Определение №045/01/10-10/2020 Определение о назначении дела к рассмотрению от 6 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 045/01/10-10/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

06 мая 2020 года г. Курган

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – С. на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) от 17.04.2020 г. № 18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» (ИНН 7204002873, ОГРН 1028600508991, адрес (место нахождения): 628412, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, территория аэропорт) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга лиц, при осуществлении в 2019 году на территории Курганской области деятельности по авиаперевозкам по маршрутам г. Курган - г. Москва – г. Курган, в части экономически необоснованном установлении различных цен на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

14.08.2019 года в Курганское УФАС России поступило заявление гражданки Майоровой Я.В., направленное ФАС России 07.08.2019 года № АР/68292/19, из которого следует, что стоимость билетов на авиаперевозку из г. Курган в г. Москву и обратно в экономическом классе обслуживания является чрезмерно завышенной и экономически необоснованной.

27.08.2019 года в Курганское УФАС России поступило заявление гражданина Белослудцева В.А., в котором указано, что цена авиабилетов до г. Москвы из г. Кургана в летний период времени является завышенной в 6,2 раза, что экономически не обусловлено. Пассажиры не имеют возможности приобрести билеты иного авиаперевозчика по аналогичному маршруту, поскольку ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» является единственным перевозчиком, осуществляющим авиаперевозку по указанному маршруту, в связи с чем, пассажиры вынуждены покупать билет по завышенной цене.

30.12.2019 года в Курганское УФАС России поступило обращение Микова Д.Н. по вопросу высокой стоимости авиабилетов при осуществлении авиаперелетов по маршруту г. Москва – г. Курган, выполняемого авиакомпанией ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», направленное по подведомственности Федеральной антимонопольной службой по г. Москве.

В результате исследования материалов, полученных Курганским УФАС России в ходе рассмотрения заявлений Менщиковой Я.В. и Белослудцева В.А., в действиях ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» установлены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов экономического класса на одну и туже услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам г. Курган - г. Москва – г. Курган.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Вышеуказанные действия ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» могут иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами Общества, занимающего доминирующее положение, поскольку пассажиры получают одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсов с одинаковым набором услуг, в том числе по обслуживанию, размещены в соседних креслах и т.п.), оплачивая их фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет наименьшей экономически обоснованной стоимости.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности 16.12.2019 года ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» выдало предупреждение № 51 о необходимости:

  1. Прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: прекратить действия по установлению различных по стоимости тарифов при одинаковых условиях применения тарифов экономического класса на услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам г. Курган - г. Москва – г. Курган без надлежащего экономического, технологического и иного обоснования различия реальных затрат авиакомпании на перевозку одного пассажира.

Срок исполнения предупреждения: не позднее 25 февраля 2020 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в течение 3-х дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением доказательств, подтверждающих исполнение предупреждения № 51 от 16.12.2019 года (документы об утверждении Системы менеджмента и качества, тарифы и льготы на 2020 года).

02.03.2020 года от ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» (исх.№ 13с(1р)-8163/19-1 от 28.02.2020 года) в адрес Курганского УФАС России поступил ответ на предупреждение № 51 от 16.12.2019 года, в котором общество указывает, что технологический процесс реализации услуги перевозки пассажира имеет индивидуальные особенности, зависящие от необходимости регулярного прогнозирования каждой единицы услуг перевозки в определенный период времени.

Себестоимость каждой конкретной единицы реализуемой перевозки пассажира напрямую зависит от пассажирской загрузки воздушного судна, на количественный показатель которого влияет в том числе: потребительский спрос, сезонность, платежеспособность потребителей и др., в связи с этим, у общества объективно исключена возможность определить и установить фиксированный размер себестоимости услуги перевозки на дату формирования и утверждения тарифов на перевозку. По причине отсутствия регулярного авиационного сообщения между городами Курган и Москва на дату формирования тарифов общество не располагало необходимой информацией о возможном потребительском спросе на услугу пассажирской перевозки воздушным транспортом. ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» на дату 01.01.2019 год спрогнозировало максимально возможные плановые показатели пассажирской загрузки, с учетом которых и были установлены размеры тарифов на перевозку с широким перечнем применяемых категорий.

Количество предлагаемых для бронирования пассажирских мест на конкретную дату вылета рейса определяется автоматизированной системой прогнозирования продаж на базе данных за предыдущие периоды с учетом факторов влияния на конкретную дату поиска доступного предложения. Указанный механизм формирования тарифной политики позволяет осуществлять контроль баланса выручки и себестоимости рейса.

ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» пояснило, что в ходе исполнения предупреждения № 51 установлено отсутствие локального документа общества, который бы закреплял применяемый автоматизированной системой механизм применения коэффициента вероятности продажи услуги. Общество полагает, что в связи с отсутствием указанного документа Курганское УФАС России не имело возможности получить полную информацию о механизме формирования тарифной политики ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», что в свою очередь привело антимонопольный орган к ошибочному мнению о наличии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства. Указало, что в будущем в целях недопущения подобных ситуаций авиакомпания готова разработать и утвердить ненормативный акт общества, регламентирующий механизм применения коэффициента вероятности продаж услуги.

Сроки разработки и представления в Курганское УФАС России локального акта не указало. Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения № 51 от 16.12.2019 года не заявляло.

В подтверждение изложенного в ответе на предупреждение от 28.02.2020 года ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» приложило плановые расчеты нормального и специальных тарифов по 27 тарифам.

Ознакомившись с позицией ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» Курганское УФАС России полагает, что предупреждение № 51 от 16.12.2019 года является неисполненным ввиду того, что ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» не представлено антимонопольному органу экономического, технологического или иного обоснования установления в 2019 году различных в денежном выражении тарифов при одинаковых условиях их применения на одну и туже услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам г. Курган - г. Москва – г. Курган, в связи с чем, действующие тарифы не позволяют потребителю определить количественные и качественные показатели, характеристики услуг, входящий в состав определенного тарифа, установленного ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» в рамках действующих направлений авиаперевозки пассажиров.

Установив, что пассажиры получают одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсом с одинаковым набором услуг, в том числе по питанию, обслуживанию, размещены в соседних креслах и т.п.), оплачивая их при этом фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет по более приемлемой цене, без экономического, технологического или иного обоснования Курганское УФАС России полагает,

Ёчто такие действия ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» могут иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами общества, занимающего доминирующее положение.

Пассажиры не имеют возможности выбора между более дешевым тарифом и более дорогим тарифом, поскольку как установлено Курганским УФАС России и не отрицается обществом, существующая и применяемая обществом автоматизированная система управления загрузкой закрывает для реализации более низкие по стоимости классы бронирования и предлагает к реализации классы бронирования с более высоким уровнем пассажирских тарифов (более дорогие), и в конечном итоге приводит к тому, что потребители с небольшим уровнем дохода не могут купить авиабилеты по доступной цене и вынуждены отказываться от авиаперелета данным рейсом.

Представленные ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» плановые расчеты нормального и специальных тарифов по состоянию на 01.01.2019 год в количестве 27 шт. не объясняют и не подтверждают позицию ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» об экономической и технологичекой обоснованности установления соответствующих тарифов.

Довод общества о прогнозируемых максимально возможных плановых показателях пассажирской загрузки ввиду отсутствия регулярного авиационного сообщения между городами Курган и Москва и установление указных в приложении размеров тарифов на авиаперевозку пассажиров Курганским УФАС России не принимается ввиду того, что антимонопольный орган располагает информацией, что на дату 01.01.2019 года ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» имела достаточно точное понимание о пассажирской загрузке по рассматриваемому направлению для целей осуществления расчета размера тарифов.

Позиция ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» о невозможности установления фиксированных размеров каждого тарифа ввиду объективной невозможности авиакомпании определить и установить фиксированный размер себестоимости услуги перевозки (количество расходов, понесенных авиакомпанией, деленное на количество перевезенных за рейс пассажиров) на дату формирования и утверждения тарифов на перевозку не поддерживается антимонопольным органом, поскольку ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», имея максимальные возможные плановые показатели на дату 01.01.2019 года, уже определило плановый размер тарифов на перевозку пассажиров и иное толкование приложенных документов (плановый расчет тарифов 27 шт.) приводит к необоснованности действий авиакомпании по применению указанных в них показателей расходов (статьи затрат) ПАО «Авиакомпания ЮТэйр».

Вместе с тем, данные указные в плановых расчетах по каждому тарифу, разнятся между собой в рамках одних и тех же показателей расходов авиакомпании, а обоснование необходимости применения именно указанных по конкретному параметру цифр обществом не представлено, равно как и не представлено данных, позволяющих проанализировать антимонопольному органу алгоритм (систему) работы автоматизированной системы прогнозирования продаж авиабилетов (АСБ «Синера-Трэвэл») на конкретный авиарейс.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного Курганским УФАС России издан приказ от 17.04.2020 года № 19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 045/01/10-10/2020 к рассмотрению на 10 июня 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Курган, ул. М.Горького 40, кабинет 212.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

заявителей: Майорову Яну Владимировну, kuzmina.gtmost@mail.ru;

Белослудцева Владислава Андреевича, 620049, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 13, кв. 8;

Микова Дениса Николаевича, den-mikov@mail.ru

ответчика: ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», 628412, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, территория аэропорт.

  1. В рамках возбужденного дела в соответствии со статьей 25, с частью 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПАО «Авиакомпания ЮТЭйр» в срок до 30.05.2020 года представить на заседание Комиссии Курганского УФАС России следующие информацию и документы (все копии должны быть надлежащим образом заверены):
    1. письменные пояснения по существу дела;
    2. надлежащим образом заверенную копию Устава;
    3. надлежащим образом заверенную копию Свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

3.4. надлежащим образом заверенную копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

3.5 информацию в письменной форме о динамике изменения тарифов на внутренних регулярных рейсах по направлению г. Курган- г. Москва – г. Курган экономического класса за 2018-2020 года;

3.6 надлежащим образом заверенные копии приказов об установлении цены тарифов на каждую дату изменения тарифа;

3.7 письменные пояснения по вопросу: порядок установления стоимости тарифов ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на авиаперевозку пассажиров по маршруту г. Курган-г. Сургут– г. Курган, действующие в период с 01.01.2019 года по 31.12.2019;

    1. письменные пояснения о порядке и способе установления кодов бронирования для каждого тарифа экономического класс обслуживания в 2019 году;
    2. экономическое и/или технологическое обоснование выделения под каждый код бронирования (с учетом действующих тарифов) определенное количество мест, предлагаемых для бронирования перевозки, на каждый рейс;
    3. представить полное описание работы АСБ «Синера-Трэвэл» при выборе предлагаемого к продаже билета.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход его рассмотрения. В случае, если при рассмотрении дела оглашается информация, составляющая охраняемую законом тайну, председатель комиссии вправе принять решение о запрете ведения лицами, участвующими в деле, аудиозаписи, фиксирующей ход рассмотрения дела.

Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.

В связи со сложившейся ситуацией, вызванной профилактикой коронавируса, Курганское УФАС России уведомляет вас о возможности рассмотрении дела в дистанционном порядке с использованием видео-конференц-связи, skype.

Для рассмотрения жалоб в дистанционном порядке следует направить ходатайство за сутки до назначенного заседания для установления технической возможности.

Все подробности по тел. 8 (3522) 46-39-55

Председатель Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны