Решение б/н Решение по делу № 196 в отношении Главного управления социал... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена "10" февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" февраля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 196 по признакам нарушения  Главным управлением социальной защиты населения Курганской области (ул. Р. Зорге, 39, г. Курган, 640001)  части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006.  №   135 –ФЗ  «О защите конкуренции».

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступило экспертное заключение № 02 - 799 от 18.09.2013 г. Управления Министерства юстиции  РФ по Курганской области на приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 16.08.2013 года № 383 «Об утверждении Административного регламента предоставления  Главным управлением социальной защиты населения Курганской области государственной услуги по назначению и выплате социального пособия  на погребение и возмещению стоимости услуг по погребению».

В результате анализа экспертного заключения  № 02 - 799 от 18.09.2013 г. на приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 16.08.2013 года № 383 «Об утверждении Административного регламента предоставления  Главным управлением социальной защиты населения Курганской области государственной услуги по назначению и выплате социального пособия  на погребение и возмещению стоимости услуг по погребению» (Далее по тексту  Административный регламент)  установлено, что в пункте 15 приложения к  приказу Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 16.08.2013 года № 383  установлена обязанность заявителя, для предоставления государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещение стоимости  услуг по погребению, предоставлять справку о смерти,  то есть   документ, который находится в распоряжении органа власти.

Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении  государственных и муниципальных услуг.  Такого рода требования рассматриваются, с точки зрения антимонопольного законодательства, как действия органа власти, ограничивающие конкуренцию.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 22 Административного регламента установление фактов отсутствия необходимых документов (непредоставление справки о смерти) является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги
Справка о смерти и иные документы предоставляются по межведомственным запросам органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы
Административный регламент не содержит в себе такой административной процедуры как запрос документов по межведомственному взаимодействию, возлагая обязанность по предоставлению необходимых документов на заявителя.

Главное управление социальной защиты населения Курганской области  установило в пункте 15 Административного регламента предоставления Главным управлением социальной защиты населения Курганской области государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещению стоимости услуг по погребению, утвержденного приказом Главного управления от 16.08.2013 года № 383 требования документов, которые имеет возможность получить по запросу межведомственного взаимодействия.
Указанный приказ был принят в пределах компетенции Главного управления во исполнение норм постановления Правительства Курганской области от 20.03.2007г. № 112 "Об  утверждении Порядка выплаты социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг по погребению" (далее — постановление Правительства).
Установление в п. 15 указанного Административного регламента обязанности заявителя предоставить в целях получения государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг по погребению справки о смерти гражданина полностью соответствует норме пункта 4 постановления Правительства в редакции от 26.11.2012г., действовавшей на момент принятия указанного Административного регламента.

22.10.2013г. в постановление Правительства были внесены изменения, согласно которых справка о смерти стала документом, который гражданин (специализированная организация) вправе предоставить для получения соответствующей государственной услуги по собственной инициативе. В случае непредоставления данного документа заявителем по собственной инициативе, органы социальной защиты населения самостоятельно запрашивают указанный документ в соответствующих органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
После внесения указанных изменений в  постановление Правительства приказом Главного управления от 08.11.2013г. № 507 были внесены соответствующие изменения в текст Административного регламента.
Включение в текст Административного регламента норм, противоречащих нормам постановления Правительства, в соответствии Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, является коррупциогенным фактором. В связи с этим принятие Административного регламента от 16.08.2013г. в иной редакции не представлялось возможным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона  от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Административный регламент  содержит требования о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающими в связи с предоставлением муниципальной услуги, что может препятствовать получению муниципальной услуги и привести к ограничению конкуренции.
Следовательно, вышеуказанный административный регламент содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 08.11. 2013 года № 507 «Об утверждении Административного регламента предоставления  Главным управлением социальной защиты населения Курганской области государственной услуги по назначению и выплате социального пособия  на погребение и возмещению стоимости услуг по погребению» принят новый Административный регламент в котором пунктом 17 установлен   запрос справки о смерти  по межведомственному взаимодействию.

Данные изменения свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Главного управления социальной защиты населения Курганской области (ул. Р. Зорге, 39, г. Курган, 640001) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006. № 135 –ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», путем установления в пункте 15 приложения к приказу Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 16.08.2013 года № 383 обязанности заявителя, для предоставления государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещение стоимости услуг по погребению, предоставления справки о смерти, которая находится в распоряжении органа власти.
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны