Постановление №188 Постановление №188 о наложении административного штрафа по д... от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


 

  640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                        тел., факс 8 (3522) 46-39-85

 

      

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №188

о наложении административного штрафа по делу №166-АДМ

об административном правонарушении

18.08.2015г                                                                                           г. Курган

И.О. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Киселева Т.С., рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении №166 и другие материалы дела об административном правонарушении №166-АДМ, возбужденного в отношении Акционерного общества «Курганводоканал» (место нахождения: 640018 г. Курган, ул. Набережная, д.12, ИНН 4501175665, дата регистрации в качестве юридического лица 01.06.2012г), в присутствии представителя по доверенности АО «Курганводоканал» С. В.В. (доверенность №1 от 15.07.2015г),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении №166-АДМ возбуждено 30.07.2015 года. Основанием для составления протокола об административном правонарушении №166 явилось решение №165 по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 19.06.2015 года.

Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст. 26.1 КоАП  РФ  выяснению обстоятельств.

На рассмотрение дела явился представитель АО «Курганводоканал» полномочия подтверждены доверенностью №1 от 15.07.2015г.

Отводов по настоящему делу не поступило. Оснований для отвода либо самоотвода должностного лица, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 КоАП РФ не усмотрено.

АО «Курганводоканал» поступило ходатайство о снижении размера административного штрафа по делу №166-АДМ об административном правонарушении до 50 000 рублей в соответствии с частями 3.2. и 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ. Обществом представлены Отчет о финансовых результатах за январь – декабрь 2014 года, справка о выручке от реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод и водопроводной воды в г. Кургане за 2014 год, сведения об оперативной кредиторской задолженности АО «Курганводоканал» на 12.08.2015г.

Представителю АО «Курганводоканал» разъяснены процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в настоящем деле (должностное лицо разъяснило лицам их процессуальные права и обязанности в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ.). Расписка об ознакомлении с процессуальными правами и обязанностями АО Курганводоканал» приобщена к материалам административного дела.

Из имеющихся материалов дела усматривается состав административного правонарушения.

МУП «Курганводоканал» на основании Приказа руководителя Курганского УФАС России № 47-пр от 8 апреля 2008 года включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по видам деятельности: «услуги водоснабжения» (ОКУН 042200), «услуги водоотведения» (ОКВЭД 41.00), «удаление и обработка сточных вод» (ОКВЭД 90.10) доли на рынках более 50% в границах г.Кургана.

На основании п. 3.6.5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (действовавшего в рассматриваемый период), а также п. 3.11 аналогичного приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345 определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей более 50 процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Исходя из видов деятельности МУП «Курганводоканал» действует на трех рынках с продуктовыми границами:

1) услуги водоснабжения;

2) услуги водоотведения;

3) услуги удаления и обработки сточных вод.

Географическими границами указанных товарных рынков является муниципальное образование г.Курган.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Курганводоканал» является доминирующим на следующих товарных рынках:

  1. рынке услуг водоотведения в географических границах города Кургана;
  2. рынке услуг  удаления и обработки сточных вод  в географических границах города Кургана.

МУП «Курганводоканал» с 1 июня 2012 года реорганизовано в форме преобразования (путем приватизации) в ОАО «Курганводоканал». На основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ  при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, ОАО «Курганводоканал» является правопреемником по всем правам и обязательствам МУП «Курганводоканал» (п.1.1. Раздела 1 «Общие положения» Устава ОАО «Курганводоканал», 2012 год).

По результатам  проведенного анализа рынка услуг водоснабжения, водоотведения и водоочистки сточных вод и водопроводной воды на территории г. Кургана,  доля ОАО «Курганводоканал» на указанных выше рынках, признана равной 100 %. Приказом заместителя руководителя Курганского УФАС России № 153 от 25 апреля 2012 года ОАО «Курганводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по наименованию услуг:  водоснабжение, водоотведение, водоочистка сточных вод и водоочистка водопроводной воды в географических границах г. Кургана (в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей данного хозяйствующего субъекта).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Курганводоканал», на обозначенных выше рынках, является доминирующим.

Федеральным законом от 06.12.2011 №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Данный закон вступил в силу с 6 июня 2012 года.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с указанной выше даты, является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим.

На основании части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Начисления за услугу по водоотведению производились ОАО «Курганводоканал» непосредственно гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах в период с января 2009 года по декабрь 2010 года и в период апрель – июль 2011 года. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями о расчете размера платы за водоотведение, предъявленной собственникам (нанимателям) жилых помещений жилого дома г. Курган, мкрн. Черемухово, по улицам Космонавтов, 11 и Комсомольская, 11, а также платежными документами, представленными заявителями за 2011 год.

В соответствии с представленными письменными и устными пояснениями ОАО «Курганводоканал», услуга водоотведения предоставлялась гражданам, путём приёма бытовых стоков в коллектор сливной станции предприятия, что является основанием для предъявления гражданам платы за услугу по водоотведению, а вывоз ЖБО из септика - уже жилищная услуга, которую граждане должны оплачивать дополнительно.

В соответствии с имеющимися в материалах дела документами, управление данным многоквартирным домом до 16.12.2009 года осуществляло МУ УМР «Черёмушки». В период с 03.08.2010г по 30.04.2011г ООО «Комфорт». С апреля 2011 года и по настоящее время собственниками помещений данного многоквартирного дома осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом.

Управление данным многоквартирным домом по до 16.12.2009 года осуществляло МУ УМР «Черёмушки».  С января 2010 года по настоящее время собственниками помещений данного многоквартирного дома осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 от 23.05.2006 (далее – Правила №307) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 (далее –Правила №354).

Таким образом, в период существования спорных правоотношений между ответчиком и жильцами многоквартирных домов, расположенных по адресам:  в период с 2009 года по февраль 2013 года применялись Положения указанных Правил.

Согласно частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:

- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Исходя из ситуационного плана земельного участка под многоквартирным домом по улице "..." в микрорайоне Черёмухово в городе Кургане, септик, имеющий присоединение к указанному дому, находится за пределами  данного земельного участка. (Письмо Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана, исх.№877-а от 30.05.2012года).

Исходя из ситуационного плана земельного участка под многоквартирным домом по улице ",,," в микрорайоне Черёмухово в городе Кургане, септик, имеющий присоединение к указанному дому, находится за пределами  данного земельного участка. (Письмо Комитета архитектуры и градостроительства города Кургана, исх.№877-а от 30.05.2012года).

На основании анализа представленных документов, Комиссией установлено, что в рассматриваемых случаях, септики расположены за пределами границ земельных участков под многоквартирными домами по "..." и по "..." соответственно, границы данных земельных участков  определены на основании данных государственного кадастрового учета. Следовательно, септик, в который осуществляется водоотведение из многоквартирного жилого дома №11 по улице Комсомольской, равно как и септик, в который осуществляется водоотведение из многоквартирного жилого дома №11 по улице Космонавтов, не подлежит включению в общедомовое имущество собственников указанных домов в соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 2  Правил №491.

На основании пункта 8 Правил  №491, внешней  границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно аналогичной норме, изложенной в пунктах 1 и 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 28 Правил №491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

Исходя из того, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, Комиссия приходит к выводу, что у жильцов указанного многоквартирного дома отсутствует обязанность по содержанию септика, поскольку он не является частью общедомового имущества. По этой же причине обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена на организацию, обслуживающую жилищный фонд (управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).

На основании пункта 8 Правил №491 внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, микрорайон Черёмухово, "..." и многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, микрорайон Черёмухово, "...", с системами коммунальной инфраструктуры является внешняя стена дома.

Пунктом 3 Правил №307 определены коммунальные услуги как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Аналогичное определение коммунальных услуг закреплено в абзаце 9 пункта 2 Правил № 354: коммунальные услуги -  это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В пункте 6 Правил № 307 и пункте 3 Правил № 354 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу водоотведения.

Под водоотведением в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил № 354 понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, т.е. представляет собой технологический процесс, обеспечивающий отвод сточных вод от абонентов.

Правилами №354 определено: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения»- совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что элементы: 1)трубопровод, соединяющий  внутридомовые инженерные системы дома (канализационная труба от внешней стены многоквартирного дома) и 2) септик, образуют совокупность трубопроводов, коммуникаций, сооружений. Указанная совокупность элементов является централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, поскольку данные объекты используются для отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 7 Правил №307 предусмотрено, что  при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») также установлено, что в отношении собственников многоквартирных домов, при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в п.п.14, 15 указанных правил) исполнителем является ресурсоснабжающая организация (пункты 9,17 Правил предоставления коммунальных услуг №354).

На основании вышеуказанных норм права, анализа фактически сложившихся отношений между жильцами указанных домов и ОАО «Курганводоканал», а также учитывая то, что оплата за коммунальные услуги (в том числе водоотведение) осуществлялась абонентами непосредственно ОАО «Курганводоканал», Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ОАО «Курганводоканал» является исполнителем коммунальной услуги водоотведения.

Следовательно, на Ответчика распространяются обязанности, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг для исполнителя коммунальных услуг.

Пунктом 8 Правил № 307 предоставления коммунальных услуг определено, что условия договора о водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальным и услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в частности, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Данное разъяснение основано на императивных нормах жилищного законодательства, действие которых не может быть изменено соглашением сторон или решениями органов местного самоуправления.

Правоотношения жильцов домов и ОАО «Курганводоканал» по предоставлению услуги водоотведения регулируются нормами о договоре энергоснабжения. Указанные выше нормы гражданского законодательства возлагают на ОАО «Курганводоканал» (энергоснабжающую организацию) обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, следовательно, ОАО «Курганводоканал» несёт ответственность за эксплуатацию канализационных сетей, в том числе и септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры, от внешней стены дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание услуги по водоотведению является публичным договором. ОАО «Курганводоканал» являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказать гражданам услугу по водоотведению, предприятие не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению, как в силу публичности данного договора, так и в силу своего доминирующего положения на данном рынке услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Постановления № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно подпункту «д» пункта 10 Постановления № 491 к расходам по содержанию общего имущества относится сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Следовательно, расходы на вывоз ЖБО должны осуществляться за счет платежей граждан  за содержание и ремонт общедомового имущества и эти расходы могут быть возложены на граждан лишь в случае, если они связаны с содержанием общедомового имущества. Поскольку в данном случае септик не является общедомовым имуществом и должен обслуживаться ОАО «Курганводоканал», граждане не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО.

Соответственно, обязанность по вывозу ЖБО также не могла быть возложена на управляющую организацию.

Правовая оценка действий ОАО «Курганводоканал» по прекращению оказания услуги водоснабжения, а также по предъявлению платы за услуги водоотведения не производится Комиссией по причине того, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, оценки действий ответчика равен трем годам со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

С  января 2012 года  по февраль 2013 года включительно ОАО «Курганводоканал» предъявляло жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Курган, микрорайон Черёмухово, ул. "...", и жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Курган, микрорайон Черёмухово, "...",  плату за очистку сточных вод. О выставлении платы за очистку сточных вод свидетельствует представленные Заявителями в материалы дела копии информационных листов, а также сведения о расчете размера платы за услугу очистки сточных вод, представленные ОАО «Курганводоканал» письмом от 04.06.2015.

Поскольку ОАО «Курганводоканал» в силу закона обязано осуществлять применительно к рассматриваемой ситуации услугу по водоотведению от внешней стены дома, которая, в свою очередь, согласно норм Приказа Минрегиона № 47, включает в себя очистку сточных вод, возложение на собственников помещений данного многоквартирного дома дополнительной обязанности по внесению платы за услугу очистки сточных вод является неправомерным, и с учетом занятия ОАО «Курганводоканал» доминирующего положения на рынке, свидетельствует о нарушении им требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что с марта 2013 года в связи с передачей имущества, принадлежащего ОАО «Курганводоканал», по договору аренды имущества № 26-а/2012 от 21 декабря 2012года ОАО «Водный Союз», права и обязанности ОАО «Курганводоканал», в том числе и по надлежащему предоставлению абонентам (потребителям) услуг по водоснабжению и водоотведению перешли к ОАО «Водный союз».

Таким образом, ОАО «Курганводоканал» с марта 2013 года прекратило деятельность по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Вместе с тем 08.05.2015г ОАО «Курганводоканал»  преобразовано в АО «Курганводоканал» с переходом всех прав и обязанностей к вновь образованному юридическому лицу.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Частью 2 Статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность виде административного штрафа за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации на юридических лиц составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Действия АО «Курганводоканал», выразившиеся в неоказании услуги водоотведения в отношении жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Курган, микрорайон Черемухово, ул. "..." и г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." по февраль 2013 года включительно, а также нарушения выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." и г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." платы за услугу очистки сточных вод за период с июня 2012 года по февраль 2013 года включительно, образуют событие административного правонарушения части 2 статьи 14.31. КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «Курганводоканал» имело возможность оказывать услуги водоотведения жильцам жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." и г.Курган, микрорайон Черемухово, "..."  по февраль 2013 года включительно, а также не предъявлять гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." и г.Курган, микрорайон Черемухово, "..." плату за услуги очистки сточных вод за период с июня 2012 года по февраль 2013 года включительно, но в силу своей позиции игнорировало данную возможность.

Наличие события, совершенного ОАО «Курганводоканал» административного правонарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ подтверждается решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №110  от  23.10.2013 года.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо: Акционерное общество «Курганводоканал» (место нахождения: 640018 г. Курган, ул. Набережная, д.12, ИНН 4501175665, дата регистрации в качестве юридического лица 01.06.2012г).

Место совершения административного правонарушения: г. Курган.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Курганводоканал» не установлены (ст.24.5 КоАП РФ).

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ) и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст.4.3 КоАП РФ), не выявлено.

Вместе с тем учитывая, что выручка АО «Курганводоканал» от реализации услуг по водоотведению и водоочистке сточных вод и водопроводной воды в г. Кургане отсутствует, что подтверждается представленной в материалы настоящего дела справкой от 17.08.2015г №354. Исходя из отчета о финансовых результатах за январь – декабрь 2014 года прибыль АО «Курганводоканал»  составила 89 000 рублей. Кредиторская задолженность АО «Курганводоканал» по состоянию на 12.08.2015г составила 484 345 632,65 рублей. Должностное лицо Курганского УФАС России приходит к выводу о тяжелом финансовом положении АО «Курганводоканал».

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

 Учитывая финансовое положение АО «Курганводоканал», должностное лицо Курганского УФАС России приходит к выводу о возможности применения к рассматриваемым обстоятельствам части 3.2. и 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, ч. 2 ст. 14.31, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать Акционерное общество «Курганводоканал» (место нахождения: 640018 г. Курган, ул. Набережная, д.12, ИНН 4501175665, дата регистрации в качестве юридического лица 01.06.2012г) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

  1. Наложить на АО «Курганводоканал» административный штраф в размере  50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счета:

ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г.Курган БИК 043735001.

Назначение платежа:

161 1 16 02010 01 6000 140; 37401000000;

Оплата штрафа по постановлению №188 за нарушение антимонопольного законодательства, ч. 2 ст. 14.31. КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

 

И.О. зам. руководителя

Курганского УФАС России                                                Т.С. Киселева

Связанные организации

Связанные организации не указаны