Решение по жалобе №МП/1541/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России), рассмотрев заявление «...», направленное Управлением Роспотребнадзора по Курганской области(вх.№1581-ЭП/24), по вопросу повышения цен на бутилированную воду в торговых сетевых магазинах города Кургана, сообщает следующее.

«...» указывает, что 09.04.2024 обошел все крупные сетевые магазины Пятерочка, Магнит, Монетка, Метрополис, Красное и Белое и установил,что цена на бутилированную питьевую воду возросла в несколько раз, но при этом не указывает, какая была цена изначально и какая была зафиксирована 09.04.2024.

Курганское УФАС России в рамках осуществления своей функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства руководствуется положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем рынки производства, оптовой и розничной торговли продовольственных товаров, в том числе и бутилированной воды являются конкурентными с большим количеством участников.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

В силу данного антимонопольного запрета исключаются возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. При этом положения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.

Само по себе согласование ценовых условий приобретения товаров (условий получения скидок с цены) между несколькими хозяйствующими субъектами - потребителями и поставщиком (поставщиками) не является основанием для вывода о достижении такими потребителями между собой соглашения об установлении (о поддержании) определенного уровня цен, запрещенного согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона. В то же время антимонопольный орган и иные заинтересованные лица вправе доказывать, что действия хозяйствующих субъектов образуют нарушение части 1 либо частей 2 и 4 статьи 11 Закона, например, если соответствующие договоренности достигнуты между хозяйствующими субъектами в целях исключения возможности получения аналогичных скидок иными потребителями, понуждения поставщика к установлению скидок, которые не предоставляются иным потребителям.

Таким образом, повышение федеральными торговыми сетями средних розничных цен на определенный вид товара нельзя признать нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в форме заключения соглашения.

Указанное не позволяет антимонопольному органу сделать вывод о наличии между АО «Тандер», ООО «Агроторг», ООО «Компания «Метрополис», ООО «Элемент-Трейд» антиконкурентного соглашения, поскольку отсутствуют сведения о каким-либо взаимодействии для поддержания цен.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 частью 8 и пунктом 2 частью 9, частью 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Согласно данным мониторинга, осуществляемого Курганским УФАС России в связи с принятием постановления Губернатора Курганской области от 08.04.2024 №62 «О введении на территории Курганской области режима чрезвычайной ситуации» по состоянию с 10.04.2024 по 11.04.2024 зафиксированы следующие цены на питьевую бутилированную воду объемом 5 л. в сетевых магазинах города Кургана:

ООО «Компания «Метрополис»- в минимальном ценовом сегменте составила 56,00 рублей, в максимальном 145,00 рублей;

АО «Тандер»- в минимальном ценовом сегменте составила 69,99 рублей;

ООО «Агроторг»- в минимальном ценовом сегменте составила 69,99 рублей, в максимальном 99,99 рублей;

ООО «Элемент-Трейд»-в минимальном ценовом сегменте составила 54,99 рублей.

Курганским УФАС России в адрес торговых сетей, осуществляющих торговую деятельность на территории Курганской области, направлено письмо о необходимости проявления участниками рынка социальной ответственности, добросовестного поведения, основанного на принципах ответственного ценообразования, включая недопущения экономического необоснованного повышения цен на продовольственные товары первой необходимости и питьевую бутилированную воду.

Дополнительно сообщаем, что ООО «Агроторг» до конца апреля 2024 года был введен мораторий на изменение розничных цен в торговых объектах сети «Пятерочка», расположенных на территории Курганской области, а также увлечены поставки питьевой воды в период чрезвычайной ситуации. Помимо этого, для пострадавших от паводка в апреле 2024 года в город Курган была отгружена гуманитарная помощь в объеме 18 тонн питьевой воды.

Информируем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

В связи с этим реализация продовольственных товаров осуществляется по ценам, которые определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение шестидесяти календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит десять и более процентов с исключением сезонного фактора, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более девяносто календарных дней.

На территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (далее – Правила) утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В соответствии с пунктом 2 Правил предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Иных случаев государственного регулирования цен в отношении социально значимых продовольственных товаров законодательством не предусмотрено. Цены на товары формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

При этом, вода питьевая бутилированная не входит в вышеуказанный перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Курганским УФАС России в ходе рассмотрения заявления установлено, что «...» не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии соглашений и согласованных действиях АО «Тандер» (ИНН 2310031475), ООО «Агроторг» (ИНН 7825706086), ООО «Компания «Метрополис» (ИНН 4501037489), ООО «Элемент-Трейд» (ИНН 6674121179) по факту повышения цен на питьевую бутилированную воду.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны