Решение по жалобе №МП/1814/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России), рассмотрев заявление «...», направленное Департаментом экономического развития Курганской области (вх.№ 1565-ЭП/24 от 15.04.2024), по вопросу повышения цен на питьевую воду в городе Кургане, сообщает следующее.

«...» указывает, что в связи с наводнением в городе Кургане цена на питьевую воду возросла в несколько раз. ООО «Компания «Уральский родник» продавала 19 литровую бутыль за 160 рублей, а с введением режима «чрезвычайной ситуации» 10.04.2024 стоимость стала 284 рубля.

В полномочия антимонопольного органа входят государственный контроль и надзор за соблюдением цен на социально значимые продовольственные товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости».

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях.

По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения заявления Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришло к следующим выводам.

ООО «Компания «Уральский родник» в письменных пояснениях пояснило, что цена продажи воды питьевой, бутилированной в городе Кургане в фирменных магазинах с 01.02.2024 года составляет:12л.-212 руб., 19л.-217 руб., 3л-43 руб., 5 л.- 61 руб.

Цена продажи воды питьевой бутилированной в городе Кургане на доставке с 01.02.2024 составляет: 19л. ( на следующий день)-367 руб за 1 бутыль, более 2-х- 299 руб; 19 л. (через 2 часа): 400 руб. за 1 бутыль, более 2-х- 347 руб. Стоимость воды повышена в связи с увеличением расходов на материалы, тару и упаковку, ГСМ, обслуживание автомобилей и др.

ООО «Компания «Уральский родник» осуществляет свою деятельность самостоятельно, стоимость услуг по доставке воды, размер скидок и бонусов определяется самостоятельно из динамики затрат. У компании множество цен на воду в зависимости от тарифа, акций, бонусов и скидок. Тарифы зависят от времени доставки, объемов заказа, категории потребителей.

С 01.02.2024 цена продажи воды питьевой, бутилированной не повышалась и по состоянию на 08.04.2024 и с введением на территории Курганской области режима чрезвычайной ситуации, не менялась.

Также ООО «Компания «Уральский родник»- поставщик природной воды, в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной природными явлениями в Курганской области, бесплатно поставило в город Курган 2500 бутылей питьевой воды.

Информируем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Вместе с тем рынки производства, оптовой и розничной торговли продовольственных товаров, в том числе и питьевой бутилированной воды являются конкурентными с большим количеством участников.

В связи с этим реализация продовольственных товаров осуществляется по ценам, которые определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение шестидесяти календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит десять и более процентов с исключением сезонного фактора, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более девяносто календарных дней.

Иных случаев государственного регулирования цен в отношении социально значимых продовольственных товаров законодательством не предусмотрено. Цены на товары формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

При этом, вода питьевая бутилированная не входит в вышеуказанный перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

На основании изложенного Курганское УФАС России в ходе рассмотрения заявления не усматривается нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту повышения цен на питьевую бутилированную воду с 10.04.2024 на территории Курганской области.

Поскольку в действиях ООО «Компания «Уральский родник» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны