Решение по жалобе №ТС/702/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России), рассмотрев материалы Курганской транспортной прокуратуры (вх. № 690-ЭП/24 от 21.02.2024) на действия акционерного общества «Аэропорт Курган», связанные с установлением тарифа за предоставление инженерно-технического персонала для заправки воздушных судов авиационным топливом за 1 обслуживание и тариф за предоставление технических и транспортных средств за 1 час, установило следующее.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утвержден Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов, а также правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее- Перечень №241), в пункте 4.14 которого предусмотрены тарифы за обеспечения авиаГСМ, которые включают в себя: тариф за хранение авиационного топлива (пункт 4.14.1); тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна (пункт 4.14.2); тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями (пункт 4.14.3).

В соответствии с пунктом 4.14.2 Перечня №241тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива. Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива. Плата за заправку авиационным топливом воздушного судна определяется на основе установленного тарифа и веса заправленного авиационного топлива.

Цена авиационного керосина, бензина и противоводокристализационной жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна не включается.

Как следует из пояснений АО «Аэропорт Курган» (вх.№875/24 от 06.03.2024), тариф за предоставление инженерно-технического персонала для заправки воздушных судов (далее-ВС) авиационным топливом установлен в соответствии с пунктом 4.18 Перечня №241 и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание ВС в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.18 Перечня №241 тарифы за отдельные (дополнительные) услуги по техническому обслуживанию воздушного судна, включают стоимость предоставления персонала (в том числе инженерно-авиационного) и технических средств для обеспечения соответствующих услуг. При формировании тарифов, предусмотренных настоящим пунктом, стоимость предоставления инженерно-авиационного персонала определяется организациями гражданской авиации на основе тарифной ставки и нормативной трудоемкости (количества нормо-часов) соответствующих услуг.

Цена материалов, предоставляемых при выполнении дополнительных услуг по техническому обслуживанию воздушного судна, установленная отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в тарифы, предусмотренные настоящим пунктом, не включается.

Данный тариф был разработан АО «Аэропорт Курган» по запросу ПАО «Авиакомпания «Ютэйр»(исх№9Р-596/18 от 06.02.2018) с целью возможности исключения летного состава авиакомпании при заправке ВС авиационным топливом и передачу их функций персоналу аэропорта. Тариф разработан за 1 обслуживание по типам ВС исходя из количества нормо-часов, требуемых для оказания данного вида услуг.

Перечень конкретных услуг, которые входят в тариф за предоставление инженерно-технического персонала для заправки ВС авиационным топливом, перечислен в запросе ПАО «Авиакомпания «Ютэйр».

Услуга при заправке ВС включает в себя:

- проверка качества топлива (получает от оператора ТЗ контрольный талон, проверяет дату и время контроля пробы, контролирует слив отстоя ТЗ и осматривает пробу топлива4 по контрольному талону и пробе топлива дает заключение о пригодности ГСМ к заправке в ВС);

-предоставление стремянки;

-осмотр и открытие лючка заправочной панели;

-осмотр заправочной панели;

-открытие крышки заправочной горловины;

-контроль подъезда/отъезда ТЗ;

-контроль установки заземления и выравнивания потенциалов;

-управление клапанами и переключателями топливных баков ВС(установка количества топлива на панели заправки);

-осмотр заправочной панели после заправки;

-закрытие крышки заправочной горловины;

-команда на заправку/ окончание заправки ВС;

-контроль заправки ВС.

АО «Аэропорт Курган» (исх.№182 от 08.02.2018) сообщил ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», что готов выполнить весь комплекс функций, перечисленных в запросе ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» (исх. №9Р-596/18 от 06.02.2018) при оказании услуг по заправке воздушных судов ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» в аэропорту Курган.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что на основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона.

При применении указанных положений судам необходимо учитывать, что сама по себе дифференциация цен (тарифов), применяемых хозяйствующим субъектом в отношении разных потребителей или их категорий, либо отсутствие ценовой дифференциации не являются злоупотреблением. Обоснованность различий (отсутствия различий) оценивается с учетом требований закона об отдельных видах договоров, разумности поведения хозяйствующего субъекта и объективных условий его деятельности на соответствующих рынках. В частности, допускается установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса).

Например, разумным может быть признано установление различных цен (предоставление скидок) в зависимости от объема приобретения товара покупателем, если этот критерий дифференциации применяется к контрагентам равным образом. О неразумности дифференциации цен может свидетельствовать установление разных цен (тарифов) на товары, реализуемые на одном товарном рынке, при отсутствии значимых различий в затратах доминирующего хозяйствующего субъекта, необходимых для исполнения обязательств перед покупателями (потребителями), и различий в условиях введения товара в оборот.

Кроме того состав нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает следующее: 1) оценка цен должна быть произведена в отношении одного и того же товара. Для определения такого товара принципиальное значение имеет правильность определения продуктовых границ товарного рынка; 2) установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, различных цен на один и тот же товар само по себе не является нарушением. При этом Президиум ФАС России отметил, что нарушением может являться установление различных цен именно в отсутствие экономической и/или технологической обоснованности установления таких цен (Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года) (утв. протоколом Президиума ФАС России от 16.02.2021 № 1).

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 статьи 5 доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

АО «Аэропорт Курган» (ИНН: 4501080974; КПП: 450101001; ОГРН: 1024500529184) включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке оказания аэропортовых услуг, который является сферой деятельности субъектов естественных монополий, с долей 100% на территории Курганской области с 21.07.2009.

Пунктом 4.18 Перечня №241 тарифы за отдельные (дополнительные) услуги по техническому обслуживанию воздушного судна, включают стоимость предоставления персонала (в том числе инженерно-авиационного) и технических средств для обеспечения соответствующих услуг подразумевает, что предоставление таких отдельных (дополнительных) услуг возможно при заключении договора на предоставление услуг по техническому (наземному) обслуживанию воздушных судов. Вместе с тем, из материалов следует, что такой договор между АО «Аэропорт Курган» и ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», а также иными хозяйствующими субъектами не заключался.

У хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в услугах АО «Аэропорт Курган» имеется возможность обратиться в компанию с запросом о выполнении для неё некоторых функций с учетом особенностей осуществления её деятельности.

Также следует отметить, что по информации представленной АО «Аэропорт Курган» применение данного тарифа ни разу не производилось. Таким образом отсутствует информация о том, что данный тариф ущемляет чьи-либо интересы.

На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 2 части 8, пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны