганской области.

Статья 5 Закона Курганской области № 38 от 05.07.2011 г. устанавливает, что к полномочиям Правительства Курганской области в сфере транспортного обслуживания населения относятся:

1) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортного обслуживания населения;

2) определение уполномоченного органа исполнительной власти Курганской области в сфере транспортного обслуживания населения (далее - уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания населения);

3) утверждение порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов межмуниципального сообщения;

4) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, Закон Курганской области от 03.03.2009 г. N 441, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение).

Статья 1 Закона Курганской области от 03.03.2009 г. N 441 предусматривает, что органы местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области наделяются полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области.

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативных правовых актов Администрация Кетовского района обладает полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона Курганской области № 441 от 03.03.2009 г. предусмотрено право органов местного самоуправления на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий Курганской области на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

Администрация Кетовского района 30.11.2015 г. объявила о проведении открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района, разместив на официальном сайте http://администрация-кетовского-района.рф извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию.

Из извещения и конкурсной документации следует, что прием заявок осуществляется с 01 декабря 2015 года по 30 декабря 2015 года.

Предметом конкурса является право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения, указанным в Приложении №1 к информационной карте конкурса.

30.11.2015 г. на официальном сайте Администрации Кетовского района опубликованы извещение о проведении конкурса, конкурсная документация, постановление №2299 от 27.11.2015 г «О внесении изменений в постановление Администрации Кетовского района №1342 от 01 июля 2011г. «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области».

Указанные выше извещение, конкурсная документация, а также обозначенное постановление Администрации Кетовского района №2299 от 27.11.2015 г. опубликованы на официальном сайте Администрации Кетовского района в разделе «Муниципальный заказ», а, кроме того, в разделе «Новости» на главной странице официального сайта Администрации Кетовского района.

            Согласно пункту 5 статьи 9 Закона Курганской области № 38 от 05.07.2011 г. информация о сроках, месте, условиях и порядке проведения конкурса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не менее чем за тридцать дней до даты проведения конкурса.

Таким образом, действующее законодательство в области отношений по организации регулярных перевозок устанавливает обязанность по опубликованию информации о проведении конкурса в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, но, вместе с тем, законодательством не установлены требования относительно того, что указанная информация о конкурсе должна быть размещена в каком-либо конкретном разделе официального сайта уполномоченного органа.

Из вышеизложенного следует, что размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте Администрации Кетовского района подтверждает соблюдение Администрацией Кетовского района принципа публичности при проведении указанной процедуры конкурса и не ограничивает доступ к данной информации все желающим, имеющим намерение принять участие в конкурсе.

Таким образом, довод заявителей о том, что Администрация Кетовского района не известила об объявлении вышеуказанного конкурса, является необоснованным.

  Заявители полагали, что проведение упомянутого выше конкурса противоречит Федеральному закону №220-ФЗ и, кроме того, приведёт к нарушению права и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям части 1 статьи 39 Федерального закона №220-ФЗ и осуществляющих регулярные перевозки по данным маршрутам.

Между тем, нельзя не отметить, что указанный довод, касаемо законности проведения Администрацией Кетовского района процедуры конкурса до вступления в силу с 11 января 2016 г. положений Федерального закона №220-ФЗ, регулирующих порядок проведения конкурса, уже был предметом рассмотрения  Комиссии Курганского УФАС России и получил оценку как необоснованный, что следует из Решения Курганского УФАС России  по жалобе № 96 (25)/2015 о нарушении процедуры торгов.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 14.07.2015 г., в части положений статей 1-3, 39, 41, 42.

            Тем самым, Положения Федерального закона №220-ФЗ, регулирующие, в частности, порядок проведения конкурса, вступают в силу с 11.01.2016 г., соответственно, Администрация Кетовского района не вправе при проведении конкурса руководствоваться не вступившими в силу положениями Федерального закона.

Кроме того, статья 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предполагает в целях реализации положений настоящего федерального закона безусловное расторжение всех действующих договоров об осуществлении пассажирских перевозок, заключенных до вступления в силу положений указанного федерального закона.

Соответственно, довод заявителей относительно незаконности проведения упомянутого конкурса не основан на нормах права.

            Среди доводов жалобы заявители также ссылались на то, что количество маршрутов и количество подвижного состава, включенных в состав каждого лота, ограничивает доступ к участию в конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не обладают необходимым количеством транспортных средств, с учетом резерва.

            Заявители считали, что к данному конкурсу допускаются перевозчики, имеющие не менее определенного количества единиц транспортных средств для каждого маршрута.

Между тем, нельзя не отметить, что указанный довод, касаемо объединения нескольких маршрутов в один лот, уже был предметом рассмотрения  Комиссии Курганского УФАС России и получил оценку как необоснованный, что следует из Решения Курганского УФАС России  по жалобе № 96 (25)/2015 о нарушении процедуры торгов.

Из Приложения №1 к информационной карте указанного конкурса следует, что на конкурс выставлены нижеперечисленные пять лотов.

Лот №1 включает в себя следующие маршруты: №243, 253, 104, 205.

Лот №2 включает в себя следующие маршруты: №114, 209, 210,211, 215.

Лот №3 включает в себя следующие маршруты: №232, 266, 267.

Лот №4 включает в себя следующие маршруты: №139, 254, 259.

Лот №5 включает в себя следующие маршруты: №133,257, 260, 264, 261.

Организатор торгов пояснил, что при делении маршрутной сети на лоты учитывалась экономическая целесообразность, создание условий работы для перевозчика, возможность развития предприятия. Администрация Кетовского района также полагает, что создание лотов «по направлениям» удобно для перевозчика в случае срочной замены транспортного средства или водительского состава.

     Необходимо отметить, что разделение маршрутов на виды и направления, как и критерии объединения межмуниципальных маршрутов, нормативно не регламентированы.

     Организатор торгов при формировании лотов с включением нескольких маршрутов, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, исходил из

целей организации перевозок, с учетом необходимости обеспечить оптимальный баланс интересов пассажиров и перевозчиков, экономической целесообразности, созданий условий работы для перевозчика.

             Конкурс носил открытый характер, являлся равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, фактов ограничения на участие в конкурсе для отдельных категорий или создание преимущественных условий участия в торгах участнику или нескольким участникам не выявлено.

     Объединение маршрутов в лоты по территориальному принципу, а также по принципу рентабельного и нерентабельного маршрута осуществляется с той целью, чтобы конкурс состоялся по каждому маршруту, а каждый лот предполагал возможность извлечения прибыли, отвечающей целям предпринимательской деятельности, с минимально возможными ее обременениями, с одной стороны, и исполнением социально значимой функции перевозки населения на территории субъекта Российской Федерации, с другой стороны.

     Исходя из вышеизложенного, довод заявителей относительно того, что количество маршрутов, включенных в состав каждого лота, ограничивает доступ к участию в конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не обладают необходимым количеством транспортных средств, с учетом резерва, признается необоснованным.

             Кроме того, следует отметить, что согласно разделу IV конкурсной документации, для участия в конкурсе претендент обязан предоставить справку, подтверждающую количество имеющихся у него транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок по каждому заявленному лоту (с учетом резерва) с предоставлением копий: ПТС, договоров лизинга и (или) аренды подвижного состава и (или) владение им на другом законном основании.

              Также, раздел III конкурсной документации указывает на то, что одним из условий оказания услуг является наличие у заявителя в необходимом количестве транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, для оказания услуг по перевозке пассажиров на обслуживаемых маршрутах, допущенных к эксплуатации.

    Тем самым, конкурсная документация организатора торгов не содержит условий, обязывающих претендента на участие в конкурсе иметь в наличии транспортные средства только лишь на праве собственности, а предусматривает возможность на участие конкурсе лица, обладающего на любом законном основании правами владения и(или) пользования на данные транспортные средства.

  Также необходимо отметить, что наличие у участников конкурса транспортных средств, необходимых для организации пассажирских перевозок по заявленным лотам, с учетом резерва подвижного состава, является одним из критериев оценки участника и не является условием к допуску на участие в конкурсе и, соответственно, не создает препятствий для участия в указанном выше конкурсе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять пассажирские перевозки транспортом общего пользования.

  Потеря   участником   конкурса   баллов по пункту 4 оценочной таблицы информационной карты конкурса не может быть расценена как возможность  необоснованного  установления  исключений  из  общего  порядка,  поскольку  определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех критериев,  установленных  в  Приложении,  которые  также  в  одинаковой  степени относятся ко всем участникам конкурса.

             Конкурс  носит  открытый  характер,  является  доступным  для  всех субъектов  предпринимательской  деятельности  в  сфере  пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

 Довод заявителей относительно того, что конкурсная документация, включая критерии и начисляемые за них баллы, создаёт преимущества отдельным хозяйствующим субъектам – некоммерческим организациям, а также создаёт условия для сокращения числа хозяйствующих субъектов – перевозчиков является также необоснованным в силу следующего.

Из анализа конкурсной документации следует, что участником конкурса может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, некоммерческие организации, простые товарищества, любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющий право в соответствии с действующим законодательством осуществлять пассажирские перевозки и своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе.

 Вместе с тем, указанный довод, относительно того, что конкурсная документация Администрации Кетовского района содержащимися в ней критериями оценки создаёт преимущества некоммерческим организациям, уже был предметом рассмотрения  Комиссии Курганского УФАС России и получил оценку как необоснованный, что следует из Решения Курганского УФАС России  по жалобе № 96 (25)/2015 о нарушении процедуры торгов.

   Кроме того, заявители отметили, что отсутствие в конкурсной документации  разъяснений по оценке участника, а также методики расчёта баллов нарушает единый порядок организации и проведения торгов и равный доступ перевозчиков к осуществлению перевозок.

   Между тем, конкурсная документация в приложении №2 к информационной карте конкурса содержит оценочную таблицу. Данная таблица содержит в себе критерии  оценки участников конкурса, напротив которых в таблице обозначены баллы, в соответствии с которыми производится расчет.

   Более того, данная оценочная таблица содержит пояснения по расчету баллов в отношении конкретных критериев, приведены примеры расчета баллов, что, в свою очередь, не позволяет прийти к выводу об отсутствии прозрачности и открытости оценки участников упомянутого конкурса.

 Далее заявители указали, что в информационном сообщении конкурсной документации организатора торгов не указана дата оценки участников конкурса, при этом, согласно разделу IX конкурсной документации указано, что конкурсная комиссия имеет право проверить достоверность представленных документов в течение 30 календарных дней, однако, учитывая  вступление в силу с 11 января 2016 года статей 4 - 32, 36 - 38 Федерального закона №220-ФЗ, результаты указанного конкурса, по мнению заявителей, будут противоречит законодательству.

 Между тем, из раздела IX конкурсной документации следует, что 30 декабря 2015 г. в 13.00 часов (время местное) конкурсная комиссия проводит процедуру вскрытия конвертов по адресу организатора торгов и рассматривает документы на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документаций, а также правильность оформления.

В указанном разделе IX конкурсной документации обозначено, что конкурсная комиссия имеет право проверить достоверность представленных документов в течение 30 календарных дней.

           Согласно информационному сообщению конкурсной документации, заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 декабря 2015 года по 30 декабря 2015 года. Вскрытие конвертов с заявками осуществляется 30 декабря 2015 г.

            Из упомянутого информационного сообщения следует, что оценка участников конкурса состоится в 2015 году, без указания конкретной даты оценки.

            Необходимо отметить, что право организатора торгов на проверку достоверности представленных документов не ограничено какими-либо нормативными правовыми актами, равно как и не ограничен срок на проведение такой проверки.

             Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает правовые основы антимонопольного контроля за соблюдением запрета, налагаемого на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов.

В силу части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

     Необходимо отметить, что при рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа проверяет на соответствие законодательству соблюдение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выполняя специальные полномочия, вне зависимости от влияния на конкуренцию.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, осуществляет контроль за соблюдением как непосредственно самой процедуры торгов, так и за соблюдением антимонопольных требований к торгам, запрещающим действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, в поданной жалобе заявители также указали, что в конкурсной документации, включая проект договора, нет нормы, обязывающей победителей конкурса осуществлять перевозку пассажиров теми транспортными средствами, которые позволили им победить конкурентов.

  Также, заявители считали, что пункт 2.1.19 приложения №3 к информационной карте конкурса (проект договора) содержит условие об обязанности перевозчика взимать плату за перевозки, не выше предельного (максимального) утвержденного тарифа, что, по мнению заявителей, также ограничивает равный доступ перевозчиков к участию в указанном конкурсе.

            В том числе, заявители полагали, что условия пунктов 2.1.1. и 2.1.5  приложения №3 к информационной карте конкурса, касающиеся обязанности перевозчика осуществлять обслуживание маршрутной сети с соблюдением требований нормативных правовых актов, действующих в сфере организации перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования на регулярных автобусных маршрутах, с 16 января 2016 года будет являться нарушением Федерального закона №220-ФЗ.

Между тем, исходя из анализа положений Закона о защите конкуренции, вышеперечисленные доводы заявителей отклоняются Комиссией, поскольку не являются относимыми к нарушениям непосредственно порядка проведения процедуры конкурса, равно как и не свидетельствуют о действиях, которые могут оказать влияние на состояние конкуренции.

Руководствуясь  статьей 17, статьей 18.1, статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1.  Жалобу  ИП Шабалиной Е.Н., ИП Щелкунова В.М.,  ИП Стасюк Г.А., ИП Липатова А.В., ИП Чекусова П.В., ИП Кочурова Е.А., ИП Зиновьевой И.А., ИП Новожилова С.А.  признать необоснованной.

 

 

   Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

                                       Председатель Комиссии ______________ И.В. Гагарина

 

                                       Члены Комиссии:             ________________ Е.А. Кулиш

 

                                                                             ________________Е.С. Попова

 

                                                                    ________________  Е.В.Боровко

Связанные организации

Связанные организации не указаны