Решение по жалобе №2073/24 Определение об отказе в возбуждении дела об административном... от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

09 июля 2024 года                                                                                                                   г. Курган

Государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области «...», рассмотрев заявление «...» (далее — «...», заявитель) (вх. № 2472-ЭП/24 от 10.06.2024) на действия акционерного общества «СУЭНКО» (далее - АО «СУЭНКО»), связанные с установлением необоснованной стоимостью за услуги по технологическому присоединению планируемого к строительству жилого дома по адресу: Курганская область, Кетовский муниципальный округ, д. Белый Яр, ул. Песчаная, 29,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) поступило заявление «...» на действия АО «СУЭНКО», связанные с установлением необоснованной стоимостью за услуги по технологическому присоединению планируемого к строительству жилого дома по адресу: Курганская область, Кетовский муниципальный округ, д. Белый Яр, ул. Песчаная,29.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

На основании абзаца второго пункта 2 постановления Правительства № 861 Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения.

Пунктом 4 положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 установлено, что ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с абзацами 9, 10 пункта 1 Письма ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15 «О направлении разъяснений» в случаях, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям по такому заявлению должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

07.02.2024 в АО «СУЭНКО» поступила заявка №КС-24-0089-100 от «...» на присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств (ВРУ-04 кВ планируемого к строительству жилого дома по адресу: Курганская область, Кетовский муниципальный округ, д. Белый Яр, ул. Песчаная,29) с максимальной мощностью энергопримающих устройств 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, максимальная мощность и уровень напряжения были определены заявителем самостоятельно).

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 г. № 861 утвердило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее также – Правила №861).

Правила №861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).

Согласно пункту 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Пункт 7 Правил №861 устанавливает процедуру технологического присоединения, предусматривающую в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и составление акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме.

АО «СУЭНКО» в течении 10 рабочих дней были подготовлены технические условия, условия типового договора и счет на оплату, все вышеуказанные документы были размещены в личном кабинете «...» на сайте АО «СУЭНКО» 19.02.2024 .

Согласно статьи 23 Закона об электроэнергетике, пункту 3 Основ ценообразования в области регулированных цен (тарифов) в электроэнергетике (утвержденных постановлением Правительства РФ №1178 от 29.12.2011) плата за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию.

Уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов на территории Курганской области является Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, постановлением которого №53-36 от 28.11.2023 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, льготных ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение для применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Курганской области»(далее - Постановление №53-36) определены ставки платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям на 2024 г.

В соответствии с пунктом 1 Постановления №53-36 установлено с 1 января 2024 года стандартизированные тарифные ставки для применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Курганской области согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.

В соответствии с пунктом 2 Постановления №53-36 установлено с 1 января 2024 года льготную ставку за 1 кВт максимальной мощности в целях определения платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составит в размере 5 570,00 рубля (с учетом НДС) за 1 кВт.

Таким образом, по Постановлению №53-36 существует два вида ставок: стандартизированные тарифные ставки и ставка за 1 кВт максимальной мощности.

Размер стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности, предусмотренных абзацем шестым пункта 87 Основ ценообразования, определяется не произвольно, а в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2022 №490/22, исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопримающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя.

Так, расчет размера платы с использованием стандартизированных ставок означает, что сетевая компания рассчитывает стоимость с использованием типовых (утвержденных) ставок на технологическое присоединение согласно разделу II Методических указаний. При этом плата посредством применения стандартизированных тарифных ставок предполагает покрытие расходов сетевой организации на выполнение мероприятий по технологическому присоединению исходя из объемов выполняемых мероприятий. Размер платы за технологическое присоединение, определенный таким способом, будет максимально приближен к фактически понесенным сетевой организацией расходам на технологическое присоединение конкретных энергопринимающих устройств заявителя. А при расчете платы по ставкам за единицу максимальной мощности размер платы за технологическое присоединение определяется как произведение величины максимальной мощности и соответствующей ставки за единицу максимальной мощности, утвержденной для сетевой компании в соответствии с разделом III Методических указаний. Данный вид платы не связан с фактическим объемом работ, который необходимо осуществить для присоединения объекта, а зависит от величины заявляемой максимальной мощности энергопринимающего устройства. При таком способе расчета размер платы за технологическое присоединение конкретного энергопринимающего устройства практически никогда не будет совпадать с затратами, фактически понесенными сетевой организацией для его присоединения (плата будет либо больше либо меньше фактических расходов). При этом возмещение фактически понесенных сетевой организацией расходов при применении ставок за 1 кВт максимальной мощности происходит за счет использования "котлового" метода тарифного регулирования: суммарные усредненные фактически понесенные сетевой организацией расходы в рамках периода регулирования делятся на суммарную усредненную максимальную мощность присоединенных энергопринимающих устройств.

С учетом того, что плата за услуги по технологическому присоединению является регулируемой, именно на сетевой компании лежит ответственность за соблюдение требований подпункта «д» пункта 16 Правил №861, который относится к существенным условиям договора.

При расчете размера платы за услуги по технологическому присоединению АО «СУЭНКО» руководствовалось пунктом 1 Постановления №53-36. В размер платы входят:

- стоимость организационных мероприятий (подготовка и выдача сетевой организацией заявителю технических условий (пункт1.1) -2113,83 руб/одно присоединение;

- стоимость организационных мероприятий (выдача акта об осуществлении технологического присоединения (пункт1.2.1) -496,68 руб/одно присоединение;

- средства коммерческого учета электрической энергии(мощности) трехфазного прямого подключения (пункт 8.1.2) -23452,14 руб.

Плата за технологическое присоединение по стандартизированным ставкам составила- 26062,65 руб(без НДС) и 31275,18 руб с учетом НДС.

Если производить расчет платы за услуги по технологическому присоединению исходя из единицы максимальной мощности присоединяемых устройств заявителя, то в соответствии с пунктом 2 Постановления №53-36 - льготная ставка за 1 кВт максимальной мощности в целях определения платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составит в размере 5 570,00 рубля (с учетом НДС) за 1 кВт и размер платы составит- 83550,00 руб. с учетом НДС.

Заявитель вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение. АО «СУЭНКО» самостоятельно определил вид ставки, расчет по стандартизированной ставке и выставил счет на оплату услуг за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по заявке №КС-24-0089-01 от 19.02.2024 в сумме 31275,18 рублей.

Таким образом, АО «СУЭНКО» своими действиями не нарушило права и законные интересы «...», поскольку расчет платы за технологическое присоединение строящего объекта недвижимости по адресу: Курганская область, Кетовский муниципальный округ, д.Белый Яр, ул. Песчаная,29 соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

С учетом вышеизложенных норм права и приложенных к заявлению документов (информации) установлено, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В случае возникновения спорных ситуаций стороны вправе обратиться в суд с исковым заявлением для разрешения возникших разногласий.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ, защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется через суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, если «...» полагает, что её права нарушены АО «СУЭНКО» и заявитель вправе обратиться за их защитой в суд.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «СУЭНКО» отказать в связи отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4, пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны