Решение №045/10/18.1-183/2022 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ № 045/10/1... от 14 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – . руководитель Курганского УФАС России;

члены Комиссии:

– государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

 - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа Консул» (далее – ООО «Группа Консул») (вх. № 4004-ЭП/22 от 26.09.2022 г.) на действия заказчика в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») при проведении закрытого запроса котировок на поставку режущего инструмента (извещение № 221914500302 на сайте www.astgoz.ru),

в присутствии представителя заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» – Затуловской О.Ю. (доверенность № 226 от 28.02.2022 г.);

в отсутствие представителя заявителя в лице ООО «Группа Консул»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «Группа Консул» (вх. № 4004-ЭП/22 от 26.09.2022 г.) на действия заказчика в лице ПАО «Курганмашзавод» при проведении закрытого запроса котировок на поставку режущего инструмента (извещение № 221914500302 на сайте www.astgoz.ru), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В своей жалобе Заявитель указал, что закупочная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх. № 004-31-1500 от 30.09.2022 года).

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Курганского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Законм о защите конкуренции, установила следующее.

Закупка проводилась в соответствии с Законом о закупах. Документом, регламентирующим закупочную деятельность ПАО «Курганмашзавод», является Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее - Положение о закупках), утвержденное наблюдательным советом государственной корпорации «Ростех» (в редакции от 09.08.2022 года).

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

12.09.2022 г. на официальном сайте электронной площадки АСТ ГОЗ опубликовано извещение № 221914500302 и Закупочная документация на право заключения договора на поставку инструмента режущего.

Начальная (максимальная) цена договора составила 7 682 452,51 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. п. 1, 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «Курганмашзавод» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Закон о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 3.5 Закона о закупках, закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, или если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 3.5 Закона о закупках закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 3 статьи 3.5 Закона о закупках предусмотрено, что информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе. При этом в сроки, установленные для размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закрытой конкурентной закупки. Иная информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В своей жалобе Заявитель указал, что Техническое задание не содержит информации о характеристиках посадочных мест истребуемого к поставке товара фирмы Taegutec и Korloy, что свидетельствует о невозможности поставки аналогов товара.

В пункте 10.3.3. Положения о закупке указано, что требования к продукции устанавливаются заказчиком с учетом специфики закупаемой продукции с соблюдением следующих принципов:

(1) требования к продукции должны быть измеряемыми и выражаться в числовых значениях и / или в виде безальтернативных показателей (да / нет, наличие / отсутствие), за исключением случаев приобретения продукции, в отношении которой невозможно однозначно сформулировать и описать соответствующие требования;

(2) требования к продукции не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников процедуры закупки;

(3) при установлении требований к продукции должны использоваться общеизвестные (стандартные) показатели, термины и сокращения, предусмотренные действующей нормативно-технической документацией, кроме случаев приобретения продукции, в отношении которой нормативно-техническое регулирование отсутствует и / или для которой использование нестандартных показателей является общераспространенным;

(4) к закупаемой продукции, особенности нахождения которой в обороте и / или требования к безопасности которой (в том числе к потребительской, промышленной, экологической) предусмотрены законодательством, требования должны устанавливаться в соответствии с существующими ограничениями.

В пункте 10.3.4. Положения о закупке установлено, что предмет закупки должен быть описан в извещении, документации о закупке в соответствии со следующими правилами:

(2) в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В пункте 10.3.5 Положения о закупке установлено, что если при проведении конкурентной закупки, ценового запроса на ЭТП заказчиками I группы в описании предмета закупки используется указание на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)» за исключением случаев:

(2) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В подпункте 11 Информационной карты Закупочной документации указаны «Требования к продукции, в том числе качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, а результаты работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 9».

В разделе 9 Информационной карты Закупочной документации указано, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла Приложение №2 к извещению («Техническое задание»)

В Приложении №2 «Технического задания» к закупочной документации представлена таблица, в которой указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размера, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара.

Так, например в пункте 2 Технического задания указано:

2

MGEHL 3223-3 Державка

шт

200

Державка серии MGT (Multi Grooving), предназначена для продольного и поперечного точения, отрезания. Для наружней обработки. Горизонтальная. Исполнение: Левый. Размер корпуса Высота: 32 мм, ширина: 32 мм. Ширина резания: 4мм. Посадочное место под СМП MGMN300 фирмы Korloy. Или эквивалент: Державка, предназначена для продольного и поперечного точения, отрезания. Для наружней обработки. Горизонтальная. Исполнение: Левый. Размер корпуса Высота: 32 мм, ширина: 32 мм. Ширина резания: 4мм. Посадочное место под СМП MGMN300 фирмы Korloy.

Таким образом, Заказчик указал в техническом задании дополнительную информацию о посадочном месте под сменную пластин (СМП), имеющуюся в наличии у Заказчика и используемую в производстве.

Указание данной информации, основано исходя из потребностей и особенностей деятельности Общества, что не противоречит требованиям Закона о закупках.

Используя указанные Заказчиком требования к посадочному месту, любой участник может получить информацию по её характеристикам, обративших к каталогу указанных фирм в техническом задании, который находится в открытых источниках «Интернет».

Следовательно, любой участник может обратиться к каталогу фирмы, оборудование которое использует Общество, и получить необходимую информацию.

Возможность поставки эквивалентного режущего инструмента подтверждается техническим заданием и предложениями участниками закупки, при проведении которого (извещение № 221914500302 на сайте www.astgoz.ru) поступило 2 заявки. Оба участника, подавших заявки на участие в закупке, предлагают товар, полностью соответствующий требованиям заказчика, указанным в документации.

При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются важными для него.

Комиссией установлено, что отсутствие каталога в Техничкой документации не стало препятствием для участия в данной закупке двум участникам, поскольку эти заявки были сформированы и поданы на участие в Закупке.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения Закона о закупках. Обратного Заявителем не доказано.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа Консул» на действия заказчика в лице Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» при проведении закрытого запроса котировок на поставку режущего инструмента (извещение № 221914500302 на сайте www.astgoz.ru) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ПАО "КМЗ"
ИНН 7721024057, ОГРН 1027739700724