Решение б/н Решение по делу № 259 от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 
 

 

 

 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                  тел., факс 8 (3522) 46-39-85

 

РЕШЕНИЕ № 259

 

 г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена 24.12.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 29.12.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии - Гагарина И.В. - руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Киселева Т.С. – и.о. зам. руководителя Курганского УФАС России;

Фоминых М.М. – государственный инспектор Курганского УФАС России;

Климович К.В. – государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 259 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Кургангоргаз» (ИНН 4501004589, ОГРН 1024500524432, место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, 90А) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе от опломбировки приборов учета газа потребителям, установку которых осуществляло ООО «ГазТехСервис», а также нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис» на товарный рынок услуг установки приборов учета газа,

УСТАНОВИЛА:

26 августа 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) за входящим номером 5599 поступило заявление ООО «ГазТехСервис» (ИНН 0278190107, г. Уфа, ул. Пархоменко, 156 з. 3 офис 1105, 1106) в отношении ОАО «Кургангоргаз» (далее по тексту – Ответчик).

Из документов, представленных на рассмотрение в Курганское УФАС России, установлено, что ОАО «Кургангоргаз», как поставщик сжиженного газа для коммунально – бытовых нужд, отказывается опломбировать приборы учета газа потребителей г. Кургана, установку которых производило ООО «ГазТехСервис» (далее по тексту – Заявитель).

Действия ОАО «Кургангоргаз» по уклонению от опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис» были квалифицированы Курганским УФАС России как нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

В этой связи в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции 23 сентября  2014 года Курганским УФАС России ОАО «Кургангоргаз» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Обществу надлежало:

  1. Прекратить нарушение путем опломбирования приборов учета газа потребителей, установку которых произвело ООО «ГазТехСервис», в течение 20 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения.
  2. Сообщить о выполнении предупреждения в Курганское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение получено ОАО «Кургангоргаз» 26 сентября 2014 г.

Таким образом, в срок до 17 октября 2014 года Ответчику надлежало исполнить предупреждение.

15 октября 2014 года письмом исх. 3ГГ-ЮР-1858 ОАО «Кургангоргаз» обратилось в Курганское УФАС России с ходатайством продлить срок исполнения предупреждения в связи с рассмотрением Арбитражным судом Курганской области аналогичного, по мнению ответчика, дела № А34-5349/2014.

17 октября 2014 года  Курганское УФАС России письмом исх. № 04-08/5983-8 отказало в удовлетворении данного ходатайства в силу того, что причиной неисполнения предупреждения ОАО «Кургангоргаз» является не отсутствие возможности его исполнения в установленный срок, а не согласие с позицией Курганского УФАС России относительно выводов содержащихся в предупреждении.

Частью 8 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 5, 7, пунктом 1 части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Кургангоргаз» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3 октября 2014 года в Курганское УФАС России через Прокуратуру города Кургана поступило заявление Безгодкиной В.Л.

Заявление было оставлено без рассмотрения, о чем заявитель уведомлен письмом от 08.10.2014 г. исх. №04-08/5861-10.

22 октября 2014 года Безгодкиной В.Л. были устранены обстоятельства послужившие основанием для оставления вышеназванного заявления без рассмотрения.

По результатам рассмотрения заявления Безгодкиной В.Л. Курганским УФАС России установлено, что Безгодкина В.Л. является потребителем сжиженного газа, поставляемого ОАО «Кургангоргаз».

19 сентября 2014 года в квартире Безгодкиной В.Л. по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 32-29 ООО «ГазТехСервис» был установлен прибор учета газа, о чем составлен акт приема – сдачи монтажа и ввода счетчика газа в эксплуатацию от 19.09.2014 г. № 45000268, квитанция № 45000268  от 19.09.2014 г.

Безгодкина В.Л. обратилась в ОАО «Кургангоргаз» с целью опломбировки установленного прибора учета газа.

22.09.2014 года ОАО «Кургангоргаз» отказано в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу до момента его перемонтажа специалистами ОАО «Кургангоргаз». С данными требованиями ОАО «Кургангоргаз» Безгодкина В.Л. не согласна. Определением о назначении дела № 259 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.11.2014 г. она привлечена к участию в рассмотрении дела № 259 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя.

27 ноября 2014 года рассмотрение настоящего дела было приостановлено до принятия окончательного судебного акта по делу № А34-5349/2014.

19 января 2015 года в Курганское УФАС России поступило заявление Сеначиной О.П. на действия ОАО «Кургангоргаз» по отказу в опломбировании прибора учета, установленного ООО «ГазТехСервис». Из представленных документов установлено, что 19.12.2014 г. ООО «ГазТехСервис» произвело установку прибора учета газа в квартире Сеначиной О.П. по адресу: г. Курган, ул. 1 Мая, 8-33, о чем составлен акт приема – сдачи монтажа и ввода в эксплуатацию газа № 45000624 и квитанция серия <...> Сеначина О.П. обратилась в ОАО «Кургангоргаз» с целью опломбировки прибора учета газа. Письмом от 15.12.2014 г. исх. № 15230/ЕО ответило отказом в установке пломбы до момента его перемонтажа специалистами ОАО «Кургангоргаз».

Принятие решения по результатам рассмотрения заявления было отложено до принятия окончательного судебного акта по делу №А34-5349/2014.

14 мая 2015 года вступило в законную силу Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 года №18АП-1573/2015 по делу №А34-5349/2014.

28 мая 2015 года рассмотрение дела № 259 о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена Сеначина О.П.

10 июня 2015 года в Курганское УФАС России поступило заявление Курбатовой Татьяны Анатольевны. Из заявления следует, что ООО «ГазТехСервис» был установлен прибор учета газа по адресу: г. Курган, ул. Орлова, 7 кв. 9. ОАО «Кургангоргаз» отказывало в осуществлении опломбировки без дополнительной платы за перемонтаж прибора учета. Вместе с тем при анализе документов установлено, что потребителем сжиженного газа является Курбатов Александр Борисович. Курбатов А.Б. определением об отложении рассмотрения дела № 259 о нарушении антимонопольного законодательства от 18.06.2015 г. привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела Заявитель на доводах письменных пояснений по делу настаивал. Заявитель сообщил, что ООО «ГазТехСервис» является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является установка приборов учета газа. ООО «ГазТехСервис» имеет свидетельство саморегулируемой организации «БашстройТЭК» № 0633.02-2013-0278190107-С-184 от 12.04.2013 г. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В штате ООО «ГазТехСервис» имеются квалифицированные специалисты, прошедшие обучение по специальности «слесарь эксплуатации и ремонту газового оборудования». В адрес ООО «ГазТехСервис» постоянно поступают обращения абонентов на действия ОАО «Кургангоргаз» по отказу от опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис».

ООО «ГазТехСервис» является равноправным участником рыночной экономики в сфере установки, замены и эксплуатации приборов учета газа и имеет право выполнять работы по монтажу приборов учета газа населению. Законодательство не содержит ограничений для хозяйствующих субъектов при ведении самостоятельного вида деятельности, связанного с оказанием услуг по установке приборов учета газа. Работы по установке прибора учета газа не входят в состав работ техническому обслуживанию и ремонту внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования. Таким образом, требования Правил № 410 на данные правоотношения не распространяются. Состав участников рынка не ограничен исключительно специализированными организациями. Названные действия ОАО «Кургангоргаз» Заявитель оценивает как устранение ООО «ГазТехСервис» с рынка по установке приборов учета газа на территории Курганской области.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представители ОАО «Кургангоргаз» доводы письменных пояснений по делу поддержали.

По мнению ответчика, установку прибора учета газа вправе осуществлять организации, отвечающие специальным требованиям установленным действующим законодательством. Данные требования закреплены Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее по тексту – Правила № 410), и с учетом Решения Верховного суда РФ по делу АКПИ 13-826 от 10.12.2013 г., предполагают наличие у организации допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, а также наличие в составе такой организации аварийно – диспетчерской службы. Таким образом, установку прибора учета вправе производить только специализированная организация в рамках договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Действия иных лиц являются самовольным переустройством внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования и запрещены действующим законодательством.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктом 3.11 Приказа ФАС России от 25.05.2012 г. № 345 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр);

- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

ОАО «Кургангоргаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (Курганская область) с долей более 50% по виду деятельности реализация сжиженного газа  в географических границах г. Курган.

На основании вышеизложенного, Курганским УФАС России установлены признаки наличия доминирующего положения ОАО «Кургангоргаз» на рынке реализации сжиженного газа населению.

В соответствии с Аналитическим отчетом доля АО «Кургангоргаз» на рынке сжиженного углеводородного газа, поставляемого из резервуарных и баллонных групповых установок для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения в г. Кургане, Кетовском, Юргамышском районах в 2013 г., 2014 г., 1 полугодии 2015 г. составляет 100 %.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Кургангоргаз»» является доминирующим на товарном рынке реализации сжиженного газа населению в географических границах г. Кургана, Кетовского, Юргамышского районах Курганской области.

Согласно пункту 12 Правил поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г № 549 (далее по тексту - Правила № 549) обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 15 Правил № 549 в договоре, помимо прочего, указываются тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу;

Пунктом 16 Правил № 549 в договоре помимо сведений, указанных в пункте 15 настоящих Правил, должны быть отражены договоренности сторон по следующим существенным условиям:

а) порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);

б) случаи и порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа;

в) порядок определения размера платы за потребленный газ;

г) порядок, срок и форма оплаты потребленного газа;

д) периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (далее - проверка).

Пунктом 24 Правил № 549 предусмотрено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Разделом «Основные правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ» Правил № 549  закреплен порядок расчета за поставленный газ, в том числе по показаниям приборов учета газа.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что услуга по опломбированию приборов учета газа не образует отдельного товарного рынка и является составной частью рынка поставок газа, поскольку услуга опломбирования приборов учета газа не имеет самостоятельной потребительской ценности, потребитель не имеет заинтересованности в получении данной услуги при отсутствии поставок газа, опломбирование прибора учета необходимо исключительно для обеспечения исполнения обязательств сторон по договору поставки газа.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ОАО «Кургангоргаз» 06.08.2015 г. было переименовано в АО «Кургангоргаз» в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В материалы настоящего дела ООО «ГазТехСервис» представлен список абонентов, которым ООО «ГазТехСервис» осуществило монтаж приборов учета газа за весь период деятельности ООО «ГазТехСервис» на территории г. Кургана и Курганской области.

АО «Кургангоргаз» письмом от 02.09.2015 г. № ГК-ЮР-1368 представлены сведения о совершении действий по опломбировке приборов учета абонентам, установку которых осуществило ООО «ГазТехСервис».

Из анализа представленных сведений установлено, что большая часть абонентов являются потребителями природного газа.

Согласно подпункту «б» пункта 22 Правил № 549 обязанностью поставщика газа является установка пломбы на месте  присоединения прибора учета газа к газопроводу.

Таким образом, у АО «Кургангоргаз» отсутствовала обязанность опломбировки приборов учета газа абонентам  природного газа, поскольку данный хозяйствующий субъект не является поставщиком природного газа населению на территории г. Кургана и Курганской области.

Учитывая, что поставщиком природного газа на территории г. Кургана и Курганской области является ООО «Газпром межрегионгаз Курган», именно данное юридическое лицо в силу требований п.п. «б» п. 22 Правил № 549 несет обязанность по опломбировке прибора учета газа своим абонентам.

В этой связи рассмотрение дела в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (ИНН 4501090309, ОГРН 1024500513905,  место нахождения: 640000, г. Курган, ул. Гоголя, 78/1) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушения сроков опломбировки приборов учета газа потребителям, установку которых осуществило ООО «ГазТехСервис», а также нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис», на товарный рынок услуг установки приборов учета газа выделено в отдельное производство.

Таким образом, действия АО «Кургангоргаз» по отказу от установки пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу потребителям природного газа не образуют события нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России, оценив представленные АО «Кургангоргаз» сведения, установила, что Ответчиком произведена опломбировка приборов учета газа потребителей сжиженного газа, установку которых осуществило ООО «ГазТехСервис». При этом установлено существенное нарушение АО «Кургангоргаз» сроков опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис».

Кроме того, в материалах дела имеются ответы АО «Кургангоргаз» потребителям, в том числе и заявителям по настоящему делу, содержащие в себе отказ от установки пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу тем абонентам, установку прибора учета газа которым выполнило ООО «ГазТехСервис», по мотивам его установки не специализированной организацией. При этом АО «Кургангоргаз» в целях опломбировки прибора учета газа истребовало у потребителей документы, свидетельствующие о его установке специализированной организацией. При отсутствии данных документов АО «Кургангоргаз» предложило заключить договор со специализированной организацией и сделать заявку на перемонтаж счетчика газа.

Ответчик обосновывает свои действия по уклонению от опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис», отсутствием у данного хозяйствующего субъекта статуса специализированной организации, а именно: отсутствием у Заявителя аварийно – диспетчерской службы на территории г. Кургана Курганской области.

Вместе с тем комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Ответчика по следующим обстоятельствам.

Подпункт «в» пункта 20 Правил № 549 закрепляет право абонента требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

Пунктом 25 Правил № 549 предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Пунктом 27 Правил № 549 предусмотрено, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, потребитель газа имеет право на определение потребленного коммунального ресурса по показаниям прибора учета при его наличии только после установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединяется к газопроводу.

Кроме того из совокупного анализа названных норм права следует, что перечень оснований для отказа поставщика газа в опломбировке приборов учета газа является закрытым и не содержит указания на право поставщика газа проверять статус лица установившего прибор учета газа  потребителю, равно как и не предусматривает возможность отказа от опломбировки прибора учета потребителю в связи с установкой прибора учета газа не специализированной организацией.

Довод Ответчика о том, что установку приборов учета газа вправе выполнять только специализированные организации согласно требованиям Правил № 410, подлежит отклонению в силу нижеизложенного.

Согласно пункту 1 Правил № 410 настоящие Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Пункт 10 Правил № 410 закрепляет, что замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:

истечение нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, или сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;

признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

заявка заказчика.

Исходя из содержания пунктов 1, 4, 10 Правил № 410 действие Правил № 410 не распространяется на правоотношения по первичной установке  приборов учета газа. Таким образом, установленные Правилами № 410 требования к специализированной организации не распространяются на организации оказывающие услуги по установке приборов учета газа.

Из анализа предмета правового регулирования Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 г. № 239, следует, что названный Приказ также не регламентирует порядок оказания услуг по установке приборов учета газа, в этой связи ссылка Ответчика на данный нормативно – правовой акт, как обоснование своей позиции по делу, является не состоятельной.

В соответствии с частью 5.1. статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 216-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об энергосбережении) обязанность обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2015 года возложена на собственников объектов, указанных в части 5 настоящей статьи.

Данная обязанность может быть исполнена указанными лицами путем заключения возмездного договора оказания услуг с любой организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, поскольку согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Вместе с тем, для обеспечения исполнения обязанности по оснащению помещений в многоквартирных домах индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа лицами, указанными в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении на организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Деятельность указанных в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организаций осуществляется на основании возмездного договора, который является публичным договором в силу положений Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149.

Таким образом, действия по замене и эксплуатации приборов учета газа обязаны выполнять специализированные организации.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено исключительное право специализированной организации по осуществлению действий по установке приборов учета используемого газа в рамках исполнения требований Закона об энергосбережении.

Выводы о том, что предпринимательской деятельностью по монтажу приборов учета газа вправе заниматься не только специализированные организации, но и иные хозяйствующие субъекты согласуются с позицией Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, высказанной в ответе от 25.08.2014 г. № 16609-ОГ/04 на запрос Курганского УФАС России; а также с выводами суда по делу № А34-5349/2014.

Таким образом, наличие у организации допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и наличие в ее составе аварийно-диспетчерской службы не является обязательным требованием к организации оказывающей услуги по установке приборов учета газа.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие)  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

АО «Кургангоргаз», отказывая в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу тем абонентам, установку приборов учета газа которым выполнило ООО «ГазТехСервис»,  нарушает право абонентов на оплату потребленного коммунального ресурса по прибору учета газа, закрепленное подпунктом «в» пункта 20 и пунктом 24 Правил № 549.

Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия приходит к выводу, что действиями АО «Кургангоргаз» создаются необоснованные препятствия ООО «ГазТехСервис» к осуществлению деятельности по первичной установке приборов учета  газа потребителям сжиженного газа для коммунальных нужд на территории г. Кургана.

Ответчик занимает доминирующее положение на рынке поставок сжиженного газа для коммунально – бытовых нужд граждан, а значит, имеет возможность оказывать решающее влияние на условия предоставления  данной коммунальной услуги.  В том числе и на порядок учета потребленного ресурса и расчетов за потребленный ресурс. При таких обстоятельствах потребители фактически лишены возможности оплаты за потребленный коммунальный ресурс по прибору учета газа, не принятому в качестве расчетного поставщиком, так как в противном случае действия потребителя могут быть квалифицированы поставщиком газа как ненадлежащее исполнение обязательств по оплате за поставленный газ. При этом следует учитывать угрозу наступления негативных для потребителя последствий в виде ограничения поставки коммунального ресурса.

Учитывая социальную значимость в получении коммунального ресурса (ресурс необходим для нормального обеспечения жизнедеятельности), потребитель вынужден принимать условия поставщика, и производить оплату за поставленный газ по нормативу потребления.

Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о смежности и взаимозависимости рынков поставок газа для населения и рынка услуг по установке приборов учета газа населению.

Таким образом, поставщик газа, уклоняясь от опломбировки газа, установленного конкретным юридическим лицом, фактически создает препятствие такому лицу к осуществлению деятельности на смежном товарном рынке, поскольку последний при отказе поставщика от опломбировки приборов учета газа абонентам, установку которого производило Заявитель, несет риски негативных последствий в виде отказа заказчиков от оказанных услуг и расторжения договоров оказанных услуг по установке приборов учета газа. При наличии фактов не допуска приборов учета газа, установленных Заявителем, в эксплуатацию, в отношении данного лица создается негативная репутация и как следствие препятствия к осуществлению хозяйственной деятельности на товарном рынке установки приборов учета газа населению.

Кроме того, комиссия учитывает тот факт, что АО «Кургангоргаз» является специализированной организацией оказывающей комплекс услуг, в том числе и услуги по установке приборов учета газа населению. Таким образом, Ответчик является непосредственным конкурентом ООО «ГазТехСервис» на рынке установки приборов учета газа населению. Рассматриваемые действия АО «Кургангоргаз» направлены на создание препятствий субъекту – конкуренту к доступу на товарный рынок установки приборов учета газа населению.

В ходе рассмотрения дела ООО «ГазТехСервис» пояснило, что по сведениям ООО «ГазТехСервис» АО «Кургангоргаз» в настоящий момент осуществляет опломбировку приборов учета газа  клиентам ООО «ГазТехСервис». Обращения по данному поводу в ООО «ГазТехСервис» прекратились.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При оценке сложившейся ситуации Курганское УФАС России находит, что допущенные АО «Кургангоргаз» нарушения пункта 5 и пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по состоянию на день принятии решения добровольно устранены Ответчиком, в связи с тем, что приборы учета газа  абонентов, в том числе и заявителей по настоящему делу, АО «Кургангоргаз» опломбированы, АО «Кургангоргаз» не допускает отказов в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу клиентам ООО «ГазТехСервис».

Руководствуясь, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать положение АО «Кургангоргаз» доминирующим на рынке реализации сжиженного газа населению на территории г. Кургана, Кетовского, Юргамышского районах Курганской области в 2013 г., 2014 г., 1 полугодии 2015 г.

2. Признать в действиях АО «Кургангоргаз» (ИНН 4501004589, ОГРН 1024500524432, место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, 90А)  нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис» на товарный рынок услуг по установке приборов учета газа в г. Кургане Курганской области.

3. Признать в действиях АО «Кургангоргаз» (ИНН 4501004589, ОГРН 1024500524432, место нахождения: 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, 90А) нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе от опломбировки приборов учета газа потребителям, установку которых осуществляло ООО «ГазТехСервис».

4. Рассмотрение дела № 259 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением нарушений АО «Кургангоргаз».

 

Председатель комиссии

________________ И.В Гагарина

Члены комиссии:

________________ Т.С. Киселева

 

________________ М.М. Фоминых

 

________________ К.В. Климович

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны