Решение б/н Решение по делу № 261 от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

640000, г. Курган,  ул. М. Горького, 40                                                                                                                            тел. 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 261

о нарушении антимонопольного законодательства 

                                                                                                                                г. Курган

Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 19.08.2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

Белова А.В.                                        - заместитель руководителя-начальник отдела.

         Члены Комиссии:  

 Проскурнина Н.С.                        - государственный инспектор;

 Климович К.В.                                  - государственный инспектор,

рассмотрев дело № 261 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «РЖД» (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

21 июля 2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление гр. Бобровой Н.В. (далее - заявитель), проживающей по адресу: г. Курган, ул. М. Южная, д. 12, кв. 1, содержащее жалобу на действия «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД».

Заявитель сообщила, что она является собственником жилого помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета электрической энергии. Остальные жилые помещения в доме № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане индивидуальными приборами учета не оснащены. В ноябре 2013 года в доме, котором проживает заявитель, «Трансэнерго» установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Таким образом, заявитель полагает, что начисление платы за коммунальную услугу электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды), в виду отсутствия индивидуальных приборов учета у других пользователей дома, ущемляет её права и законные интересы.

На основании приказа Курганского УФАС России от 21.10.2014 г. № 363 о возбуждении дела и создании Комиссии возбуждено дело № 261 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «Трансэнерго» - филиал ОАО «РЖД» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от установления индивидуального прибора учета в квартирах 2, 3, 4, 5, 6 дома № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане.

Определением об исправлении опечатки от 26.11.2015 г. Комиссия в качестве ответчика по делу № 261 определила ОАО «РЖД»; приказом № 407 от 27.11.2015 г. внесены изменения в приказ № 363 от 21.10.2015 г., которым утверждено «возбудить дело № 261 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

В рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссией установлено, что в жилом помещении № 1 дома № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии, что подтверждается актом ОАО «Энергосбыт» от 20.07.2007 г. Коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане введен в эксплуатацию 22.11.2013 г. сетевой организацией ОАО «РЖД». Индивидуальные приборы учета электрической энергии в жилых помещениях №№ 2-4 в доме № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане введены в эксплуатацию 30.06.2014 г., в жилом помещении № 5 – 06.08.2014 г., в жилом помещении № 6 – 19.03.2014 г.

В Курганское УФАС России «Энергосбыт» - филиал ОАО «ЭК «Восток» представил сведения о показаниях приборов учета электрической энергии, согласно которым, до введения их в эксплуатацию расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения производился по нормативу потребления, что подтверждает отсутствие установленных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях №№ 2-4 дома № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане до введения их в эксплуатацию.

Комиссия в целях контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов определением об отложении рассмотрения дела № 261 от 23.04.2015 г. изменила квалификацию действий ОАО «РЖД», рассматривая настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неосуществлении ОАО «РЖД» действий по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности, объектов электросетевого хозяйства), расположенных на территории Курганской области, г. Кургана, и, непосредственно или опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», в соответствии с пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442.

Для рассмотрения дела № 261 по существу, Комиссией у ОАО «РЖД», ОАО «ЭК «Восток» истребовалась информация, которая могла бы позволить установить перечень энергопринимающих устройств, не оснащенных приборами учета электрической энергии на территории Курганской области, г. Кургана в срок, установленный действующим законодательством.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

1. Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» определено, что территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 4.1.9. Положения).

2. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) принят с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статьей 13 Закона об энергоснабжении определено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования статьи 13 Закона об энергоснабжении в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, в том числе, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных в том числе частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

К организациям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении относятся организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 утверждены Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (далее – Правила № 442).

В соответствии с п. 150 Правил № 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.

Таким образом, если потребитель не исполнил в установленный срок обязанностей, предусмотренных Законом об энергосбережении, сетевая организация обязана установить прибор учета.

3. Согласно Устава ОАО «РЖД» Общество осуществляет, в том числе, такой вид деятельности как: поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции устанавливает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит услуги по передаче электрической энергии к естественно монопольным  видам  деятельности.

Согласно пункта 1.4.  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 24.04.2010 № 220 (далее по тексту - Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно п. 4.7. Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области  № 48-73  от  30 ноября 2011 г., № 50-134 от 18.12.2014 г. Южно-Уральской железной дороге - филиалу ОАО «РЖД»  установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ОАО «РЖД»  является сетевой организацией и субъектом естественной монополии.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на товарном рынке  услуг по передаче электрической энергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих ОАО «РЖД», находящихся в Курганской области, г. Кургане.

4. Правовая оценка действий ОАО «РЖД» до августа 2012 года не производится Комиссией по причине того, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, оценки действий ответчика равен трем годам со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией установлено, что сетевой организацией ОАО «РЖД» энергопринимающие устройства в жилых помещениях №№ 2-6 дома № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане не оснащены приборами учета электрической энергии в срок, установленный статьей 13 Закона об энергосбережении; общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии в доме № 12 по ул. М. Южная в г. Кургане также не установлен в срок, предусмотренный действующим законодательством.

В рамках возложенных на антимонопольный орган полномочий, Комиссией у ОАО «РЖД», ОАО «ЭК «Восток» истребовалась информация, которая могла бы позволить установить перечень энергопринимающих устройств, не оснащенных приборами учета электрической энергии на территории Курганской области, г. Кургана в срок, установленный действующим законодательством.

В Курганское УФАС России от ОАО «РЖД» истребуемая информация не поступила. ОАО «ЭК «Восток» представило информацию 30.07.2015 г., что  привело к значительному затягиванию процесса рассмотрения дела № 261.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Определение о назначении дела № 261 к рассмотрению вынесено 05.11.2014 г. следовательно, предельный срок рассмотрения дела № 261 – 05.08.2015 г. Таким образом, в связи с наступлением предельного срока рассмотрения дела № 261 Комиссия прекратила его рассмотрение.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Ходатайство ОАО «РЖД» от 07.08.2015 г. № 288 о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях) ОАО «РЖД» нарушения антимонопольного законодательства отклонить.

2. Признать доминирующее положение ОАО «Российские железные дороги» на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных сетей на территории города Кургана и Курганской области.

3. Прекратить рассмотрение дела № 261 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1. Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

____________________ А.В. Белова

Члены Комиссии:

____________________ Н.С. Проскурнина

 

____________________ К.В. Климович

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны