Решение б/н Решение по делу № 27 от 31 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

640000, г. Курган,  ул. М. Горького, 40                                                                                                                                 тел. 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27

о нарушении антимонопольного законодательства 

                                                                                                                                г. Курган

Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2015 года

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

       Председатель Комиссии - Гагарина И.В. - руководитель управления.

        Члены Комиссии:

Белова А.В.                                        - заместитель руководителя-начальник отдела;

Климович К.В.                                      - государственный инспектор,

рассмотрев дело № 27 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения СНТ «Коммунальник» (место нахождения: 640008, г. Курган, пр. Конституции, 50-128, ИНН 4501033043), СТ «Медик» (место нахождения: 640006, г. Курган, ул. Новая, 10-81, ИНН 4501102995) пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выразившегося в необоснованном  прекращении или ограничении подачи электрической энергии гражданам,

       УСТАНОВИЛА:

          Основанием для возбуждения и рассмотрения дела № 27 о нарушении антимонопольного законодательства послужили заявления Некрасовой А.И., Мачихиной М.С., содержащие жалобу на действия СТ «Медик», СНТ «Коммунальник», выраженные в отключении электрической энергии гражданам, проживающим на территории некоммерческих объединений.

        28.01.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступили заявления и материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

        Курганским УФАС России в ходе рассмотрения материалов, установлено, что заявители – Некрасова А.И., Мачихина М.С. являются членами СТ «ДЭУ» и СТ «Медик», соответственно. Кроме того, имеют в собственности жилые дома, находящиеся на земельных участках (№№ 20, 143), расположенных на территории указанных садоводств.

        У СТ «ДЭУ» и СТ «Медик отсутствуют договорные отношения с энергоснабжающей организацией.

        У СТ «Медик» имеется договор от 15.05.2010 г. с СНТ «Коммунальник», согласно которого, СНТ «Коммунальник» обеспечивает, а СТ «Медик» использует электроэнергию на нужды СНТ. Пунктом 2 указанного договора предусмотрено, что СТ «Медик» обязуется производить оплату за потребляемую электроэнергию, обслуживание и ремонт электрических подстанций и электрических линий, холостой ход трансформатора. Оплату производить путем предоплаты до 10 числа отчетного месяца (пункт 3 договора). Окончательный расчет производится по истечении месяца по показаниям электросчетчика и предъявления счета (пункт 4 договора).

        У СНТ «Коммунальник» заключен договор энергоснабжения № 1359 от 27.10.2009 г. с ОАО «ЭК «Восток».

        Некрасова А.И., Мачихина М.С. в своих заявлениях сообщили, что 01.12.2014 г. произведено отключение электрической энергии, при том, что задолженности по оплате электрической энергии они не имели.

        Председатель СТ «Медик» Рамазанов А.А. в письменных пояснениях сообщил, что на территории садоводства в зимний период проживают на 14 земельных участках. По состоянию на 24.11.2014 г. в связи с неоплатой услуг за электроэнергию членами садоводства, у СТ «Медик» образовалась задолженность в размере 16156, 80 руб. перед СНТ «Коммунальник», которому, в силу договора между садоводствами, оно обязалось оплачивать данные услуги. Вместе с этим, Рамазанов А.А. представил порядок определения размера оплаты за потребленную электроэнергию для членов СНТ «Медик» и СНТ «ДЭУ» за ноябрь 2014 года включая потери, а также сам расчет, подтверждающий наличие задолженности.

        Председатель СНТ «Коммунальник» Прокопьев А.П. поддержал доводы Рамазанова А.А. и указал, что в связи с неисполнением обязательств по договору, отключил электроэнергию для нужд СТ «Медик».

        Протоколом собрания садоводов, проживающих круглогодично на территории СТ «Медик» от 17.08.2014 г. установлено, что СТ «Медик» вправе произвести отключение от электрической энергии лиц, не оплачивающих электрическую энергию в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

        Из анализа документов, представленных в антимонопольный орган, следует, что к полномочиям правления СТ «Медик» и СНТ «Коммунальник» не относится осуществление мер по прекращению пользования общими средствами электроснабжения.

        Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 81 от 20.04.2015 г. возбуждено дела № 27 по признакам нарушения пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в отношении СНТ «Коммунальник», СТ «Медик».

        Определением об отложении рассмотрения дела № 27 от 28.05.2015 г. в качестве заявителя привлечена Щерабкова Л.Н.

        На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 27 Некрасова А.И., Мачихина М.С., Щерабкова Л.Н. поддержали позицию, изложенную в заявлениях. Представители ответчиков - Рамазанов А.А., Прокопьев А.П. возражали против доводов жалобы и ссылались на правомерность действий, связанных с отключением электроэнергии.  

        Заслушав пояснения ответчиков, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении СНТ «Коммунальник» пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнегетике», исходя из следующего.

            СНТ «Коммунальник, СТ «Медик» являются некоммерческими организациями, учрежденными гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

            На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            Согласно пункту 2 данной статьи договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

            Между СНТ «Коммунальник» и ОАО «ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения № 1359 от 27.09.2009 г. Указанный договор заключен на энергоснабжение земельных участков, расположенных на территории СНТ «Коммунальник». В приложении № 1 к договору определен перечень точек поставки электрической энергии – на изоляторах опоры № 1 ВЛ-6 кВ 112-221 отпайка на КРУН (объект - КТП-126, сады). Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно акту разграничения установлена на изоляторах отпаечной опоры № 1 ВЛ-6 кВ 112-221 отпайка на КРУН.

            У СТ «ДЭУ» и СТ «Медик» отсутствуют договорные отношения с энергоснабжающей организацией. В связи с этим, между СТ «Медик» и СНТ «Коммунальник» заключен договор от 15.05.2010 г., согласно которого, СНТ «Коммунальник» обеспечивает, а СТ «Медик» использует электроэнергию на нужды СНТ.

            Комиссией установлено, что на границе сетей, принадлежащих садоводствам, установлен прибор учета электрической энергии, на основании которого, СТ «Медик» по окончании отчетного периода оплачивает услуги за потребленную электроэнергию СНТ «Коммунальник».

            Согласно нормам действующего законодательства, потребитель электрической энергии оплачивает не только объем потребленной электрической энергии, но и фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства.

            Рамазановым А.А. представлен порядок определения размера оплаты за потребленную электроэнергию для членов СНТ «Медик» и СНТ «ДЭУ» за ноябрь 2014 года включая фактические потери, а также сам расчет, подтверждающий наличие образовавшейся задолженности за один расчетный период.

            Положениями ст. ст. 21, 22, 23 Федерального закона от 15.04 1998 г. № ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определены объемы полномочий общего собрания, правления и председателя правления садоводческого товарищества, из которых не следует, что в компетенцию органов управления садоводства входят вопросы подключения к электроэнергии и прекращения подачи электроэнергии.

            Действующее законодательство Российской Федерации в сфере электроэнергетике определяет такие понятия как – «гарантирующий поставщик электрической энергии», «энергосбытовые организации», «сетевые организации».

    Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию; энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией; сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

                     Согласно части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

            В соответствии с пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), ограничение режима потребления электрической энергии вводиться при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

- неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

- возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

- выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

- невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

- подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.    

             Согласно пункту 4 Правил № 442 инициаторами ограничения режима потребления электрической энергии в зависимости от наступления обстоятельств определенных в пункте 2 Правил № 442, могут выступать гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация.

            Пунктом 6 Правил № 442 предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

            Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными как для субисполнителя, так и для исполнителя, и несет установленную гражданским законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение указанных требований с возмещением всех понесенных исполнителем и иными лицами расходов, убытков, причиненного вреда в полном объеме.

            Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.

            Таким образом, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно только гарантирующим поставщиком или сетевой организацией. Осуществление действий по введению ограничения потребления электрической энергии собственником объектов электросетевого хозяйства, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии возможно только на основании письменного уведомления исполнителя (инициатора) в соответствии с Правилами № 442.

            ОАО «ЭК «Восток», АО «Курганэнерго» в письменных пояснениях по делу сообщили, что не выступали инициаторами введения ограничения режима потребления электрической энергии ни в отношении СТ «Медик», ни в отношении СНТ «Коммунальник».

            Председатель СНТ «Коммунальник» сообщил, что не уведомлял ОАО «ЭК «Восток», АО «Курганэнерго» об осуществлении действий по введению ограничения потребления электрической энергии как собственником объектов электросетевого хозяйства, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии.

           Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г.  № 861 (далее – Правила № 861), установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

            Согласно пункту 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

            Комиссией установлено, что наличие задолженности по оплате электрической энергии за один расчетный период не является обстоятельством введения ограничения режима потребления электрической энергии без соблюдения требований, предусмотренных Правилами № 442.

            В связи с тем, что действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии были осуществлены непосредственно СНТ «Коммунальник», Комиссия полагает, что в действиях СТ «Медик» отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике.

            Таким образом, указанные выше действия СНТ «Коммунальник»  противоречат нормам ГК РФ, Правилам № 861, Правилами № 442  и Закона об электроэнергетике, поскольку СНТ не является поставщиком электроэнергии, сетевой организацией и отключение электроэнергии произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований, без согласия заявителя. Доказательств того, что отключение электроэнергии было обусловлено необходимостью принятия поставщиком энергии неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии не представлено.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать в действиях СНТ «Коммунальник» (место нахождения: 640008, г. Курган, пр. Конституции, 50-128, ИНН 4501033043) нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выразившееся в необоснованном прекращении или ограничении подачи электрической энергии гражданам.

2.      Прекратить рассмотрение дела № 27 по признакам нарушения пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», выразившееся в необоснованном прекращении или ограничении подачи электрической энергии гражданам, в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях СТ «Медик».

3.      Выдать СНТ «Коммунальник» предписание о прекращении нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетики».

 

 

Председатель Комиссии

______________________ И.В. Гагарина

Члены Комиссии:

______________________ А.В. Белова

 

______________________ К.В. Климович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                         Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

                          Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

                         Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны