Решение б/н Решение №165 в отношении ОАО "Курганводоканал" от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 


 

 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                            тел., факс 8 (3522) 46-39-85

 

РЕШЕНИЕ

по делу №165

г.Курган

Резолютивная часть решения оглашена: 15.06.2015г.

В полном объеме решение изготовлено: 19.06.2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Гагариной И.В. – руководителя Курганского УФАС России,

Членов Комиссии:

Киселевой Т.С. – И.О. заместителя руководителя Курганского УФАС России,

Климович К.В. – государственного инспектора Курганского УФАС России;

рассмотрев дело по признакам нарушения ОАО «Курганводоканал» (место нахождения: 640018, г. Курган,  ул. Набережная, д.12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела №165 о нарушении антимонопольного законодательства в силу пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) явились результаты рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) заявления Л.Ю.В. (вх. от 09.09.2011г №4951) и заявления С. М.В. (вх. от 20.09.2011г №5147), указывающих на наличие в действиях МУП «Курганводоканал» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Л. Ю. В., проживающая по адресу: (..)., сообщила, что в 2009 году управление многоквартирным домом осуществляло МУ УМР «Черёмушки». В период с января 2009 года по декабрь 2009 года ей стали предъявлять плату МУП «Курганводоканал» за услуги водоотведения и МУ УМР «Черёмушки»  за вывоз жидких бытовых отходов. По мнению заявителя, она два раза оплачивала за одни и те же услуги разным хозяйствующим субъектам. Заявитель пояснила, что отведение бытовых стоков из многоквартирного жилого дома, в котором она проживает,  осуществляется в емкость – «септик». Согласно письменным пояснениям заявителя в период с 2011 года по настоящий момент многоквартирный жилой дом №(...)  находится в непосредственном управлении собственников помещений в многоквартирном доме. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется частными лицами без предоставления подтверждающих документов, при этом денежные средства передаются лично в руки в момент оказания услуги. Договоры на вывоз жидких бытовых отходов в письменной форме не заключаются. Исходя из представленной заявителем выписки с лицевого счета 100153, МУ УМР «Черёмушки» в период с января по декабрь 2009 года осуществляло начисление платы за услугу по  вывозу жидких бытовых отходов.                         

С.М. В., проживающая по адресу: (...), также указала, что в период с января 2009 года по декабрь 2009 года ей предъявлялась плата за услугу по вывозу жидких бытовых отходов управляющей компанией МУ УМР «Черёмушки» и плата за услугу водоотведения МУП «Курганводоканал». Плату одновременно за две, по сути одинаковые, услуги заявитель считает не правомерной. В 2009 году управление многоквартирным домом осуществляло МУ УМР «Черёмушки». С 2010 года управление многоквартирным домом по улице (...) осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется три раза в неделю частным лицом. Деньги за вывоз жидких бытовых отходов отдаются частному лицу. Договор на оказание данной услуги не заключается по инициативе частного лица.

Определением об отложении рассмотрения дела №165 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.11.2011г в качестве заинтересованных лиц привлечены К. Л.И., Ш. А.С., О. Н.С., И. Н.С.

Представители ОАО «Курганводоканал» в ходе рассмотрения дела №165 о нарушении антимонопольного законодательства пояснили, что между МУП «Курганводоканал» и Муниципальным учреждением «Управление микрорайоном «Черёмушки» города Кургана был заключен договор №2163-К на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 25.12.2008 года в перечень объектов, в отношении которых МУП «Курганводоканал» обязалось осуществлять оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, были включены многоквартирные жилые дома по улице (...) и (...). Договор действовал до декабря 2009 года.

Услуга водоотведения оказывалась МУП «Курганводоканал» непосредственно на очистных сооружениях при поступлении на них жидких бытовых отходов из указанных многоквартирных домов.

Начисление платы за услугу водоотведения и очистку сточных вод жильцам указанных многоквартирных домов, производилось в соответствии с действующим на момент соответствующих начислений законодательством.

Представитель ответчика на рассмотрении дела возражал против доводов заявителей, на основании представленных в материалы дела пояснений. Полагает, что в сложившейся ситуации со стороны ОАО «Курганводоканал» законно предъявление гражданам, проживающим по адресу:(...) платы за услуги водоотведения, а с 1 января 2012 года платы за очистку сточных вод. Септики, подключенные к указанным домам, являются общим имуществом жильцов соответствующего многоквартирного дома, в силу чего ответчик не может нести обязанности по их содержанию. Ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства  жилого дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, должна нести управляющая компания.

Комиссия, проанализировав документы и информацию, представленные в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №165, установила следующее.

МУП «Курганводоканал» на основании Приказа руководителя Курганского УФАС России № 47-пр от 8 апреля 2008 года включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по видам деятельности: «услуги водоснабжения» (ОКУН 042200), «услуги водоотведения» (ОКВЭД 41.00), «удаление и обработка сточных вод» (ОКВЭД 90.10) доли на рынках более 50% в границах г.Кургана.

На основании п. 3.6.5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (действовавшего в рассматриваемый период), а также п. 3.11 аналогичного приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345 определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей более 50 процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Исходя из видов деятельности МУП «Курганводоканал» действует на трех рынках с продуктовыми границами:

1) услуги водоснабжения;

2) услуги водоотведения;

3) услуги удаления и обработки сточных вод.

Географическими границами указанных товарных рынков является муниципальное образование г.Курган.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Курганводоканал» является доминирующим на следующих товарных рынках:

  1. рынке услуг водоотведения в географических границах города Кургана;
  2. рынке услуг  удаления и обработки сточных вод  в географических границах города Кургана.

МУП «Курганводоканал» с 1 июня 2012 года реорганизовано в форме преобразования (путем приватизации) в ОАО «Курганводоканал». На основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ  при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, ОАО «Курганводоканал» является правопреемником по всем правам и обязательствам МУП «Курганводоканал» (п.1.1. Раздела 1 «Общие положения» Устава ОАО «Курганводоканал», 2012 год).

По результатам  проведенного анализа рынка услуг водоснабжения, водоотведения и водоочистки сточных вод и водопроводной воды на территории г. Кургана,  доля ОАО «Курганводоканал» на указанных выше рынках, признана равной 100 %. Приказом заместителя руководителя Курганского УФАС России № 153 от 25 апреля 2012 года ОАО «Курганводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по наименованию услуг:  водоснабжение, водоотведение, водоочистка сточных вод и водоочистка водопроводной воды в географических границах г. Кургана (в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей данного хозяйствующего субъекта).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Курганводоканал», на обозначенных выше рынках, является доминирующим.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Данный закон вступил в силу с 6 июня 2012 года.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с указанной выше даты, является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим.

На основании части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Начисления за услугу по водоотведению производились ОАО «Курганводоканал» непосредственно гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах в период с января 2009 года по декабрь 2010 года и в период апрель – июль 2011 года. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями о расчете размера платы за водоотведение, предъявленной собственникам (нанимателям) жилых помещений жилого дома (...), а также платежными документами, представленными заявителями за 2011 год.

В соответствии с представленными письменными и устными пояснениями ОАО «Курганводоканал», услуга водоотведения предоставлялась гражданам, путём приёма бытовых стоков в коллектор сливной станции предприятия, что является основанием для предъявления гражданам платы за услугу по водоотведению, а вывоз ЖБО из септика - уже жилищная услуга, которую граждане должны оплачивать дополнительно.

В соответствии с имеющимися в материалах дела документами, управление данным многоквартирным домом по ул. (...)  до 16.12.2009 года осуществляло МУ УМР «Черёмушки». В период с 03.08.2010г по 30.04.2011г ООО «Комфорт». С апреля 2011 года и по настоящее время собственниками помещений данного многоквартирного дома осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом.

Управление данным многоквартирным домом по ул. (...) до 16.12.2009 года осуществляло МУ УМР «Черёмушки».  С января 2010 года по настоящее время собственниками помещений данного многоквартирного дома осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 от 23.05.2006 (далее – Правила №307) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 (далее –Правила №354).

Таким образом, в период существования спорных правоотношений между ответчиком и жильцами многоквартирных домов, расположенных по адресам: (...) , в период с 2009 года по февраль 2013 года применялись Положения указанных Правил.

Согласно частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:

- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Исходя из ситуационного плана земельного участка под многоквартирным домом по (...), септик, имеющий присоединение к указанному дому, находится за пределами  данного земельного участка. (Письмо Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана, исх.№877-а от 30.05.2012года).

Исходя из ситуационного плана земельного участка под многоквартирным домом по улице (....) септик, имеющий присоединение к указанному дому, находится за пределами  данного земельного участка. (Письмо Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана, исх.№877-а от 30.05.2012года).

На основании анализа представленных документов, Комиссией установлено, что в рассматриваемых случаях, септики расположены за пределами границ земельных участков под многоквартирными домами по (...) соответственно, границы данных земельных участков  определены на основании данных государственного кадастрового учета. Следовательно, септик, в который осуществляется водоотведение из многоквартирного жилого дома № по улице (...), равно как и септик, в который осуществляется водоотведение из многоквартирного жилого дома № по улице (....), не подлежит включению в общедомовое имущество собственников указанных домов в соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 2  Правил №491.

На основании пункта 8 Правил  №491, внешней  границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно аналогичной норме, изложенной в пунктах 1 и 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 28 Правил №491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

Исходя из того, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, Комиссия приходит к выводу, что у жильцов указанного многоквартирного дома отсутствует обязанность по содержанию септика, поскольку он не является частью общедомового имущества. По этой же причине обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена на организацию, обслуживающую жилищный фонд (управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).

На основании пункта 8 Правил №491 внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:(...) и многоквартирном доме, расположенном по адресу: (...), с системами коммунальной инфраструктуры является внешняя стена дома.

Пунктом 3 Правил №307 определены коммунальные услуги как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Аналогичное определение коммунальных услуг закреплено в абзаце 9 пункта 2 Правил № 354: коммунальные услуги -  это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В пункте 6 Правил № 307 и пункте 3 Правил № 354 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу водоотведения.

Под водоотведением в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил № 354 понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, т.е. представляет собой технологический процесс, обеспечивающий отвод сточных вод от абонентов.

Правилами №354 определено: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения»- совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что элементы: 1)трубопровод, соединяющий  внутридомовые инженерные системы дома (канализационная труба от внешней стены многоквартирного дома) и 2) септик, образуют совокупность трубопроводов, коммуникаций, сооружений. Указанная совокупность элементов является централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, поскольку данные объекты используются для отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 7 Правил №307 предусмотрено, что  при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») также установлено, что в отношении собственников многоквартирных домов, при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в п.п.14, 15 указанных правил) исполнителем является ресурсоснабжающая организация (пункты 9,17 Правил предоставления коммунальных услуг №354).

На основании вышеуказанных норм права, анализа фактически сложившихся отношений между жильцами указанных домов и ОАО «Курганводоканал», а также учитывая то, что оплата за коммунальные услуги (в том числе водоотведение) осуществлялась абонентами непосредственно ОАО «Курганводоканал», Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ОАО «Курганводоканал» является исполнителем коммунальной услуги водоотведения.

Следовательно, на Ответчика распространяются обязанности, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг для исполнителя коммунальных услуг.

Пунктом 8 Правил № 307 предоставления коммунальных услуг определено, что условия договора о водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальным и услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в частности, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Данное разъяснение основано на императивных нормах жилищного законодательства, действие которых не может быть изменено соглашением сторон или решениями органов местного самоуправления.

Правоотношения жильцов домов и ОАО «Курганводоканал» по предоставлению услуги водоотведения регулируются нормами о договоре энергоснабжения. Указанные выше нормы гражданского законодательства возлагают на ОАО «Курганводоканал» (энергоснабжающую организацию) обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, следовательно, ОАО «Курганводоканал» несёт ответственность за эксплуатацию канализационных сетей, в том числе и септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры, от внешней стены дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание услуги по водоотведению является публичным договором. ОАО «Курганводоканал» являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказать гражданам услугу по водоотведению, предприятие не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению, как в силу публичности данного договора, так и в силу своего доминирующего положения на данном рынке услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Постановления № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Постановления № 491 к расходам по содержанию общего имущества относится сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Следовательно, расходы на вывоз ЖБО должны осуществляться за счет платежей граждан  за содержание и ремонт общедомового имущества и эти расходы могут быть возложены на граждан лишь в случае, если они связаны с содержанием общедомового имущества. Поскольку в данном случае септик не является общедомовым имуществом и должен обслуживаться ОАО «Курганводоканал», граждане не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО.

Соответственно, обязанность по вывозу ЖБО также не могла быть возложена на управляющую организацию.

Правовая оценка действий ОАО «Курганводоканал» по прекращению оказания услуги водоснабжения, а также по предъявлению платы за услуги водоотведения не производится Комиссией по причине того, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, оценки действий ответчика равен трем годам со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

С  января 2012 года  по февраль 2013 года включительно ОАО «Курганводоканал» предъявляло жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:(....) и жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:(....) плату за очистку сточных вод. О выставлении платы за очистку сточных вод свидетельствуют представленные Заявителями в материалы дела копии информационных листов, а также сведения о расчете размера платы за услугу очистки сточных вод, представленные ОАО «Курганводоканал» письмом от 04.06.2015.

Поскольку ОАО «Курганводоканал» в силу закона обязано осуществлять применительно к рассматриваемой ситуации услугу по водоотведению от внешней стены дома, которая, в свою очередь, согласно норм Приказа Минрегиона № 47, включает в себя очистку сточных вод, возложение на собственников помещений данного многоквартирного дома дополнительной обязанности по внесению платы за услугу очистки сточных вод является неправомерным, и с учетом занятия ОАО «Курганводоканал» доминирующего положения на рынке, свидетельствует о нарушении им требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что с марта 2013 года в связи с передачей имущества, принадлежащего ОАО «Курганводоканал», по договору аренды имущества № 26-а/2012 от 21 декабря 2012года ОАО «Водный Союз», права и обязанности ОАО «Курганводоканал», в том числе и по надлежащему предоставлению абонентам (потребителям) услуг по водоснабжению и водоотведению перешли к ОАО «Водный союз».

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с марта 2013 года прекратило деятельность по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать положение ОАО «Курганводоканал» доминирующим на рынке услуг водоотведения, рынке услуг по водоочистке сточных вод в географических границах города Кургана по февраль 2013 года включительно.
  2. Признать в действиях ОАО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: (...) по февраль 2013 года включительно.
  3. Признать в действиях ОАО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу:(...)  по февраль 2013 года включительно.
  4. Признать в действиях ОАО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (....),  платы за услугу очистки сточных вод за период с июня 2012 года по февраль 2013 года включительно.
  5. Признать в действиях ОАО «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (.....),  платы за услугу очистки сточных вод за период с июня2012 года по февраль 2013 года включительно.

6. Выдать ОАО «Курганводоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии       ____________________ И.В.Гагарина

                                             

Члены Комиссии:                  _____________________Т.С. Киселева

                                          

       _____________________К.В. Климович    

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны