Постановление б/н Постановление № 244 о наложении административного штрафа по ... от 5 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление № 244

 

о наложении административного штрафа по делу № 211-АДМ

об административном правонарушении

5 сентября  2018 г.                                                                                г. Курган

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Гагарина И.В., рассмотрев протокол № 211 от 01.08.2018 г. и материалы дела № 211-АДМ об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица АО «Курганские прицепы» (ОГРН 1024500513850, ИНН 4501083781, юридический адрес: 640007 г. Курган, ул. Омская, 82 А, дата регистрации 24.03.1999), в присутствии генерального директора АО «Курганские прицепы» Т.А.А., представителя М.А.И. (доверенность от 09.01.2018 г.)

 

Установила:

 

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 211-АДМ возбуждено 1 августа 2018 г. Поводом к возбуждению дела  об административном правонарушении № 211-АДМ  явилось решение от 09.07.2018 г. по делу № АМЗ-53/2017  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Курганские прицепы».

Отводов по настоящему делу не поступило. Оснований для отвода либо самоотвода должностного лица, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 КоАП РФ не усмотрено.

Заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ в связи с наличием обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также исключительных обстоятельство, связанных с финансовым положения лица. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив в порядке ст.26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст. 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.

26 мая 2017г  ООО «Торговая фирма «Владомир» обратилось к АО «Курганские прицепы» с предложением о заключении дилерского договора, указав, что осуществляет деятельность на рынке автотранспортных средств. Из письменного предложения ООО «Торговая фирма «Владомир» следует, что под дилерским договором понимается сотрудничество на постоянной основе, в рамках которого ООО «Торговая фирма «Владомир» планирует осуществлять продажу прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу. 

1 июня 2017г ООО «Торговая фирма «Владомир» повторно обратилось к АО «Курганские прицепы» с аналогичным предложением, указав, что сотрудничество с дистрибьюторами АО «Курганские прицепы» не устраивает по ценовой политике. 

 Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело письмами ООО «Торговая фирма «Владомир» в адрес АО «Курганские прицепы»: от 26.05.2017 г., от 01.06.2017 г. 

На данное предложение АО «Курганские прицепы» направлены письменные ответы, из которых следует, что АО «Курганские прицепы» не имеет намерения заключать договор с ООО «Торговая фирма «Владомир» по причине наличия в регионах, где ООО «Торговая фирма «Владомир» осуществляет деятельность, хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность по продаже прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу (дистрибьюторы АО «Курганские прицепы»). Как указывает АО «Курганские прицепы», по условиям договорных отношений с дистрибьюторами, АО «Курганские прицепы» не имеет право поставлять продукцию на территорию дистрибьютора. Дистрибьютор также не имеет права поставлять товар на чужую дистрибьюторскую территорию. Отпускная оптовая цена на продукцию устанавливается дистрибьюторами в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы» (без учета транспортных расходов и сборки прицепов). С предложением о заключении договора поставки в Челябинской области рекомендовано обратиться к ООО «Уралпроминвест», в Республике Башкортостан – к ООО «Рада». 

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле письмами АО «Курганские прицепы», адресованными ООО «Торговая фирма «Владомир»: от 30.05.2017 г. №837, 14.06.2017 г. №909. 

26.03.2012г между ООО «Торговая фирма «Владомир» и ООО «Уралпроминвест» заключен договор поставки продукции, по условиям которого ООО «Уралпроминвест» поставляет ООО «Торговая фирма «Владомир» прицепы производства АО «Курганские прицепы». По данному договору в 2015г ООО «Торговая фирма «Владомир» было приобретено два прицепа. В период с 2016 года по истекший на день принятия решения период 2018 года поставка прицепов не осуществлялась. 

Данное обстоятельство подтверждается письменными пояснениями ООО «Торговая фирма «Владомир» от 25.12.2017 г. №12242, письменными пояснениями ООО «Уралпроминвест» от 02.02.2018 г. №0202/1, счетами-фактурами 2013-2015 гг. 

1 января 2017 г. между АО «Курганские прицепы» и ООО «Уралпроминвест» заключен договор № 01740004, предметом которого является предоставление поставщиком (АО «Курганские прицепы») дистрибьютору (ООО «Уралпроминвест») права реализации продукции АО «Курганские прицепы» на строго определенной территории (дистрибьюторская территория). 

В соответствии с п. 2.6 данного договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется продавать продукцию АО «Курганские прицепы» на дистрибьюторской территории, обязуется не осуществлять самостоятельно и/или через третьих лиц дистрибьюторские операции за пределами дистрибьюторской территории, без письменного согласия АО «Курганские прицепы». 

В соответствии с п. 2.7 договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется не осуществлять оптовые продажи товара на дистрибьюторской территории третьим лицам для последующей перепродажи за пределами дистрибьюторской территории. 

В соответствии с п. 2.14 договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется указывать в прайс-листах, любых рекламных объявлениях или сообщения по телефону только рекомендованные розничные цены на товар в соответствии с действующим прайс-листом АО «Курганские прицепы». 

В соответствии с п. 2.25 ООО «Уралпроминвест» обязуется устанавливать оптовые и розничные цены на продукцию при ее реализации третьим лицам строго в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы». Прайс-лист является приложением к договору. 

При этом пунктами 7.7, 7.8, 7.10 установлена ответственность ООО «Уралпроминвест» за реализацию продукции за пределами дистрибьюторской территории, а также за невыполнение условия о рекомендованных ценах.  

Аналогичные договоры заключены АО «Курганские прицепы» со следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Рада», ИП Б.Ю.В., ИП В. И.С., ИП В.С.А., ИП Л. В.К., ИП Г.К.А., ООО «Нижневартовсктехстройсервис», ООО «Хайвей», что подтверждается имеющимися в деле копиями указанных договоров. 

АО «Курганские прицепы» не образует одной группы лиц с ООО «Рада», ИП Б. Ю.В., ИП В. И.С., ИП В.С.А., ИП Л.В.К., ИП Г. К.А., ООО «Нижневартовсктехстройсервис», ООО «Хайвей». 

Данное обстоятельство установлено комиссией исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестр юридических лиц. 

Для каждого дистрибьютора установлена определенная дистрибьюторская территория. Так, для ООО «Уралпроминвест» дистрибьюторской территорий определены г. Челябинск и Челябинская область, для ООО «Рада» - г. Уфа и Республика Башкортостан.  

Место  заключения всех вышеуказанных договоров  - г. Курган. 

ООО «Уралпроминвест» в 2017 г. реализацию прицепов производства АО «Курганские прицепы» за пределами Челябинской области не осуществляло. 

ООО «Уралпроминвест» в период 2016-2017 г. осуществлял реализацию прицепов только производства АО «Курганские прицепы». Данное обстоятельство установлено из письменных пояснений ООО «Уралпроминвест» от 02.02.2018 г. №0202/1. 

ООО «Рада», помимо прицепов производства АО «Курганские прицепы», реализует также прицепы производства ООО «Ижевские прицепы», ООО «Торговый дом «СаранскСпецТехника», что подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи. 

Доля АО «Курганские прицепы» на рынке прицепов для легковых автомобилей за 2017 г. составила 16,42 %. При этом АО «Курганские прицепы» занимает второе место после ООО «Московский завод специализированных автомобилей» по доле, занимаемой на рынке прицепов. Данное обстоятельство установлено комиссией антимонопольного органа в результате анализа рынка прицепов для легковых автомобилей, по результатам которого составлен аналитический отчет. Ближайший к АО «Курганские прицепы» конкурент занимает долю 7%. 

Таким образом, АО «Курганские прицепы» установило для каждого дистрибьютора границы территории, в рамках которой дистрибьютор может продавать продукцию производства АО «Курганские прицепы» и одновременно лишило дистрибьюторов возможности осуществлять деятельность за пределами этой территории. Следовательно, розничный рынок прицепов для легковых автомобилей действиями АО «Курганские прицепы» разделен на зоны деятельности дистрибьюторов. Для каждого дистрибьютора установлена следующая зона деятельности:

ООО «Уралпроминвест» - г. Челябинск и Челябинская область

ООО «Рада» -  г. Уфа и Республика Башкортостан;

ИП Б. Ю.В. – г. Курган и Курганская область;

ИП В. И.С. – г. Ростов-на-Дону и Ростовская область;

ИП В. С.А. – г. Пермь и Пермский край; 

ИП Л.В.К. -  Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва;

ИП Г. К.А. – г. Краснодар и Краснодарский край;

ООО «Нижневартовсктехстройсервис» - г. Нижневартовск, г. Сургут;

ООО «Хайвей» - г. Хабаровск и Хабаровский край.

Рассматриваемая политика отвечает интересам Ответчика, поскольку, таким способом обеспечивается реализация прицепов производства АО «Курганские прицепы» на каждой дистрибьюторской территории. АО «Курганские Прицепы» на дистрибьюторов возложены дополнительные обязательства по продвижению продукции АО «Курганские прицепы» на рынке соответствующего региона. При этом присутствие на территории двух и более дистрибьюторов может привести к конкуренции между ними, и, как следствие, уходу с рынка одного или всех. Таким образом, присутствие на территории конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию АО «Курганские прицепы», невыгодно для АО «Курганские прицепы», вследствие чего осуществление деятельности ООО «Торговая фирма «Владомир» на одной территории с ООО «Уралпроминвест» и ООО «Рада» противоречит интересам АО «Курганские прицепы».

Комиссия пришла к выводу, что указанные действия АО «Курганские прицепы» не могут быть квалифицированы как действия, совершаемые в рамках вертикальных соглашений между Ответчиком и дистрибьюторами в силу следующего:

1.  АО «Курганские прицепы» обладает определенной рыночной властью по отношению к своим покупателям как один из крупнейших производителей прицепов.

2. Идентичность содержаний договоров, заключаемых АО «Курганские прицепы» со своими дистрибьютора свидетельствует о том, что автором типового договора является АО «Курганские прицепы».

3. Соблюдение дистрибьюторами условия об ограничении территории деятельности обеспечивалось, в частности, путем применения штрафных санкций к нарушителям. 

Таким образом, АО «Курганские прицепы» осуществляло координацию экономической деятельности своих дистрибьюторов, что привело к разделу рынка прицепов для легковых автомобилей по территориальному принципу и составу продавцов, а также к отказу от заключения договора с ООО «Торговая фирма «Владомир».  

Обязательства дистрибьюторов АО «Курганские прицепы» устанавливать оптовые и розничные цены на продукцию при ее реализации третьим лицам строго в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы» приводит к установлению цены прицепов для легковых автомобилей на уровне, который определяет АО «Курганские прицепы».

Установление цены прицепов отвечает интересам АО «Курганские прицепы», поскольку контролируя уровень цен, Ответчик тем самым исключает возможность снижения конкурентоспособности продукции АО «Курганские прицепы» в сравнении с продукцией других производителей. 

При этом соблюдение дистрибьюторами рекомендованных розничных и оптовых  цен обеспечивалось, в частности, путем применения штрафных санкций к нарушителям.

Таким образом, АО «Курганские прицепы» осуществляло координацию экономической деятельности своих дистрибьюторов, что привело к установлению цен на прицепы  для легковых автомобилей.

Координация АО «Курганские прицепы» экономической деятельности своих дистрибьюторов привела к последствиям, поименованным в п.п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, т.е. к установлению цены на прицепы, к разделу рынка прицепов для легковых автомобилей по территориальному принципу и по составу продавцов, а также к отказу от заключения договора с ООО «Торговая фирма «Владомир».

В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, в действиях АО «Курганские прицепы» установлено нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Курганского УФАС России отклонила доводы АО «Курганские прицепы» об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчика вследствие того, что доля, занимаемая им на рынке прицепов для легковых автомобилей, не превышает 20 %, поскольку статья 12 Закона о защите конкуренции предусматривает допустимость при доле на рынке менее 20 % только для «вертикальных соглашений». Рассматриваемые действия АО «Курганские прицепы» не могут быть квалифицированы как действия в рамках «вертикальных соглашений», поскольку такая квалификация предполагает, что участники «вертикального» соглашения действуют наравне друг с другом, ни один из них не поставлен в зависимость от другого, соответственно, вина за заключение запрещенных антимонопольным законодательством «вертикальных» соглашений лежит на всех участниках такого соглашения. В рассматриваемых обстоятельствах АО «Курганские прицепы» обладает по отношению к своим контрагентам определенной рыночной властью, за нарушение условий о соблюдении дистрибьюторской территории, о соблюдении рекомендованных оптовых и розничных цен дистрибьюторы несут ответственность, редакция договора с контрагентами предложена АО «Курганские прицепы». Следовательно, условие о допустимости, предусмотренное статьей 12 Закона о защите конкуренции, в данном случае неприменимо. 

Комиссией также отклонён довод АО «Курганские прицепы» о том, что прямого отказа от заключения договора ООО «Торговая фирма «Владомир» не поступило, поскольку из предложений, направленных ООО «Торговая фирма «Владомир» явно следовало, что ООО «Торговая фирма «Владомир» намерено осуществлять взаимодействие на постоянной основе, в рамках которого ООО «Торговая фирма «Владомир» планирует осуществлять продажу прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу. АО «Курганские прицепы» в ответ на данные предложения дважды переадресовывало ООО «Торговая фирма «Владомир» для заключения договора к ООО «Уралпроминвест» и ООО «Рада».  

На момент принятия решения по делу АМЗ-53/2017, АО «Курганские прицепы» заключены новые договоры поставки продукции с ООО «Рада», ООО «Торговая фирма «Владомир», ООО «Уралпроминвест». В указанных договорах отсутствуют условия о необходимости осуществлять деятельность только на определенной территории, условия об установлении цены на определенном уровне.

Нарушение АО «Курганские прицепы» части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 5 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Указанное нарушение Закона о защите конкуренции произошло по вине АО «Курганские прицепы»  - из-за непринятия соответствующих мер по обеспечению соблюдения законодательства РФ со стороны АО «Курганские прицепы», у  которого  имелись все возможности для соблюдения требований антимонопольного законодательства.

АО «Курганские прицепы» не представило доказательств о принятии мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Субъектом административного правонарушения по части 5 статьи 14.32 КоАП РФ является юридическое лицо АО «Курганские прицепы» (ОГРН 1024500513850, ИНН 4501083781, юридический адрес: 640007 г. Курган, ул. Омская, 82 А, дата регистрации 24.03.1999).

Место совершения административного правонарушения: г. Курган, Курганская область.

Время совершения административного правонарушения: 30.05.2017 г. 

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Курганские прицепы» не установлены (статья 24.5 КоАП РФ).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (пункты 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пункты 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31, часть 4 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ), не установлено.

В соответствии с частью 3 Примечания к статье 14.32 при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

Правонарушение прекращено АО «Курганские прицепы» до принятия решения по делу АМЗ-53/2017 г. 

Кроме того, заключен договор поставки прицепов с ООО «Торговая фирма «Владомир», следовательно, вредные последствия от координации экономической деятельности - отказ от заключения договора с ООО «Торговая фирма «Владомир» -  устранены АО «Курганские прицепы».

Указанные выше обстоятельства являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ( пункты 2 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ). 

Частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ за кооординацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей. 

Расчет штрафа произведен в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ, пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, с учетом наличия двух смягчающих обстоятельств и составил 2 000 000 (два миллиона рублей). 

АО «Курганские прицепы» заявлено ходатайство о снижении ниже низшего предела размера административного штрафа в связи с наличием исключительных обстоятельств, связанных с тяжелым финансовым положением. 

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Должностное лицо Курганского УФАС России полагает возможным применение части 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ в виду тяжелого финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица..

С учетом вышеизложенного, административный штраф за нарушение АО «Курганские прицепы» может быть снижен до половины размера административного штрафа определенного в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ и ст. 14.32 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, примечанием к статье 14.31, ст. 14.32, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

Постановила:

 

1.  Признать АО «Курганские прицепы» (ОГРН 1024500513850, ИНН 4501083781, юридический адрес: 640007 г. Курган, ул. Омская, 82 А, дата регистрации 24.03.1999) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 14.32 КоАП РФ.

       2. Назначить  АО «Курганские прицепы» административное наказание в виде административного штрафа в размере  1 000 000 (один миллион) рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны