Решение б/н РЕШЕНИЕ № Р- 24/2017 по признакам нарушения рекламного зако... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р- 24/2017

по признакам нарушения рекламного законодательства

Российской Федерации

 

21 августа 2017 года

г. Курган

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе в составе:

Председатель  комиссии: Гагарина И.В. - руководитель  Курганского УФАС России;

Члены комиссии: Ефремова Е.А. – государственный инспектор,                                              

                            Кошелев Н.Г.  –  государственный инспектор,

рассмотрев дело № Р- 24/2017 по признакам нарушения ООО «ИстВуд»   и ООО РОЦ «Ариадна»   пункта 8 части 1 , части 7 статьи 24 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «ИстВуд» - явки нет, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,

- ООО  РОЦ «Ариадна» - Морковкина А.А. (доверенность от 20.04.2017),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке осуществления надзора за законодательством Российской Федерации о рекламе, специалистом Курганского УФАС России был осмотрен ежемесячный номер рекламно- информационного журнала «Выбирай соблазны большого города» за апрель 2017 года.

В результате рассмотрения вышеуказанного заявления установлено следующее:

На странице №8-9 журнала расположена информационная статья Центра восстановительной травматологии и ортопедии «Ариадна». Данная статья содержит в себе раздел «Услуги центра «Ариадна». Из содержания рассматриваемой статьи, имеется возможность сделать вывод об оказании медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Указанный выше рекламный модуль Центра ВТиО «Ариадна» не содержит указанного в законе обязательного условия распространения рекламы медицинских услуг.

С целью установления рекламодателя, рекламораспространителя и рекламоизготовителя модуля рекламы Курганским УФАС России у РИЖ «Выбирай соблазны большого города» истребована информация..

Письмом от 11.04.2017 года (вх. № 1755) журнал «Выбирай соблазны большого города» предоставил договор № 17/0317-03 от 17.03.2017 года, заключенный между ООО «ИстВуд» и ООО Реабилитационный оздоровительный центр «Ариадна» (далее- рекламодатель).

Согласно пункту 2.1. Договора, размещение рекламной информации (модульной рекламы или текстовых рекламных материалов) рекламодателя осуществляется в журнале «Выбирай соблазны большого города» по письменному заявлению рекламодателя. В соответствии с пунктом 3.1.1. Договора, рекламист обязан своими силами и из представленных материалов изготовить рекламную продукции рекламодателя.

Соответственно, из условий договора следует:

- Рекламодатель – ООО Реабилитационный оздоровительный центр «Ариадна»;

- Рекламораспространитель – ООО «ИстВуд»;

- Рекламоизготовитель – ООО «ИстВуд».

В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

Определением о возбуждении дела № Р-24/2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 13 апреля  2017 года было возбуждено дело в отношении ООО «ИстВуд», ООО РОЦ «Ариадна».

 

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц,  участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

Из существа рекламно-информационного журнала «Выбирай соблазны большого города» с содержанием спорного рекламного модуля медицинского центра «Ариадна» следует, что рекламодатель преследует цель по привлечению новых потребителей рекламируемого продукта. Следовательно, модуль с рекламируемым товаром, распространяемый по средствам  РИЖ «Выбирай соблазны большого города» выпуск апрель 2017 года носит рекламный характер информации.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 16 Информационного письма № 37 от 25.12.1998, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации реклама признается ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Из письменных пояснений ООО «ИстВуд» от 28.04.20117 (вх. № 2235) следует, что макет статьи «10 лет успеха. Центр Ариадна- лечение без лекарств» согласовывался сторонами договора. Редакцией журнала «Выбирай» было размещено предупреждение о возможных противопоказаниях и необходимости получения консультации специалиста. Предупреждение размещено на полях страниц № 8-9.

Так же стороны по делу № Р-24/2017 уточнили, что законодатель не прописывает размер, яркость и контрастность необходимой надписи. В конечном виде предупредительная надпись отличается от разработанного макета, однако является читаемой.

 На основании вышеизложенного, нарушение пункта 7 статьи 24 Закона о рекламе сторонами не признается.

В связи с тем, что ООО «ИстВуд» оспаривает содержание статьи «10 лет успеха» как рекламы медицинских услуг, на кафедру русского языка и общего языкознания КГУ был сделан запрос о проведении лингвистического исследования текста статьи.

На основании вышеизложенного ООО «ИстВуд» было заявлено ходатайство о приостановлении настоящего дела для получения заключения специалиста –филолога.

Руководствуясь абз. 2 пункта 35 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», определением о приостановлении рассмотрения дела № Р-24/2017 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ от 31.05.2017 года дело было приостановлено до получения экспертного заключения по настоящему делу, возбужденного в отношении ООО «ИстВуд» и ООО РОЦ «Ариадна».

К участию в рассмотрении дела был привлечен специалист –эксперт в области языкознания- кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания КГУ Филистеева Ольга Валерьевна.

10 августа 2017 в адрес Курганского УФАС России поступило заключение специалиста- эксперта.

Так, заключение от 10.08.2017 года содержит  в себе следующие выводы в отношении спорной статьи «10 лет успеха»:

  1. Статья содержит потенциально рекламную информацию в отношении ООО РОЦ «Ариадна», но без указания методов лечения и видов заболеваний;
  2. В статье отстутсвуют языковые средства, способствующие возникновению у читателя гарантированного положительного действия услуг ООО РОЦ»Ариадна». Так же в исследуемом тексте отсутствуют директивы- призыв к посещению центра и пользованию его услугами;
  3. В статье использованы языковые средства, с помощью которых реклама ООО РОЦ «Ариадна» воспринимается читателями как реклама медицинской деятельности, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Определением от 14.08.2017 года рассмотрение дела № Р-24/2017 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ было возобновлено.

На заседании Комиссии от  21.08.2017 года стороны поддержали раннее изложенные доводы.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Из  экспертного заключения от 10.08.2017 следует, что спорный текст не содержит  языковые средства, способствующие возникновению у читателя гарантированного положительного действия услуг ООО РОЦ»Ариадна».

Согласно подп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п. п. 36 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № Р-24/2017 прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2017 года. Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны