Решение б/н Решение по дулу №232 от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
 10 (4.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 
 

 

 

 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                         тел., факс 8 (3522) 46-39-85

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 232

                                                                                                                                            г.Курган

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 марта  2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии – Гагарина И.В. – руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В. – И.о. заместителя руководителя – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

Проскурнина Н.С.  – государственный инспектор;

Ефремова Л.В. – государственный инспектор;

рассмотрев дело № 232 по признакам нарушения садовым товариществом «Дружба» ПМК-4 (далее – СТ «Дружба» ПМК-4), место нахождения: 641330, Курганская область, Кетовский район, ст. Просвет, части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 232 о нарушении части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон об электроэнергетике) явилось поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) заявление Герасимовой Светланы Николаевны в отношении СТ «Дружба» ПМК-4.

Из представленных в дело материалов и пояснений лиц, участвующих в деле и располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах установлено следующее.

14 августа 2014 года в Курганское УФАС России поступило на рассмотрение заявление Герасимовой С.Н. (далее – заявитель), проживающей по адресу: г. Курган, ул. 2-я Часовая, д.42, к. 1, кв.12.  Из содержания заявления следовало, что Герасимова С.Н. считает действия СТ «Дружба» ПМК-4 по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии не законными.

Заявителю с июля 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок № 115 площадью 574 кв.м., расположенный в Кетовском районе Курганской области СТ «Дружба» ПМК-4. Членом СТ «Дружба» ПМК-4 Герасимова С.Н. не является. Земельный участок в 2010 году имел технологическое присоединение к электросетям СТ «Дружба» ПМК-4.

Решением расширенного правления СТ «Дружба» ПМК-4 от 11.09.2010г. в отношении земельного участка № 115 принадлежащего Герасимовой С.Н., со стороны СТ «Дружба» ПМК-4 было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Задолженности за электроэнергию у Герасимовой С.Н. нет.

В ходе рассмотрения дела № 232 представитель заявителя пояснил, что обеспечение электрической энергией земельного участка № 115 Герасимовой С.Н. возможно только через присоединенную сеть СТ «Дружба» ПМК-4. Энергоснабжение СТ осуществляется на основании договора энергоснабжения № 60457014 от 20.07.2010 года, заключенного между Садоводством и «Энергосбыт» филиал  ОАО «ЭК «Восток». С учетом условий договора выделена определенная электрическая мощность, в том числе с учетом участка Герасимовой С.Н.. Ранее участок был подключен к электрической сети в составе СТ, электроснабжение которого осуществлялось по договору энергоснабжения, в связи с чем СТ «Дружба» ПМК-4 должно восстановить электроснабжение на земельном участке.

На обращения Герасимовой С.Н. в 2013 году в ОАО «Курганэнерго» и ОАО «РЖД», от данных организаций получены ответы и договор, из которых следует о невозможности подключения земельного участка № 115 к электрическим сетям минуя сети СТ. Также получен ответ от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о том, что СТ «Дружба» ПМК-4 не осуществляет деятельность на рынке по передаче и поставке электрической энергии в качестве предпринимательской деятельности.

Герасимова С.Н. считает, что действия  СТ «Дружба» ПМК-4 по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии земельного участка № 115 в период с сентября 2010 г. по настоящее время незаконными и нарушающими пункт 6 Правил недискримиционного доступа к услугам по передаче электрической энергии утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861).

В ходе рассмотрения дела № 232 представитель СТ «Дружба» ПМК-4 пояснил, что 21.06.2013 г. между Герасимовой С.Н. и СТ «Дружба» ПМК-4 заключен договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования СТ при ведении садоводства в индивидуальном порядке.

Согласно п. 3.8, п.3.9. данного договора «плата за пользование имуществом не включает в себя платежи за потребленную электроэнергию. Электроснабжение садового участка индивидуального садовода осуществляется на основании Договора между СТ и индивидуальным садоводом».

Решением общего собрания от 24.05.2014г. утвержден договор  на электроснабжение. Герасимовой была направлена оферта с предложением заключить вышеуказанный договор. Однако Герасимова до настоящего времени уклоняется от его заключения.

Все пункты Договора о порядке пользования объектами инфраструктуры признаны судом законными, в том числе и пп.3.8, 3.9.

Земельный участок Герасимовой находится на территории СТ, поэтому присоединение к электрическим сетям лиц, осуществляющих ведение садоводства в индивидуальном порядке, производится путем заключения договора.

В связи с тем, что у Герасимовой С.Н. имеется задолженность по договору от 21.06.2013г. о порядке пользования объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования и Герасимова С.Н. уклоняется от заключения договора на электроснабжение, у СТ нет оснований подключать садовый участок к электричеству. Никаких препядствий для законного оформления правоотношений по снабжению электроэнергией участок Герасимовой не создает. Более того, СТ предпринимает активные попытки в урегулировании сложившейся ситуации.

По вопросам электроснабжения СТ руководствуется внутренними документами: Положением об электроснабжении садовых участков, расположенных в СТ «Дружба» ПМК-4 и регламентом по энергоснабжению СТ «Дружба» ПМК-4, а также условиями заключенных договоров.

В судебном порядке уже решался вопрос, о подключении участка Герасимовой к электроэнергии и ей было отказано.

Решением Кетовского районного суда Курганской области от 31.05.2012г. с Герасимовой С.Н. в пользу СТ «Дружба» ПМК-4 взысканы денежные средства в размере 3279,93 руб. за пользование объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования СТ за 2010-2011гг., данная сумма оплачена Герасимовой С.Н. в полном объеме. За 2012-2014гг долг Герасимовой за пользование объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования СТ составляет 7022 руб. задолженность образовалась в связи с отказом Герасимовой в добровольном произвести оплату за пользование объектими инфраструктуры и имуществом СТ.

27.11.2014г.  СТ «Дружба» ПМК-4 предъявила в Мировой суд города Кургана иск к Герасимовой С.Н. о взыскании образовавшегося по договору от 21.06.2013г. долга, пени и судебных расходов.

СТ «Дружба» ПМК-4 считает, что Герасимова намеренно уклоняется от заключения утвержденного Решением общего собрания членов СТ «Дружба» ПМК-4 договора на энергоснабжение, тем самым создавая конфликтную ситуацию.

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее:

Садоводческое товарищество «Дружба» ПМК-4 является юридическим лицом, созданным по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков, путем добровольного внесения его членами целевых и иных взносов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливает, что граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное некоммерческое хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Статья 1 Федерального закона № 66 ФЗ определяет, что имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Энергоснабжение земельного участка заявителя, минуя сети СТ «Дружба» ПМК-4 невозможно, в связи с отсутствием электрических сетей 0,4 Кв. на расстоянии 500 метров, что подтверждается ответами электросетых организаций.

В рамках рассмотрения заявления, представлен договор от 21.06.2013г. о порядке пользования объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования садоводческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке, заключенный между СТ «Дружба» ПМК-4 и Герасимовой С.Н., в котором установлен размер платы за пользование общим имуществом садоводства.

Решением Кетовского районного суда Курганской области от 31.05.2012г. с Герасимовой С.Н. в пользу СТ «Дружба» ПМК-4 взысканы задолженность в размере 3279,93 руб. за пользование объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования СТ за 2010-2011гг.

Задолженность за 2012-2014гг. в размере 7022 руб. за пользование объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования СТ «Дружба» ПМК-4, также взыскивается в судебном порядке.

Согласно п. 3.8, п.3.9. договора от 21.06.2013г.  «плата за пользование имуществом не включает в себя платежи за потребленную электроэнергию. Электроснабжение садового участка индивидуального садовода осуществляется на основании Договора между СТ и индивидуальным садоводом». 

Задолженности по оплате электрической энергии   у Герасимовой С.Н. – нет, что подтверждает и представитель СТ «Дружба» ПМК-4.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

      В соответствии с пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Правила № 422), ограничение режима потребления электрической энергии вводиться при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

      Согласно пункту 4 Правил № 442 инициаторами ограничения режима потребления электрической энергии в зависимости от наступления обстоятельств определенных в пункте 2 Правил № 442, могут выступать гарантирующий поставщик или сетевая организация.

Пунктом 6 Правил № 442 предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными как для субисполнителя, так и для исполнителя, и несет установленную гражданским законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение указанных требований с возмещением всех понесенных исполнителем и иными лицами расходов, убытков, причиненного вреда в полном объеме.

 

Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.

Таким образом, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно только гарантирующим поставщиком или сетевой организацией, осуществление действий по введению ограничения потребления электрической энергии собственником объектов электросетевого хозяйства, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии возможно только на основании письменного уведомления исполнителя (инициатора) в соответствии с Правилами № 442.

Представитель «Энергосбыт» филиал ОАО «ЭК «Восток» - Новикова Е.Б. в ходе заседания комиссии Курганского УФАС России пояснила, что по состоянию на 12.03.2015г задолженности за поставляемую по договору электроэнергию не имеется, СТ «Дружба» ПМК-4 получает электроэнергию в полном объеме, каких-либо ограничений режима потребления электроэнергии в отношении СТ «Дружба» ПМК-4 не вводилось.

      Председателем правления СТ «Дружба» ПМК-4 в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России подтверждено, что основанием для отключения от энергоснабжения энергопринимающих устройств, расположенного на земельном участке № 115 Герасимовой С.Н., явился отказ заявителя в подписании договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТ в предложенном товариществом варианте и оплате целевых взносов.

      Сборы, установленные собранием уполномоченных членов садового товарищества имеют характер, дополнительных взносов, направленных на реализацию уставной деятельности общества и не относятся к категории платежей за электроэнергию, неисполнение которых в соответствии с пунктом 4 Правил № 442 является основанием для введения режима полного ограничения энергоснабжения. Отказ Герасимовой С.Н. от  подписания договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТ в предложенном товариществом варианте и оплате целевых взносов, также не может рассматриваться как основание для введения режима полного ограничения энергоснабжения.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона  от 26 марта 2003 года № 35 – ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Решение собрания уполномоченных и членов правления садового товарищества является незаконным в части прекращения поставки на участок заявителя электроэнергии, поскольку к полномочиям товарищества введение ограничения режима потребления электрической энергии не отнесено Правилами № 861 и Правилами № 442.

Поставка электроэнергии на участок Герасимовой С.Н. фактически прекращена в связи с выходом их членов СТ и отказом в подписании договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТ в предложенном товариществом варианте.

Указанные действия садового товарищества «Дружба» ПМК - 4  противоречат нормам статьи 546 ГК РФ, Правилам № 861, Правилами № 442  и Федерального закона от

26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», поскольку СТ не является поставщиком электроэнергии, сетевой организацией и отключение электроэнергии произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований, без согласия заявителя.

Доказательств того, что отключение электроэнергии было обусловлено необходимостью принятия поставщиком энергии неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии не представлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях СТ «Дружба» ПМК-4» (место нахождения: 641330, Курганская область, Кетовский район, ст. Просвет) нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,   выразившееся в необоснованном введении полного ограничения режима потребления электрической энергии  в отношении энергопринимающего устройства Герасимой С.Н., расположенного по адресу:  Курганская область, Кетовский район, СТ «Дружба» ПМК-4, земельный участок № 115.

2. Выдать СТ «Дружба» ПМК-4 предписание о прекращении нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетики».

 

 

Председатель Комиссии              _________________И.В.Гагарина

 

Члены Комиссии:                          __________________  А.В. Белова  

                                                      ________________Н.С.Проскурнина

                                                      __________________ Л.В. Ефремова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны