Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 108 о наложении административного штрафа по... от 7 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 108

о наложении административного штрафа по делу N 113-АДМ

об административном правонарушении

26.06.2017 г.                                                                                                    г. Курган

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) Гагарина И.В., рассмотрев на основании статьи 23.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и в порядке, установленном статьей 29.7. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении N 113 и другие материалы дела об административном правонарушении N 113-АДМ, возбужденного в отношении должностного лица генерального директора ПАО «Курганская генерирующая компания» – Сергеева Игоря Васильевича (...........), в присутствии защитника - Давыдовой Натальи Андреевны (доверенность .......),

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении N 113-АДМ возбуждено 09.06.2017 года.

До рассмотрения дела N 113-АДМ об административном правонарушении в Курганское УФАС России поступили возражения Сергеева И.В. на протокол об административном правонарушении N 113 от 09.06.2017 г. (от 23.06.2017 г. вх. N 4277).

Сергеев И.В. полагает, что Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность по вводу узла учета в эксплуатацию. При этом Сергеев И.В. ссылается на Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждение Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034. Обязанность по вводу узла учета тепловой энергии в эксплуатацию имелась только у управляющей организации. Кроме того, Сергеев И.В. ссылается на пропуск срока привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ.

Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст. 26.1 КоАП  РФ  выяснению обстоятельств.

Из имеющихся материалов дела усматривается состав административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления Криворотова А.М. (вх. N 6884 от 15.11.2016 г.), содержащего жалобу на действия ПАО «Курганская генерирующая компания», Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.02.2017 г. N 11.

Вместе с тем из материалов, собранных в связи с рассмотрением заявления Криворотова А.М., постановлением N 80 по делу об административном правонарушении N 65-АДМ от 27.04.2017 г. в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» установлен факт нарушения части 12 статьи 9.16. КоАП РФ по уклонению от оснащения прибором учета тепловой энергии и горячей воды многоквартирного дома по ул. Пушкина, 123 в г. Кургане, уклонению от ввода в эксплуатацию указанного прибора учета.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон N 261) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Как установлено Курганским УФАС России, собственники помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 123, обязанность, предусмотренную частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261, в установленный законом срок не исполнили.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Часть 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ гласит: с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Сети теплоснабжения и горячего водоснабжения ПАО «Курганская генерирующая компания» имеют непосредственное присоединение к соответствующим сетям многоквартирного жилого дома N 123 по ул. Пушкина. Данный вывод сделан исходя из схемы разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям ООО «Восток – центр» объект: жилой дом ул. Пушкина, 123. Данное обстоятельство не оспаривается и ПАО «Курганская генерирующая компания».

Таким образом, на ПАО «Курганская генерирующая компания» возложена обязанность оснащения указанного многоквартирного жилого дома приборами учета тепловой энергии и горячей воды.

Во исполнение указанной обязанности ПАО «Курганская генерирующая компания» заключен договор N 180 оказания услуг по проектированию и установке узлов учета от 17.05.2013 г. с ООО «Взлет-Тюмень».

Пунктом 1.1. указанного договора установлено, что исполнитель (ООО «Взлет-Тюмень») обязуется в соответствии с условиями настоящего договора, техническим заданием (приложение N 1), утвержденной сметной документацией (Приложение N 2) и адресным перечнем (приложение N 3) выполнить по заданию Заказчика (ОАО «Курганская генерирующая компания») своими и/или привлеченными силами комплекс работ, в который входит: 

1.2. проектирование узлов учета тепловой энергии и горячей воды;

1.3. поставка необходимого оборудования для комплектации узлов учета;

1.4. монтаж, проведение пуско-наладочных работ узлов учета;

1.5. сдача узлов учета в эксплуатацию с оформлением акта допуска в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В адресный перечень объектов, утверждённый приложением N 3 к договору N 180 от 17.05.2013 г., включен и дом N 123 по ул. Пушкина в г. Кургане, в отношении которого будут проведены работы по проектированию, поставке, установке и вводу в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и горячей воды.

Срок выполнения работ согласно графику выполнения работ (приложение N 4 к договору N 180 от 17.05.2013 г.) с 17 августа по 15 сентября.

26 ноября 2013 года между ОАО «Курганская генерирующая компания» (ресурсоснабжающая организация») и ООО «Восток-Центр» (Управляющая организация») составлен акт об установке узла учета. Согласно указанного акта, стороны подтверждают, что ресурсоснабжающая организация 01.07.2013 г. завершила оснащение многоквартирного жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 123 прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Указанным актом ресурсоснабжающая организация передала управляющей организации техническую документацию на узел учета. Вместе с тем, прибор учета тепловой энергии и горячей воды 26.11.2013г в эксплуатацию введен не был.

26.10.2016 года совместно с представителями управляющей организации ООО «Восток-Центр» Государственной жилищной инспекцией Курганской области проведена инспекционная проверка многоквартирного дома по адресу: г. Курган, ул. Пушкина,123, в ходе которой установлено, что подвальное помещение не подтоплено, в системе отопления смонтирован общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, который не введен в эксплуатацию.

Согласно позиции ПАО «Курганская генерирующая компания», изложенной в письменных пояснениях от 16.01.2017 г. исх. N 54, обязанность по оснащению многоквартирного дома по ул. Пушкина, 123 в г. Кургане прибором учета тепловой энергии и горячей воды, предусмотренная статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Обществом исполнена. Обязанность по вводу в эксплуатацию узла учета, его техническая эксплуатация возложена на управляющую организацию. При этом, Общество ссылается на положения статьи 161 Жилищного кодекса РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

На данных доводах Сергеев И.В. продолжает настаивать и в возражениях на протокол об административном правонарушении N 113 от 09.06.2017 г.

Названные доводы Сергеева И.В. подлежат отклонению в силу следующего.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ закреплено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, названной нормой права предусмотрены императивные сроки допуска установленного прибора учета в эксплуатацию. При этом, ПАО «Курганская генерирующая компания» обладала сведениями о том, что прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме N 123 по улице Пушкина, не введен в эксплуатацию, поскольку правоотношения по поставке и оплате коммунальных ресурсов в указанный дом сложились непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Таким образом, на ресурсоснабжающую организацию, как профессионального участника рынка теплоснабжения и горячего водоснабжения, законодательно возложена обязанность не только по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета соответствующего ресурса, но и по эксплуатации указанных приборов учета при отсутствии таковой со стороны собственников помещений в многоквартирном доме и уполномоченных собственниками лиц.

Названные нормы права являются специальными по отношению к нормам жилищного законодательства, регламентирующим права и обязанности управляющей организации, и предусматривают в случае неисполнения обязанности по эксплуатации приборов учета коммунального ресурса управляющей организацией совершение данных действий ресурсоснабжающей организацией.

Пунктом 13 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» закреплено, что договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5) место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7) гарантийные обязательства исполнителя.

Пунктом 14 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 закреплено, что договор на эксплуатацию прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) место установки прибора учета;

5) сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров приборов учета и проверки готовности прибора учета к эксплуатации (после перерыва в его работе);

6) обязательства заказчика по информированию исполнителя о планируемых изменениях в состоянии сетей и энергопринимающего оборудования заказчика, способных повлиять на возможность исполнения договора исполнителем, а также на работу прибора учета.

Из системного толкования статьи 13 Федерального закона  N 261-ФЗ и пунктов 13,14 Порядка N 149 следует, что ввод прибора учета в эксплуатацию является комплексом мероприятий по его оснащению.

Таким образом, действующее законодательство исходит из того, что ввод прибора учета в эксплуатацию является частью услуги по его установке, замене (оснащению) представляет собой документальное оформление факта оборудования прибором учета и принятие его в качестве расчетного, показания которого применяются для определения размера платы за коммунальные услуги.

Кроме того, Сергеевым И.В. заявлен довод о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.

Данный довод также подлежит отклонению исходя из следующего.

Объективная сторона правонарушения должностного лица генерального директора ПАО «Курганская генерирующая компания» - Сергеева И.В. части 12 статьи 9.16. КоАП РФ выразилась в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей генеральным директором ПАО «Курганская генерирующая компания» Сергеевым И.В. по оснащениию прибором учета тепловой энергии и горячей воды многоквартирного дома по ул. Пушкина, 123 в г. Кургане, вводу в эксплуатацию указанного прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Правонарушение части 12 статьи 9.16. КоАП РФ обнаружено Курганским УФАС России 15 ноября 2016 г.

Статьей 2 Федерального закона N 261-ФЗ закреплены следующие понятия:

Пункт 3 «энергосбережение» - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Пункт 4 «энергетическая эффективность» - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Статьей 4 Федерального закона N 261-ФЗ закреплены основные принципы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Учитывая общие принципы и предмет регулирования, а также поставленные государством задачи в данной сфере правоотношений, мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности реализуются на системной и постоянной основе. В том числе и обязанности ресурсоснабжающей организации предусмотренные частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ. Законодатель устанавливает срок начала исполнения указанных в части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанностей с 1 июля 2013 г.

Таким образом, административное правонарушение в данном случае является длящимся, поскольку не обеспечение наличия общедомового прибора учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме представляет собой длительное, непрекращающееся невыполнение установленных обязательных требований по установке прибора учета, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Частью 12 статьи 9.16. КоАП РФ установлена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно статьи 2.4. КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Курганским УФАС России установлено, что уклонение от оснащения прибором учета тепловой энергии и горячей воды многоквартирного дома по ул. Пушкина, 123 в г. Кургане, уклонение от ввода в эксплуатацию указанного прибора учета связано с осуществлением своих полномочий генеральным директором ПАО «Курганская генерирующая компания» Сергеевым И.В., который являлся таковым с 26.11.2013 года по 26.03.2017 года, что подтверждается протоколом совета директоров ОАО «Курганская генерирующая компания» от 23.04.2013 г. N КГК-03/2013, выпиской из протокола заседания совета директоров (N КГК-06/2014 от 16.06.2014 г.) ОАО «Курганская генерирующая компания» от 10.07.2014 г., выпиской из протокола заседания совета директоров (N КГК-12/2015 от 30.06.2015 г.) ОАО «Курганская генерирующая компания» от 01.07.2015 г., выпиской из протокола заседания совета директоров (N КГК-08/2016 от 01.07.2016 г.) ОАО «Курганская генерирующая компания» от 04.07.2016 г.

Действия генерального директора ПАО «Курганская генерирующая компания», выразившиеся в уклонении от оснащения прибором учета тепловой энергии и горячей воды многоквартирного дома по ул. Пушкина, 123 в г. Кургане, уклонении от ввода в эксплуатацию указанного прибора учета, обусловлены ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей генеральным директором ПАО «Курганская генерирующая компания» Сергеевым И.В.  образуют событие административного правонарушения части 12 статьи 9.16. КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения является: должностное лицо – генеральный директор ПАО «Курганская генерирующая компания» Сергеев Игорь Васильевич  (.......).

Место совершения административного правонарушения: г. Курган.

Период нарушения с 1 июля 2013 года по 17 февраля 2017 года.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении Сергеева И.В. не установлены (ст. 24.5. КоАП РФ).          Обстоятельством смягчающих административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ) является ввод ПАО «Курганская генерирующая компания» в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 123.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3. КоАП РФ), не выявлено.

Оснований для признания правонарушения малозначительным также отсутствуют.

Руководствуясь статьями 2.1., 3.5., 4.2., ч. 1 ст. 9.16., 23.48., 24.5., 29.9., 29.10. КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать должностного лица генерального директора ПАО «Курганская генерирующая компания» - Сергеева Игоря Васильевича (........) виновным в совершении административного правонарушения части 12 статьи 9.16. КоАП РФ.

2. Наложить на должностного лица генерального директора ПАО «Курганская генерирующая компания» - Сергеева Игоря Васильевича административный штраф в размере  20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны