Решение №54/АМЗ РЕШЕНИЕ № 54/АМЗ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АН... от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председателю Гаражно-строительного кооператива №93

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 54/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

14 декабря 2021 года                                                                                            г. Курган

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление Председателя Гаражно-строительного кооператива №93 (далее – ГСК №93, заявитель) <…> (вх. № ЭП-3842 от 15.09.2021) на действия АО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – АО «ЭК «Восток») по вопросу введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ГСК №93 по адресу: <…>

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в том числе хозяйствующими субъектами (пункт 1); выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения (пункт 2); предупреждению монополистической деятельности (пункт 3).

Пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 1); об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 2); о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в том числе, когда признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пункт 2 часть 9 статья 44 Закона о защите конкуренции).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) – участниками оптового и розничных рынков электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила).

Ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности) (абзац второй подпункта «б» пункта 2 Правил).

Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил (подпункт «а» пункта 4 Правил).

АО «ЭК «Восток» имеет статус гарантирующего поставщика на территории Курганской области.

Между ГСК №93 и АО «ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения № 3477 от 26.01.2015, в рамках которого АО «ЭК «Восток» обязуется поставлять ГСК №93 в точку (-и) поставки через присоединенную сеть электрическую энергию, соответствующую требованиям ГОСТа 32144-2013, а ГСК №93 обязуется принять электрическую энергию в согласованном объеме и оплатить ее в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 2.1 договора).

ГСК №93 обязано оплачивать АО «ЭК «Восток» электрическую энергию в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 4.1.3 договора).

Порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения ГСК №93 своих обязательств установлен пунктом 9.4 договора, в котором определен в том числе такой способ предварительного уведомления как направление телефонограммы.

АО «ЭК «Восток» 09.08.2021 направило в адрес ГСК №93 посредством телефонограммы на контактный номер представителя ГСК №93 Сафонова Н.А., осуществляющего функции бухгалтера/казначея, уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии. Основанием для направления указанного уведомления послужило наличие задолженности ГСК №93 перед АО «ЭК «Восток» по оплате за потребленную электрическую энергию по договору в размере 93 017, 28 руб. При этом, наличие задолженности не оспаривается ГСК №93.

Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.

07.09.2021 в связи с неоплатой задолженности, указанной в уведомлении, АО «ЭК «Восток» инициировало введение полного ограничения режима потребления электрической энергии объектов ГСК №93 по адресу: <…>

АО «ЭК «Восток», как гарантирующий поставщик, имеет право на инициативу введения режима ограничения потребления электрической энергии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии ГСК №93 по договору энергоснабжения № 3477 от 26.01.2015 в соответствии с подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «а» пункта 4 Правил, пунктом 2.1, 4.1.3 договора.

В связи с чем, АО «ЭК «Восток» при введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ГСК №93 действовало в соответствии с требованиями Правил и положениями договора. Таким образом, в действиях АО «ЭК «Восток» отсутствует нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Относительно довода заявителя о наличии рассрочки об оплате задолженности в связи с направлением ГСК №93 в адрес АО «ЭК «Восток» гарантийного письма №2177722 необходимо учитывать, что гарантийное письмо – это распространенный в деловом обороте вид делового письма, которым заверяется намерение подписавшего его субъекта выполнить определенные действия, в данном случае погасить задолженность по оплате задолженности за потребленную электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

При этом согласно пункту 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – Постановление от 25.12.2018 № 49), в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пункт 12 Постановления от 25.12.2018 № 49 содержит разъяснение, согласно которому акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях (абзац второй пункта 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответ на оферту, который содержит иные условия, чем в ней предложено, считается новой офертой, если он соответствует предъявляемым к оферте статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации требованиям (статья 443 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания условий, которые содержатся в гарантийном письме ГСК №93, обязательными для АО «ЭК «Восток» необходимо прямо выраженное согласие АО «ЭК «Восток».

Гарантийное письмо ГСК №93 содержат обязательство заявителя исполнить обязательство по оплате задолженности по договору энергоснабжения № 3477 от 26.01.2015 перед АО «ЭК «Восток» с рассрочкой по предложенному графику.

Вместе с тем, доказательств согласования сторонами условий договора, предусматривающего права и обязанности сторон, материалы не содержат.

Напротив, АО «ЭК «Восток» в ответ на гарантийное письмо направило в адрес ГСК №93 ответ, согласно которому правовых оснований для предоставления рассрочки оплаты задолженности и согласования графика погашения задолженности не имеется, просит принять меры для погашения задолженности в кратчайший срок.

Таким образом, оснований для признания гарантийного письма ГСК №93 обязательным для исполнения АО «ЭК «Восток» не имеется, поскольку отсутствует акцепт со стороны последнего, в связи с чем указанный довод заявителя подлежит отклонению.

Необходимо отметить, что договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом (пункт 33 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила заключения договора).

При несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия настоящему документу либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого в соответствии с настоящим документом может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях (абзац 7 пункт 33 Правил заключения договора).

Таким образом, ГСК №93 в случае несогласия с какими-либо условиями договора вправе направить гарантирующему поставщику в лице АО «ЭК «Восток» предложение о заключении договора на иных условиях путем заключения дополнительного соглашения либо заключения нового договора энергоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Руководитель                                                                                                <…>

Связанные организации

АО «ЭК «Восток»
ИНН 7705424509, ОГРН 1037739123696