Решение №48/АМЗ РЕШЕНИЕ № 48/АМЗ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АН... от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Отделение по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

 

ул.Климова, 58, г.Курган, Курганская область, 640002

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 48/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

27 сентября 2021 года                                                                                          г. Курган

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление Отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение ЦБ РФ) на действия АО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – АО ЭК «Восток»), АО «Водный союз», ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК») по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров их исполнения в части несоблюдения сроков и порядка выставления расчетных и платежных документов на оплату, начисления пеней.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Исходя из приведенных положений, правовая квалификация нарушения в форме злоупотребления доминирующим положением состоит из следующей совокупности факторов:

1) наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на конкретном товарном рынке;

2) совершение данным хозяйствующим субъектом действия (бездействия), не основанного на нормах закона;

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Между Отделением ЦБ РФ и АО ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения № 210 от 12.02.2016 г. (далее – Договор энергоснабжения).

Согласно пункту 2.1 Договора энергоснабжения АО ЭК «Восток» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Отделению ЦБ РФ, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Отделению ЦБ РФ в точках поставки, определенных Приложением № 1 к настоящему Договору, а Отделение ЦБ РФ обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим договором.

Между Отделением ЦБ РФ и АО «Водный союз» заключен договор № 83 холодного водоснабжения и водоотведения от 16.11.2016 г. (далее – Договор холодного водоснабжения и водоотведения).

Согласно пункту 1 Договора холодного водоснабжения и водоотведения АО «Водный союз» обязуется подавать Отделению ЦБ РФ через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме, указанном в Приложении № 1.

Между Отделением ЦБ РФ и ПАО «КГК» заключен договор теплоснабжения № 1019 от 01.09.2020 г. (далее – Договор теплоснабжения).

Согласно пункту 1.1 Договора теплоснабжения ПАО «КГК» обязуется подавать Отделению ЦБ РФ через присоединенную сеть тепловую энергию, а Отделение ЦБ РФ обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления.

 АО «ЭК «Восток» имеет статус гарантирующего поставщика на территории Курганской области.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу п. 12.5. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Продуктовыми границами рынка оказания услуг теплоснабжения является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу тепловой энергии. Географические границы рынка определены как присоединенная и эксплуатируемая сеть теплоснабжения, расположенная в г. Кургане.

Продуктовыми границами рынка оказания услуг водоснабжения и водоотведения является услуга по подаче через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Географические границы рынка определены как водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, расположенная в г. Кургане.

ПАО «КГК», АО «Водный союз» в силу приведенных норм права являются субъектами естественных монополий.

Как указано в заявлении, поступившем в Курганское УФАС России, в Договоре холодного водоснабжения и водоотведения и Договоре теплоснабжения не установлен срок для направления документов, являющихся основанием для расчетов, в Договор энергоснабжения срок установлен и предусматривает оплату в течение 3 дней.

Кроме того, Отделение ЦБ РФ отмечает, что при исполнении указанных договоров происходит нарушение правил бухгалтерского учета, что не позволяет внести оплату до внесения корректировок в соответствующие расчетные (платежные) документы, в связи с чем осуществляется начисление пени за несвоевременную оплату.

Действия АО «ЭК «Восток», ПАО «КГК», АО «Водный союз» по навязыванию типовых условий договоров, Отделение ЦБ РФ считает ущемляющими его права как потребителя.

Вместе с тем, Курганское УФАС России сообщает, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Отделение ЦБ РФ может самостоятельно обратиться за защитой своих гражданских прав в суд с соответствующими требованиями к иному участнику гражданского оборота (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

 Ненадлежащее исполнение занимающим доминирующее положение лицом, в том числе субъектом естественной монополии, договорных обязательств, ущемление им имущественных прав контрагента по договору само по себе не является достаточным основанием для квалификации данных действий по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, допущенное нарушение должно быть обусловлено именно его доминирующим положением и иметь антиконкурентную направленность.

С учетом изложенного, отсутствие ответов от АО «ЭК «Восток», ПАО «КГК», АО «Водный союз» на предложенные условия договоров Отделения ЦБ РФ не может быть расценено как навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора. Предложение или настаивание любой стороной на существенных для нее условиях и в ее редакции не является нарушением антимонопольного законодательства до тех пор, пока эти действия не сопряжены с угрозами прекращения поставки ресурса или применения каких-либо экономических санкций, вынуждая контрагента принять невыгодные ему условия.

В рассматриваемом случае усматриваются признаки преддоговорного спора.

При изложенных обстоятельствах в действиях АО «ЭК «Восток», ПАО «КГК», АО «Водный союз» не усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку в действиях АО «ЭК «Восток», ПАО «КГК», АО «Водный союз» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Руководитель                                                                                               

 

Связанные организации

АО «ЭК «Восток»
ИНН 7705424509, ОГРН 1037739123696
АО "Водный союз"
ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209
ПАО "КГК"
ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416