Решение б/н Решение по делу № 300 от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 300 о нарушении антимонопольного законодательства г. Курган Резолютивная часть решения оглашена «30» апреля 2015 г. В полном объеме решение изготовлено «06» мая 2015 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии — Гагарина И.В. — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены комиссии: Попова Е.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти; Боровко Е.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти, рассмотрела дело № 300 по признакам нарушения Администрацией города Кургана (640000, г. Курган, пл. им. Ленина, ИНН 4501005007) части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непроведении обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации после ввода 10.10.2013 г. объекта в эксплуатацию - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, город Курган, 6-А микрорайон, дом № 13, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в городе Кургане, УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление от <___> (№ 6655 от 13.10.2014 г.) о проверке наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (далее - ООО «УК «Уют») при проведении собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, инициатором которого было ООО «УК «Уют» и в соответствии с которым для управления домом была выбрана управляющая компания – ООО «УК «Уют». Из содержания жалобы следует, что в соответствии с протоколом от 03.10.2013 г. № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, для управления упомянутым домом выбран способ управления управляющей компанией ООО «УК «Уют». Вместе с тем, согласно Постановлению Администрации города Кургана от 15.10.2013 г. № 7595 обществу с ограниченной ответственностью «Фирма Баскаль» (застройщик) выдано Разрешение от 10.10.2013 г. № RU45301000-87 на ввод в эксплуатацию объекта «Комплексная малоэтажная застройка в 6А микрорайоне г. Кургана. Жилой дом позиция 2. II этап строительства» по адресу: Курганская область, город Курган, 6-А микрорайон, № 13. Из указанного выше следует, что собрание собственников помещений в многоквартирном доме было проведено ранее чем, дом был введен в эксплуатацию. На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области усмотрело в действиях Администрации города Кургана, признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в непроведении обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации после ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в городе Кургане. Дело № 300 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции. Ответчик по делу – Администрация города Кургана, считает, что на основании пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) на общем собрании, состоявшемся 03.10.2013г., был выбран способ управления домом - управление управляющей компанией - ООО «УК «Уют». Информация о выборе способа управления многоквартирным домом была направлена в МКУ «Жилищная политика». На момент направления протокола от 03.10.2013 г. № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, решение, оформленное названным протоколом, в судебном порядке оспорено не было. Как указывает ответчик, компетенция органа местного самоуправления в области жилищных отношений установлена в пункте 1 статьи 14 ЖК РФ, в соответствии с которым в обязанности Администрации города Кургана не входит проверка сведений, содержащихся в протоколах общих собраний собственников в многоквартирных домах. Следовательно, при наличии не оспоренного протокола общего собрания от 03.10.2013г. у Администрации города Кургана отсутствовали основания для проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Курган, 6-А микрорайон, дом № 13. Кроме того, считает, что участники долевого строительства правомочны проводить общее собрание собственников помещений в жилом доме (в соответствии с нормами ЖК РФ), который в установленном законом порядке еще не введен в эксплуатацию. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения ответчика, и пришла к следующим выводам. В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. №75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила). Пунктом 3 правил также предусмотрены случаи, в которых проводится конкурс, так согласно подпункту 4 орган местного самоуправления проводит конкурс по отбору управляющей организации при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке. Согласно пункту 4 Правил конкурс проводится на основе следующих принципов: 1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; 2) добросовестная конкуренция; 3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; 4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения. Из указанного следует вывод, что организация и проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса, должны осуществляться в порядке, установленном Правилами. Часть 13 статьи 161 ЖК РФ подлежит безусловному исполнению со стороны органов местного самоуправления, поскольку является императивной нормой. Реализация статьи 161 ЖК РФ способствует развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. В случаях, когда требуется проведение конкурса, которое подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, предусмотренных законом, не может не повлиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурсных процедур в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к реализации своих прав на ведение деятельности на соответствующем товарном рынке. Согласно Постановлению Администрации города Кургана от 15.10.2013 г. № 7595 обществу с ограниченной ответственностью «Фирма Баскаль» (застройщик) выдано Разрешение от 10.10.2013 г. № RU45301000-87 на ввод в эксплуатацию объекта «Комплексная малоэтажная застройка в 6А микрорайоне г. Кургана. Жилой дом позиция 2. II этап строительства» по адресу: Курганская область, город Курган, 6-А микрорайон, № 13. Исходя из норм ЖК РФ обозначенных выше, Администрация города Кургана в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: Курганская область, город Курган, 6-А микрорайон, дом № 13, должна была разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным домом. Однако, в Администрацию города Кургана был представлен протокол общего собрания собственников помещений указанного дома, в соответствии с которым, собственниками выбран способ управления домом через управляющую организацию в лице – ООО «УК «Уют». На основании названного протокола Администрация приняла решение об отсутствии необходимости в проведении конкурса по выбору управляющей организации для управления названным домом. Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане датирован 03.10.2013 г., тогда как, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 10.10.2013 г. Из указанного следует, что собрание собственников помещений в многоквартирном доме было проведено ранее чем, дом был введен в эксплуатацию. Администрация города Кургана полагает, что собственниками управляющая компания выбрана в установленном законом порядке, поскольку на момент принятия решения, все граждане являлись собственниками долей в общей долевой собственности в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный довод Администрации города Кургана, является неправомерным и противоречащим требованиям действующего законодательства, поскольку в законодательстве (ЖК РФ) отсутствует такое понятие, как - общее собрание участников долевого строительства. Право выбора управляющей организации предоставлено исключительно собственникам помещений многоквартирного дома. В соответствии со статьей 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ. Статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, так, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и данным Федеральным законом. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. В силу норм законодательства, указанных выше, право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права, после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома. Участники долевого строительства не являются собственниками помещений многоквартирного дома. Стать собственниками помещений многоквартирного дома участники долевого строительства могут только после государственной регистрации права собственности. Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, оформленное протоколом от 03.10.2013 г. № 1 на котором для управления упомянутым домом выбран способ управления управляющей компанией ООО «УК «Уют», нельзя признать законными, поскольку участвовали в голосовании не собственники помещений, а участники долевого строительства (Разрешение № RU45301000-87 на ввод дома в эксплуатацию датировано 10.10.2013г., соответственно права собственности на помещения многоквартирного жилого дома отсутствовали), а в соответствии с жилищным законодательством право на выбор управляющей организации закреплено только за собственниками помещений многоквартирного дома. В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом. На основании части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. В силу указанных норм, одним из собственников жилых помещений в упомянутом доме, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, оформленное протоколом от 03.10.2013 г. № 1 было обжаловано в Курганский городской суд. Решением Курганского городского суда от 09.12.2014 г. по делу № 2-9885/14 решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане от 03.10.2013 г. признано недействительным со дня его принятия. Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда апелляционным определением оставила указанное выше решение Курганского городского суда без изменения. Как уже было указано выше, в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. Исходя из норм жилищного законодательства, комиссия пришла к выводу о том, что, законодательно установлена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурс по отбору управляющей организации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Вместе с тем, проведение такого конкурса не может быть осуществлено, если собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно, на общем собрании собственников приняли решение о выборе способа управления домом. В рассматриваемом случае, было проведено собрание по выбору способа управления домом № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, на котором принято решение, в соответствии с которым для управления домом была выбрана управляющая компания – ООО «УК «Уют». На момент необходимости проведения конкурса по выбору управляющей организации названным домом, Администрация уже располагала протоколом от 03.10.2013 г. № 1, который в установленном законом порядке не был обжалован в суд. В силу части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся (в редакции 2013 г.): 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление муниципального жилищного контроля; 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Исходя из буквального толкования норм ЖК РФ, комиссия пришла к выводу о том, что в полномочия Администрации города Кургана не входит оценка представляемых в названный орган протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, непроведение конкурса по выбору управляющей организации после ввода объекта в эксплуатацию, на основании представленного протокола от 03.10.2013 г. № 1 не является противоречащим ЖК РФ. Упомянутый выше протокол был обжалован в судебном порядке только в 2014 году и принятое решение собственников признано недействительным с момента его принятия лишь на основании апелляционного определения, вступившего в силу в апреле 2015 года. Из указанного следует, что на момент представления протокола в Администрацию города Кургана, последняя не располагала сведениями о недействительности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 13 в 6-А микрорайоне в г. Кургане, оформленного протоколом от 03.10.2013 г. № 1. В связи с обозначенным выше, комиссия пришла к выводу, о том, что в действиях Администрации города Кургана при непроведении конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом № 13 в 6-А микрорайоне на основании протоколом от 03.10.2013 г. № 1 отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в городе Кургане. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия РЕШИЛА: 1. Рассмотрение дела № 300 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Кургана. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны