Решение (комиссия) №МП/1921/24 РЕШЕНИЕ по жалобе № 045/10/18.1-308/2024 о нарушении процеду... от 26 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«26» июня 2024 года г. Курган
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии:
<...> — врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
<...> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
<...> – государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
при участии на заседании Комиссии:
от заявителя (посредством ВКС): <...> (паспорт, доверенность);
от организатора торгов: <...> (паспорт, доверенность), <...> (паспорт, приказ о приеме на работу от 29.06.2020),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Сибирский Центр «Теплообменное оборудование» (ИНН 5401954780) на действия общества с ограниченной ответственностью «Курганские теплоэнергетические системы» (ИНН 4501122913) при рассмотрении первых частей заявок (реестровый номер извещения о закупке в ЕИС 32413633762),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России) поступила жалоба ООО Сибирский Центр «Теплообменное оборудование» (далее — ООО СЦ «ТО») на действия ООО «Курганские теплоэнергетические системы» (далее — ООО «КТЭС») при рассмотрении первых частей заявок (реестровый номер извещения о закупке в ЕИС 32413633762).
Из жалобы следует, что организатор торгов необоснованно отклонил заявку заявителя в связи с «несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации». Полагает, что организатором установлена возможность подачи альтернативных предложений, что следует из прилагаемого технического задания. Указывает, что предлагаемая продукция не относится к запасным частям и расходным материалам к машинам и оборудованию.
Представитель ООО «КТЭС» с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и дополнения к ним, согласно которым доводы заявителя являются несостоятельными, в действиях общества нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) не имеется.
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.
ООО «КТЭС» является юридическим лицом, на которое распространяется действие Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Учитывая изложенное, жалоба ООО СЦ «ТО» была подана в Курганское УФАС России с соблюдением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
24.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), а также на электронной торговой площадке «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) опубликовано извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку теплообменника пластинчатого (реестровый номер извещения в ЕИС: 32413633762) (далее – Документация о закупке).
В соответствии с пунктом 5.4 Документации о закупке «наименование МТР Теплообменник пластинчатый; марка, ГОСТ, ТУ, размер РоСВЕП GXD-042».
Согласно пункту 6.6 Документации о закупке «подача альтернативных предложений не допускается в соответствии со ст. 3 п. 6.1 подпункт 3 (б) 223-ФЗ и существующим техническим решением ООО «КТЭС».
07.06.2024 на электронной торговой площадке опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок № 32413633762-01, согласно которому комиссией ООО «КТЭС» принято решение об отклонении заявок № 2 и 3 (заявитель) по причине несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. Несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации: Подача альтернативных предложений продукции не допускается в соответствии со ст. 3 п.6.1 подпункт 3 (б) 223-ФЗ и существующим проектным решением ООО «»КТЭС»».
Не согласившись с данным решением закупочной комиссии заявитель обратился в Курганское УФАС России с жалобой на действия Организатора торгов.
Согласно подпункту 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
При этом, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Согласно подпункту «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (итоговый протокол) должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
Закупочная деятельность ООО «КТЭС» осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг, утвержденным решением единственного участника – ПАО «КГК» №13-КТЭС от 28.11.2022г.
Организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам процедуры закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определять необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям (пункт 5.1.4 Положения).
Организатор закупки в ходе ее подготовки в каждом случае заранее определяет: требования к закупаемой продукции, в том числе при необходимости — начальную стоимость закупки (предельную цену заключаемого по итогам процедуры договора) (подпункт «а» пункта 6.3.1 Положения).
В тексте запроса котировок (аукциона) организатор закупки указывает любые четкие требования к предмету закупки, условиям поставки, условиям договора, подтверждению соответствия продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам (пункт 8.6.3 Положения).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из рассматриваемых материалов следует, что организатор торгов в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, установил соответствующий предмет закупки - теплообменник пластинчатый; марка, ГОСТ, ТУ, размер РоСВЕП GXD-042». Указанное отражено в пункте 1 Документации о закупке, техническом задании ООО «КТЭС».
Как указывает организатор торгов, с 26.02.2020 ООО «КТЭС» владеет на праве собственности котельной № 16, расположенной по адресу: г. Курган, ул. Достоевского, д. 6, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ранее в 2019 году для целей технологического цикла работы котельной № 16, ТП-2 была произведена замена кожухотрубных ВВП отопления на пластинчатые водо-водяные подогреватели с техническими данными — GXD-042-71422-02 согласно проекту.
Актом дефектации ООО «КТЭС» от 27.03.2024 комиссия пришла к выводу о необходимости списания теплообменника и замене на новый согласно проектной документации.
Довод заявителя о том, что теплообменник пластинчатый является цельным оборудованием,а не составной частью теплопункта отклоняется в силу следующего.
Теплообменник - устройство, в котором осуществляется бесконтактный процесс теплообмена между жидкими и/или газообразными средами (ГОСТ 22270-2018. Межгосударственный стандарт. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Термины и определения», введен в действие Приказом Росстандарта от 16.10.2018 № 762-ст).
Котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115).
Согласно пункту 91 ГОСТ Р 53905-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения, утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 09.11.2010 № 350-ст, энергоустановка - комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
Таким образом, теплообменник является запасной неотъемлемой частью оборудования котельной (теплового пункта).
Согласно пункту 2.4.3 Правил №115 монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 247 раздела V ФНП Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, выполнение работ по ремонту оборудования под давлением с отступлениями от требований проектов (программ) проведения работ и технологических регламентов (процессов, инструкций, карт) не допускается.
Проектной документацией на замену кожухотрубных ВВП отопления на пластинчатые котельной № 16, ТП-2 к установке приняты пластинчатые водо-водяные подогреватели TRANTER ООО «РоСВЕП-СЕРВИС», с техническими данными теплообменника GXD-042- 71422-02.
Таким образом, необходимость приобретения пластинчатого теплообменника РоСВЕП GXD-042 для нужд организатора торгов предусмотрена вышеуказанной документацией. Указанное подтверждено главным инженером ООО «КТЭС».
Довод о возможности поставки эквивалента («альтернативных предложений») отвергается на основании пункта 5.4, 6.6 Документации о закупке, пункта 5.1.4, подпункта «а» пункта 6.3.1, пункта 8.6.3 Положения, подпункта «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3, подпункта «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, системный анализ которых позволяет прийти к выводу о наличии у организатора торгов возможности определять предмет закупки в соответствии с собственными потребностями, а также отклонять несоответствующие требованиям Документации о закупки заявки участников.
Отклонение заявки заявителя произведено организатором торгов в соответствии с пунктом 6.6 Документации о закупке.
Таким образом, нарушений требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках организатором торгов не допущено в связи с чем у комиссии Курганского УФАС России отсутствуют основания для удовлетворения жалобы ООО СЦ «ТО» и признания ее обоснованной.
Относительно довода о нарушении организатором торгов требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции необходимо отметить, что рассматриваемая жалоба подана в порядке, предусмотренном статьей 18.1 указанного закона.
В случае, если заявитель полагает, что действия организатора торгов нарушают антимонопольное законодательство, он вправе обратиться в Курганское УФАС России с заявлением, поданным в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО Сибирский Центр «Теплообменное оборудование» признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.