Решение б/н Решение по делу № 120 от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

640000, г. Курган,  ул. М. Горького, 40                                                                                                                            тел. 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 120

о нарушении антимонопольного законодательства 

                                                                                                                                г. Курган

Резолютивная часть решения объявлена 28.07.2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 10.08.2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

Белова А.В.                                                          - заместитель руководителя-начальник отдела;

        Члены Комиссии:

        Проскурнина Н.С.                                           - государственный инспектор,                Климович К.В.                                                     - государственный инспектор,

рассмотрев дело № 120 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Курганводоканал» (место нахождения: г. Курган, ул. Набережная, 12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

21 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление гр. Бутаковой Т.М. (далее – заявитель), проживающей по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б, кв. 13, содержащее жалобу на действия ОАО «Курганводоканал», выразившиеся в неоказании услуги водоотведения, необоснованном предъявлении платы за услугу водоотведения, а также в необоснованном предъявлении платы за услугу по очистке сточных бытовых вод.

Заявитель сообщила, что сточные бытовые воды, образующиеся в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в доме № 23 б по ул. Электровозная в г. Кургане, сливаются по внутридомовой инженерной системе и накапливаются в септике, которые в последующем откачиваются организациями в соответствии с заключенными договорами (далее – перевозчики). Таким образом, гр. Бутакова Т.Д. полагает, что предъявление ОАО «Курганводоканал» платы за услугу водоотведения при фактическом оказании данной услуги другими организациями, ущемляет ее права и законные интересы. С января 2012 года ОАО «Курганводоканал» предъявляется плата за услугу по очистке сточных вод. Вместе с заявлением гр. Бутаковой Т.Д. представлены копии платежных документов, подтверждающие заявленные ею доводы.

На основании приказа Курганского УФАС России от 20.08.2012 г. № 168 о возбуждении дела и создании Комиссии возбуждено дело № 120 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Курганводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссией установлено, что между ООО «УО «Жилищник» и МУП «Курганводоканал» заключен договор № 1353 от 13.10.2009 г. на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в отношении рассматриваемого дома. Согласно п. 1.1. договора, МУП «Курганводоканал» обязалось осуществлять отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации.

Копии платежных документов, представленные заявителем, свидетельствуют о предъявлении (МУП «Курганводоканал) ОАО «Курганводоканал» платы за услугу водоотведения (канализация), а с января 2012 года – за услугу по очистке сточных вод.

Управляющие организации, на обслуживании которых данный дом находился, а, в последствии и жильцы многоквартирного дома № 23 б по ул. Электровозная, оплачивали услугу по вывозу жидких бытовых отходов перевозчикам в соответствии с заключенными договорами.

В письменных пояснениях и на заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 120, представитель ОАО «Курганводоканал» сообщил, что в связи с тем, что многоквартирный дом № 23 б по ул. Электровозная не подключен к централизованной системе канализации, обязанность Общества по оказанию услуги водоотведения возникает лишь на очистных сооружениях, куда жидкие бытовые отходы перевозятся специализированным автотранспортом перевозчиков, с которыми у жильцов дома заключен договор.

В материалы дела № 120 представлены копии договоров на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, заключенные между одной из управляющих организаций, обслуживающей многоквартирный дом № 23 б по ул. Электровозная (ООО «УО «Развитие»), и ИП Ильиным С.В.

Договорные отношения между жильцами рассматриваемого дома и управляющими организациями, обслуживающими многоквартирный дом № 23 б по ул. Электровозная, предусматривающие какие-либо действия в отношении инженерного сооружения (септика), подключенного к данному дому, в том числе вывоз жидких бытовых отходов, отсутствуют, также, как и отсутствуют договорные отношения у ОАО «Курганводоканал» с управляющими организациями,  обслуживающими многоквартирный дом № 23 б по ул. Электровозная, с перевозчиками на предмет вывоза жидких бытовых отходов из септика.

19.03.2013 г. рассмотрение дела № 120 приостановлено в связи с проведением экспертизы по вопросу определения местоположения септика относительно границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б.

Заключение по результатам земельно-технической экспертизы, выполненное ООО «ГИС-сервис» поступило в Курганское УФАС России 04.12.2013 г. Согласно выводам экспертизы, септик, расположенный по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б находится за границами земельного участка.

13.07.2015 г. рассмотрение дела № 120 возобновлено. На заседании Комиссии, состоявшемся 28.07.2015 г. представитель ОАО «Курганводоканал» пояснил, что правовая позиция по рассматриваемому делу не изменилась.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

1. МУП «Курганводоканал» на основании Приказа руководителя Курганского УФАС России № 47-пр от 8 апреля 2008 года включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по видам деятельности: «услуги водоснабжения» (ОКУН 042200), «услуги водоотведения» (ОКВЭД 41.00), «удаление и обработка сточных вод» (ОКВЭД 90.10) доли на рынках более 50% в границах г.Кургана.

На основании п. 3.6.5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (действовавшего в рассматриваемый период), а также п. 3.11 аналогичного приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345 определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей более 50 процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Исходя из видов деятельности МУП «Курганводоканал» действует на трех рынках с продуктовыми границами:

1) услуги водоснабжения;

2) услуги водоотведения;

3) услуги удаления и обработки сточных вод.

Географическими границами указанных товарных рынков является муниципальное образование г.Курган.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Курганводоканал» является доминирующим на следующих товарных рынках:

1) рынке услуг водоотведения в географических границах города Кургана;

2) рынке услуг  удаления и обработки сточных вод  в географических границах города Кургана.

МУП «Курганводоканал» с 1 июня 2012 года реорганизовано в форме преобразования (путем приватизации) в ОАО «Курганводоканал». На основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ  при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, ОАО «Курганводоканал» является правопреемником по всем правам и обязательствам МУП «Курганводоканал» (п.1.1. Раздела 1 «Общие положения» Устава ОАО «Курганводоканал», 2012 год).

По результатам  проведенного анализа рынка услуг водоснабжения, водоотведения и водоочистки сточных вод и водопроводной воды на территории г. Кургана  доля ОАО «Курганводоканал», на указанных выше рынках, признано равной 100 %. Приказом заместителя руководителя Курганского УФАС России № 153 от 25 апреля 2012 года ОАО «Курганводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по наименованию услуг:  водоснабжение, водоотведение, водоочистка сточных вод и водоочистка водопроводной воды в географических границах г. Кургана (в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей данного хозяйствующего субъекта).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Курганводоканал», на обозначенных выше рынках, является доминирующим.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Данный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с указанной выше даты, является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим.

2. В период существования спорных правоотношений, возникших между ОАО «Курганводоканал» и жильцами многоквартирного дома № 23 б по ул. Электровозная в г. Кургане, действовали и подлежали применению следующие нормативно-правовые акты: 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Жилищный кодекс РФ; 3) Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ; 4) Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307; 5) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 (с 01.09.2012 г.), большая часть которых повторяет нормы, установленные Правилами № 307; 6) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491. Все вышеперечисленные Правила утверждены Постановлениями Правительства РФ.

Правовая оценка действий ОАО «Курганводоканал» по неоказанию услуги водоотведения и необоснованном предъявлении платы за данную услугу до августа 2012 года не производится Комиссией по причине того, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, оценки действий ответчика равен трем годам со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:

- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Из пункта 3 Правил № 491 следует, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Согласно пункту 4 Постановления № 491 в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Выписками, представленными из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области подтверждается, что в отношении спорного септика прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  не зарегистрировано.

Заключение по результатам земельно-технической экспертизы, выполненное ООО «ГИС-сервис» по вопросу определения местоположения септика относительно границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б определило, что септик, расположенный по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б находится за границами земельного участка.

Таким образом, септик не подлежит включению в общедомовое имущество.

На основании пункта 8 Правил  № 491, внешней  границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно аналогичной норме, изложенной в пунктах 1 и 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

Исходя из того, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, Комиссия приходит к выводу, что у жильцов указанного многоквартирного дома отсутствует обязанность по содержанию септика, поскольку он не является частью общедомового имущества. По этой же причине обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена на организацию, обслуживающую жилищный фонд (управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).

На основании пункта 8 Правил №491 внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, 23 б, с системами коммунальной инфраструктуры является внешняя стена дома.

Пунктом 3 Правил № 307 определены коммунальные услуги как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Аналогичное определение коммунальных услуг закреплено в абзаце 9 пункта 2 Правил № 354: коммунальные услуги -  это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В пункте 6 Правил № 307 и пункте 3 Правил № 354 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу водоотведения.

Под водоотведением в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил № 354 понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, т.е. представляет собой технологический процесс, обеспечивающий отвод сточных вод от абонентов.

Правилами № 354 определено: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения»- совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что трубопровод, соединяющий  внутридомовые инженерные системы дома (канализационная труба от внешней стены многоквартирного дома) и септик, образуют совокупность трубопроводов, коммуникаций, сооружений. Указанная совокупность элементов является централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, поскольку данные объекты используются для отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 7 Правил №307 предусмотрено, что  при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Правилами № 354 также установлено, что в отношении собственников многоквартирных домов, при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в п.п.14, 15 указанных правил) исполнителем является ресурсоснабжающая организация (пункты 9,17 Правил предоставления коммунальных услуг №354).

На основании вышеуказанных норм права, анализа фактически сложившихся отношений между жильцами данного дома и ОАО «Курганводоканал», а также учитывая то, что оплата за коммунальные услуги (в том числе водоотведение) осуществлялась абонентами непосредственно ОАО «Курганводоканал», Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ОАО «Курганводоканал» является исполнителем коммунальной услуги водоотведения.

Следовательно, на ОАО «Курганводоканал» распространяются обязанности, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг для исполнителя коммунальных услуг.

Пунктом 8 Правил № 307 предоставления коммунальных услуг определено, что условия договора о водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальным и услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в частности, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Данное разъяснение основано на императивных нормах жилищного законодательства, действие которых не может быть изменено соглашением сторон или решениями органов местного самоуправления.

Правоотношения жильцов дома и ОАО «Курганводоканал» по предоставлению услуги водоотведения регулируются нормами о договоре энергоснабжения. Указанные выше нормы гражданского законодательства возлагают на ОАО «Курганводоканал» (энергоснабжающую организацию) обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, следовательно, ОАО «Курганводоканал» несёт ответственность за эксплуатацию канализационных сетей, в том числе и септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры, от внешней стены дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание услуги по водоотведению является публичным договором. ОАО «Курганводоканал» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказать гражданам услугу по водоотведению, предприятие не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению, как в силу публичности данного договора, так и в силу своего доминирующего положения на данном рынке услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Постановления № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Постановления № 491 к расходам по содержанию общего имущества относится сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Следовательно, расходы на вывоз ЖБО должны осуществляться за счет платежей граждан  за содержание и ремонт общедомового имущества и эти расходы могут быть возложены на граждан лишь в случае, если они связаны с содержанием общедомового имущества. Поскольку в данном случае септик не является общедомовым имуществом и должен обслуживаться ОАО «Курганводоканал», граждане не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО.

Соответственно, обязанность по вывозу ЖБО не могла быть возложена на управляющую организацию.

Таким образом, неисполнение обязанности, возложенной на ОАО «Курганводоканал»  в силу закона - неоказание услуги водоотведения ущемляет интересы граждан и свидетельствует о злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке и нарушает требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку ОАО «Курганводоканал» в силу закона обязано осуществлять применительно к рассматриваемой ситуации услугу по водоотведению от внешней стены дома, которая, в свою очередь, согласно норм Приказа Минрегиона № 47, включает в себя очистку сточных вод, возложение на жильцов данного многоквартирного дома дополнительной обязанности по внесению платы за услугу очистки сточных вод является неправомерным, и с учетом занятия ОАО «Курганводоканал» доминирующего положения на рынке, свидетельствует о нарушении им требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что с марта 2013 года в связи с передачей имущества, принадлежащего ОАО «Курганводоканал», по договору аренды имущества № 26-а/2012 от 21 декабря 2012года ОАО «Водный Союз», права и обязанности ОАО «Курганводоканал», в том числе и по надлежащему предоставлению абонентам (потребителям) услуг по водоснабжению и водоотведению перешли к ОАО «Водный союз».

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с марта 2013 года прекратило деятельность по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

3. Комиссией установлено, что на основании постановления Администрации г. Кургана от 24.04.2015 г. № 3507 изменено полное фирменное наименование ОАО «Курганводоканал» на АО «Кургаводоканал», что подтверждается внесением 08.05.2015 г. записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, АО «Курганводоканал» является правопреемником ОАО «Курганводоканал».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать положение АО «Курганводоканал» доминирующим на рынках услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод в географических границах г. Кургана по февраль 2013 года включительно;

2. Признать в действиях АО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, дом 23 б с августа 2012 года по февраль 2013 года включительно;

3. Признать в действиях АО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном предъявлении жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Электровозная, дом 23 б к оплате услуги по очистке сточных вод с августа 2012 года по февраль 2013 года включительно.

4. Выдать АО «Курганводоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: произвести перерасчет путём сторнирования сумм платежей за услугу по очистке сточных вод,  предъявленную жильцам многоквартирного дома № 23 б по ул. Электровозная в г. Кургане за период с августа 2012 года по февраль 2013 года включительно.

 

 

Председатель Комиссии

____________________ А.В. Белова

Члены Комиссии:

____________________ Н.С. Проскурнина

 

____________________ К.В. Климович

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны