Решение б/н Решение и предписание по делу №30 в отношении ООО "Коммуналь... от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №30

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 15.12.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии – Гагарина И.В. – руководитель Курганского УФАС России;

члены комиссии:

Киселева Т.С. – и.о. заместителя руководителя Курганского УФАС России;

Фоминых М.М. – государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №30 по признакам нарушения ООО «Коммунальные сети» (ИНН 4508006553, 641920 Курганская область, р.п. Каргаполье, ул. Р. Люксембург, 35) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованной цены услуги по вывозу твердых бытовых отходов

Установила:

Основанием для возбуждения дела №30 о нарушении антимонопольного законодательства в силу пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) явилось  заявление Костроминой В.И. о высокой стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, установленной ООО «Коммунальные сети».

На заседаниях комиссии по рассмотрению дела №30 присутствовала Костромина В.И. (паспорт).

Интересы ответчика представляли  Лабарешных В.И. (паспорт <...> выписка из ЕГРЮЛ), Кузнецова М.В. (паспорт <...> доверенность), Соловьева И.А. (паспорт <...> доверенность).

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.06.2015 г. к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями, привлечены Администрация Каргапольского поссовета, ООО «УК «Жилсервис».

21.01.2015 г. в Курганское УФАС России поступило заявление Костроминой В.И. (далее – заявитель), проживающей в доме №5 по ул. Мира в р.п. Каргаполье. Заявитель указывает, что решением Администрации р.п. Каргаполье в 2010 г. установлена норма накопления твердых бытовых отходов в размере 0,277 м3 в месяц с человека (3,324 м3 в год с человека). Решением Каргапольской поселковой Думы от 29.10.2014 г. №15 данная норма отменена. Несмотря на это, при расчете стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов ООО «Коммунальные сети» используют норму накопления в размере 3,324 м3. Исходя из этого, стоимость услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в 2014 г. составила 4,69 рублей  с одного квадратного метра жилья, в 2015 г. – 5,39 рублей с одного квадратного метра жилья.

Согласно письменным пояснениям ООО «Коммунальные сети» (далее – ответчик) плата за услугу по вывозу твердых бытовых отходов начисляется исходя из занимаемой площади и установленной платы за вывоз твердых бытовых отходов, рассчитанной на 1 м2 общей площади. Ответчиком также представлена смета расходов по вывозу твердых бытовых отходов и расчет стоимости услуги по вывозу твердых бытовых отходов на 2014 г., 2015 г.

Согласно смете, сумма затрат на оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов на 2014 г. составляет 3254300 рублей.

Рентабельность определена ответчиком в размере 5%, объем вывоза твердых бытовых отходов запланирован в размере 8900 м3, в том числе от населения – 5580 м3, общая площадь домов, обслуживаемых ООО «Коммунальные сети», составляет 38065 м2. Исходя из этих данных ответчиком рассчитана стоимость услуги по вывозу твердых бытовых отходов на 2014 г. с одного квадратного метра жилья в месяц в размере:

(3254300+162715)/8900*5580/38065/12=4,69 руб.

В обосновании своих расчетов ответчиком представлены документы, подтверждающие приобретение материалов, налоговая декларация по расчету транспортного налога, штатное расписание, кассовые чеки, счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов 20, 25, 26,70, акты выполненных работ, сведения о размере общего фонда оплаты труда.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области проведен анализ рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220, в результате которого установлено, что ООО «Коммунальные сети» занимает  долю 100% на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в границах р.п. Каргаполье в 2014 г.

ООО «Коммунальные сети» не представило доказательств того, что несмотря на занимаемую долю на рынке, положение ответчика не является доминирующим. Комиссией также не выявлено обстоятельств, опровергающих выводы о доминирующем положении ООО «Коммунальные сети».

Таким образом,  в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Коммунальные сети» на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в границах р.п. Каргаполье в 2014 г. признается доминирующим.

Постановлением Правительства от 07.03.1995 г. №239 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов» утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанные перечни услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не включена. Таким образом, цена услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов государством не регулируется.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 №155  "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"  цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

При анализе документов, представленных ООО «Коммунальные сети» в подтверждении расходов на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в 2014 г., Комиссия установила, что в себестоимость указанной услуги  включается стоимость работ по оборудованию площадки под мусорные контейнеры  в размере 103994 рубля (акт о приемке выполненных работ за июнь 2014 г.), а также стоимость ремонта мусорных контейнеров в размере 115320 рублей (акт о приемке выполненных работ за май-ноябрь 2014 г).

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома №5 по ул. Мира в р.п. Каргаполье выбран непосредственный способ управления домом, что подтверждается протоколом общего собрания от 05.12.2013 г.

Постановлением Правительства от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 26 в указанный перечень включены работы по обеспечению вывоза отходов:

незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров;

организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

Таким образом, вывоз твердых бытовых отходов, обустройство площадки под мусорные контейнеры, ремонт и замена мусорных контейнеров относится к содержанию общего имущества.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства от 13.08.2006 г. №491 (далее – Правила содержания общего имущества), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом надлежащее содержание общего имущества  обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, - в соответствии со статье 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования вышеназванных норм, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники обязаны заключить договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с организацией, оказывающей данные услуги, а также договор оказания услуг  по обустройству площадки под мусорные контейнеры, ремонту и замене мусорных контейнеров.

До 1 января 2014 г. услуги по содержанию и текущему ремонту жильцам дома №5 по ул. Мира в р.п. Каргаполье оказывало ООО «Коммунальные сети». С 1 января 2014 г. жильцы данного дома отказались от услуг по содержанию и ремонту, оказываемых ООО «Коммунальные сети», о чем свидетельствует заявление от жильцов в ООО «Коммунальные сети» от 05.12.2013 г. В этом же заявлении жильцы выразили готовность продолжать оплачивать услуги ООО «Коммунальные сети» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. В материалы дела представлены квитанции, свидетельствующие об оплате услуг ООО «Коммунальные сети» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Таким образом, между жильцами дома №5 по ул. Мира в р.п. Каргаполье и ООО «Коммунальные сети» заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на основании совершения конклюдентных действий.

При этом договор на обустройство площадок под мусорные контейнеры, ремонт мусорных контейнеров, их замену не заключен. Жильцы также не выражали своего намерения заключать такой договор с ООО «Коммунальные сети».

Исходя из вышеизложенного, включение ООО «Коммунальные сети» в состав платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов также плату за обустройство площадок под мусорные контейнеры, ремонт и замену мусорных контейнеров неправомерно.

Таким образом, ООО «Коммунальные сети» необоснованно включило в расчет платы за услугу по сбору и вывозу отходов в 2014 г. стоимость работ по оборудованию площадок под мусорные контейнеры и ремонт мусорных контейнеров в размере 219314 рублей.

Согласно представленным документам общая себестоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в 2014 году составила 2853307,73 рубля.

Необходимая прибыль определена ответчиком в размере 162715,00 рублей (5% от суммы 3254300,00 рублей).

Таким образом, экономически обоснованная цена услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (без стоимости работ по оборудованию площадок под мусорные контейнеры и ремонту мусорных контейнеров) определяется следующим образом:

(2853307,73-219314,00 + 162715,00)/8900*5580/38065/12=3,84 рубля за 1м2.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Установление ответчиком стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 4,69 рублей за  за 1м2  вместо 3,84 рубля за 1м2 ущемляет интересы потребителей. При этом в расходы, на основании которых сформировалась данная цена, включена стоимость работ, необоснованно навязанных ответчиком потребителям.

Исходя из вышеизложенного, действия ООО «Коммунальные сети» по установлению стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере  4,69 рубля за 1 м2 в 2014 г. свидетельствует о нарушении ответчиком части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать положение ООО «Коммунальные сети» доминирующим на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов в географических границах р.п. Каргаполье в 2014 г.

2. Признать в действиях ООО «Коммунальные сети» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении экономически необоснованной цены услуги по вывозу твердых бытовых отходов в 2014 году.

3. Выдать ООО «Коммунальные сети» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии: И.В. Гагарина

Члены Комиссии:Т.С. Киселева

М.М. Фоминых

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Предписание

по делу № 30

                                     

15.12.2015 г.                                                                                                            г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела №30 в составе:

председатель комиссии – Гагарина И.В. – руководитель Курганского УФАС России;

члены комиссии:

Киселева Т.С. – и.о. заместителя руководителя Курганского УФАС России;

Фоминых М.М. – государственный инспектор Курганского УФАС России, рассмотрев дело №30 по признакам нарушения ООО «Коммунальные сети» (ИНН 4508006553, юридический адрес: 641920 Курганская область, р.п. Каргаполье, ул. Р. Люксембург, 35) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованной цены услуги по вывозу твердых бытовых отходов, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15.12.2015 г. по делу № 30 о нарушении ООО «Коммунальные сети»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Коммунальные сети» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не допускать включения необоснованных расходов в стоимость услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

2. Представить в Курганское УФАС России в срок до 30.12.2015 г. калькуляцию затрат и расчет стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на 2016 г. 

Председатель Комиссии:  И.В. Гагарина

Члены Комиссии:Т.С. Киселева

М.М. Фоминых

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской  Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны