Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 045/05/5-7/2024 И НАЗНАЧЕНИ... от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе <...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, рассмотрев материалы, связанные с распространением рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) по собственной инициативе выявлен факт распространения информации рекламного характера с признаками нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе Курганским УФАС России, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», было зафиксировано распространение рекламных объявлений в жилом доме по адресу: г. Курган, ул. К.Мяготина, д.131, подъезд №2, об услуге поверки счетчиков, схожих по виду с квитанциями об оплате услуг ЖКХ, следующего содержания:

««УВЕДОМЛЕНИЕ о поверке счетчиков за ДЕКАБРЬ 2023г.». ЖилСервис г.Курган. Ответственный за поверку- ЖилСервис. Идентификационный номер ТОСП 0192227815

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ № ЕАС.04ИБН1.СУ.7111. УСЛУГА: Работы по монтажу водопроводных и канализационных систем. ОК034-2014(ОКПД 2) (СОГЛАСНО Приложению №1) 43.22.11. СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. РМГ 29-99 ГСИ, ГОСТ Р 50193,1-92. Наименование работ (услуг) ОК 034-2014 (ОКПД 2). ОКВЭД 71.12.6 — Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации.

Поверка счетчиков-обязанность их владельцев. Конкретный срок поверки прибора учета указывается в паспорте. В паспорте также указывается срок службы прибора. Срок поверки и срок службы-это разные правовые понятия.

При этом сроки службы водяных счетчиков и периоды их поверки указаны в документах, предлагающихся к приборам учета.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулирует поверку приборов учета.

ВНИМАНИЕ: Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Таблица перерасхода в случае отсутствия показаний с исправного счетчика:

Кол-во комнат в квартире

Средние платежи по счетчикам за 1 мес.

Платежи по нормативу с П.К.

За 1 месяц

Предварительная

сумма переплаты

1 ком.кв.

550 руб.

2100 руб.

1550 руб.

2-х ком.кв.

900 руб.

3150 руб.

2250 руб.

3-х ком.кв.

1250 руб.

5300 руб.

4050 руб.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: «В случае несвоевременной поверки или замены неисправного прибора учета водоснабжения абонент автоматически переводится на систему общего учета с повышенным коэффициентом» (см. таблицу перерасхода).

Записаться на аккредитованную спец. поверку нужно по телефону 8 (3522) 555-483. В Вашем доме плановые работы по поверке будут производиться с 01 декабря по 30 декабря 2023 года. ВНИМАНИЕ! Участились случаи нелегитимных уведомлений о поверке приборов учета. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ. Центр Метрологии и Стандартизации.»

Вышеуказанное извещение оформлено с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылка на нормативные правовые акты, обращение к плательщикам, размещение таблицы.

Данное рекламное объявление содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

Согласно данным, представленным ПАО «Мобильные ТелеСистемы» на запрос информации Курганского УФАС России (вх. № 2825/23 от 10.07.2023), в рамках дела № 045/05/5-392/2023 установлено, что абонентский номер 8 (3522) 555-483 выделен ИП "..." (ИНН 100108866278, "..."). Период действия договора: с 17.01.2020 по настоящее время.

При этом согласно выписки из ЕГРИП ИП "..." зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.03.2014 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности ИП "..." является: деятельность центров обработки телефонных вызовов (код ОКВЭД 82.20), производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

Курганским УФАС России установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее –Липецкое УФАС России) решением от 26.01.2023 года по делу № 048/05/5-1396/2022 ненадлежащей признана схожая реклама, распространяемая в городе Липецке в виде листовок-извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, со ссылками на нормативные правовые акты. При этом рекламодателем и рекламораспространителем указанных рекламных извещений признан, в том числе ИП "..."

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.

Квалифицирующими признаками рекламы являются:

- информативный характер;

- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату - неопределенному кругу лиц;

- цель рекламного сообщения – привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.

Извещения (листовки) с рекламой о метрологической поверке приборов учета воды в силу статьи 3 Закона о рекламе являются рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, направлен на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона 8 (3522) 555-483, может заказать услуги по поверке приборов учета воды, которые оказывает «ЖилСервис».

Согласно части 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

В данном случае предполагается, что наименование «ЖилСервис» в рекламных листовках использовано в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Реклама услуг по метрологической поверке приборов учета воды оформлена в виде листовок по форме схожих с бланками - извещениями (извещениями - счетами), выставляемыми ресурсоснабжающими организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих-кода, размер листовки, расположение рекламного текста, ссылка на нормативные документы) и обращена к собственникам жилых помещений (плательщикам за коммунальные услуги). Однако в этой рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.

Информация о правомерности проведения указанной организацией поверки в уведомлении, также, отсутствует.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимающего рекламу буквально. При этом реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара, побуждая людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «ЖилСервис», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя ИП Калачева И.Д., искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП "..." и «ЖилСервис» г. Курган отсутствует.

Таким образом, ИП"..." не имеет права осуществлять поверку приборов учета воды, и, как следствие, рекламировать данные услуги.

При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель так и рекламораспространитель (часть 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе).

С учетом, представленных документов и информации, имеются основания полагать, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых извещений (листовок) с рекламой о метрологической поверке приборов учета воды, является ИП "..." (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, "...").

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 045/05/5-7/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП "..." (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, адрес: "...").

3. Назначить дело № 045/05/5-392/2023 к рассмотрению на 07.02.2024 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Курган, ул. М. Горького 40, кабинет 211.

4. ИП "..."представить до 25.01.2023 г. в Курганское УФАС России следующие документы (сведения):

4.1) копии правоустанавливающих документов, в том числе документы, подтверждающие право на осуществление предпринимательской деятельности;

4.2) письменную правовую позицию по настоящему делу;

4.3) письменные пояснения о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы;

4.4) информацию о том в течении какого периода распространялись рассматриваемые листовки (извещения) на территории Курганской области, в том числе информацию о распространении листовок после 14.12.2024 г. на территории Курганской области;

4.5) иные доказательства, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

Предоставленные документы должны быть пронумерованы, сшиты (в виде единого документа), заверены печатью (при ее наличии) и подписью руководителя.

В целях ускорения процесса обмена информацией прошу направить на электронный адрес Курганского УФАС России: to45@fas.gov.ru, информацию надлежащим образом заверенных копий, с последующей досылкой по почте.

В случае невозможности представления информации по настоящему запросу указываются обоснованные причины невозможности представления указанных выше документов, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

 

Информируем, что непредставление информации влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны