Решение б/н Решение по жалобе о нарушении процедуры торгов от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 35 (15)/2015-223

 о нарушении процедуры торгов

                                                                                                                        г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» мая 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области  в составе:

в присутствии представителя организатора торгов – ОАО «Водный союз» (далее – ОАО «Водный союз», Организатор торгов, Заказчик) (640018, Курганская область, г. Курган, ул. Набережная, дом 12) – Яковлевой Юлии Николаевны (доверенность №115 от 01.07.2014 года);

 Заявитель – общество с ограниченной ответственностью Кизеловская швейная фабрика «Инициатива» (далее – ООО КШФ «Инициатива») (618353, Пермский край, г. Кизел, ул. Ленина, д.51) надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении  жалобы в отсутствие представителя не представил

                                              

                                           УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО КШФ «Инициатива» (вх.№ 2608 от 27.04.2015 г.) на действия организатора торгов ОАО «Водный союз» при проведении открытого запроса предложений на поставку спецобуви (извещение № 31502173055 лот№2).

Из содержания жалобы следует, что 25.03.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31502173055 лот№2 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку спецобуви.

Согласно Протокола №35 (лот2) о результатах рассмотрения заявок открытого запроса предложений на поставку спецобуви без даты, размещенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 15.04.2015 года, заявка ООО КШФ «Инициатива» отклонена с формулировкой: Представленное предложение на поставку продукции, не соответствует условиям документации, указанным в запросе предложений № 35 (лот 2).

Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно отклонил их заявку.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что при проведении процедуры открытого запроса предложений по лоту № 2 к поставке требовалась спецобувь, указанная в техническом задании. При этом в соответствии с документацией о закупке, обязательным условием участия в запросе предложений (пп. Д п.2 Документации открытого запроса предложений) предусмотрено предоставление участником образцов продукции не позднее 3 рабочих дней с момента закрытия процедуры закупки. Предлагаемый товар – спецобувь, согласно представленным ООО «КШФ «Инициатива» образцам, по своим характеристикам не соответствует требованиям технического задания открытого запроса предложений. Кроме того, Организатор торгов указывает, что ООО «КШФ «Инициатива» не в полном объеме выполнило обязательное условие участия в процедуре запроса предложений (пп. Д п.2 Документации открытого запроса предложений) – не представлены образцы продукции согласно п.36-39 запроса – сапоги кирзовые.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ   "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках)  установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Деятельность ОАО «Водный союз» подпадает под действие Закона о закупках.

Статьей 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение требований Закона о закупке ОАО «Водный союз» утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг (утв. Решением Совета директоров ОАО «Водный союз» от 25.06.2014 года) и размещено на сайте zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.07.2014 года.

Согласно п.7 «Способы закупок» Положения, предусмотрены следующие виды закупок:

  1. конкурс;
  2. аукцион;
  3. запрос предложений;
  4. запрос цены;
    1. закупка у единственного источника;
    2. конкурентные переговоры;
    3. исследование рынка.

На официальном сайте http://zakupki.gov.ru 25.03.2015 г. опубликовано извещение № 31502173055 лот№2 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку спецобуви. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.6.1 Положения установлены требования к закупочной документации, а в п.9.3 Положения описаны особенности проведения запроса предложений. При этом возможность установления обязательного требования к условиям допуска в открытом запросе предложений в форме предоставления Участником образцов продукции (также аналогов) не позднее 3 рабочих дней с момента закрытия процедуры (окончание приема предложений) в Положении Организатора торгов не предусмотрена.

В соответствии с п.8.5.1 Положения, по результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией принимается решение о допуске претендента к участию в закупке или об отказе в таком допуске. Закупочная комиссия отклоняет заявку если:

- участник, представивший заявку, не соответствует требованиям к участникам закупки,

- непредоставление участником документов, предусмотренных закупочной документацией либо предоставление документов, оформленных ненадлежащим образом (в т.ч. несоответствие требованиям законодательства и (или) документации о закупке сметного расчета (калькуляции затрат) при условии неустранения в установленный срок замечаний закупочной комиссии;

- заявка признана не соответствующей требованиям, изложенным в закупочной документации (не подписана или подписана неуполномоченным лицом; наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора и в других случаях, определенных закупочной документацией);

- предоставление участником закупки недостоверных сведений.

При этом в закупочной документации не определен порядок отклонения заявки.

В соответствии с вышесказанным, Организатор торгов в Положении установил четыре условия отклонения заявки. При этом на заседании Комиссии представитель ОАО «Водный союз» пояснила, что отклонении заявки Заявителя проведено по третьему основанию, а именно: заявка признана не соответствующей требованиям, изложенным в закупочной документации, но в материалы дела представлены документы свидетельствующие, что Заявитель отклонен не из-за несоответствия заявки, а из-за несоответствия представленных образцов товара.

Таким образом, жалоба ООО КШФ «Инициатива» на действия Организатора торгов по отклонению заявки на участие в открытом запросе предложений является обоснованной. При этом ОАО «Водный союз» допустило нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Указанная норма Закона о защите конкуренции запрещает при проведении запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции указывает, что положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с п.6.1 Положения, закупочная документации утверждается уполномоченным лицом Заказчика и должна содержать следующие сведения (в том числе):

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

В п.11 Документации открытого запроса предложений, указано, что критериями для определения Победителя является: 1 – цена продукции, 2 – качественные характеристики продукции, 3 – срок поставки продукции, 4 – опыт (ресурсные возможности), при условии соответствия самого предложения и предлагаемой продукции условиям настоящего запроса предложений.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе установленные заказчиком 12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; 13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок противоречит п.6.1 Положения Организатора торгов, а также нарушает часть 6 статьи 3 и п.13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Отсутствие в документации по проведению открытого запроса предложений сведений о порядке проведения оценки и сопоставления заявок, допускает возможность субъективной оценки заявок участников закупки.

Критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке должны быть раскрыты в закупочной документации таким образом, чтобы оценка предложенных участниками закупки условий исполнения контракта не зависела от субъективного мнения комиссии по закупке, а могла быть самостоятельно определена любым лицом, у которого в распоряжении имелась закупочная документация и заявки участников закупки на основании критериев оценки и порядка оценки заявок. Определение победителя закупки на основании субъективной оценки членов закупочной комиссии не отвечает смыслу и идее Закона о закупках, поскольку нарушает его основополагающий принцип информационной открытости закупки.

Отсутствие в документации по проведению открытого запроса предложений порядка оценки заявок по критериям, установленным в данной документации, может являться формой предоставления не обоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников. Данный факт обусловлен тем, что потенциальный участник не осведомлен о конкретных потребностях Заказчика, соответствующих критериям, и о необходимых объемах их удовлетворения.

Тем самым, отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений может явиться причиной нарушения закупочной комиссией порядка определения победителя закупки.

Как указано выше, частью 6 статьи 3 Закона о закупках запрещено осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с п.2.8 Положения, Годовая программа (план) закупок (далее – План закупок) – составляемый Заказчиком документ, фиксирующий потребность Общества в закупках продукции на календарный год. Порядок составления плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме и структуре такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков определен Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее - Правила) и Требований к форме такого плана (далее – Требования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932.

Исходя из требований пункта 2 Правил, в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, осуществляемых всеми предусмотренными положением о закупке способами, за исключением случаев, указанных в пункте 4 Правил.

При этом, в соответствии с пунктом 8 Правил допускается корректировка плана закупки в случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (пункт 5 Правил).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте в разделе "Реестр планов закупок", 25.12.2014 размещен План закупки товаров (работ, услуг) ОАО «Водный союз» на 2015 год. При этом Заказчиком нарушены:

П.7 Правил - План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку

П. 3 Требований - предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;

П.5 Требований - единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

П.9 Требований - планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

П.10 Требований - срок исполнения договора (год, месяц).

Также в размещенном Плане отсутствует информация о должностном лице, утвердившем План, подпись и дата утверждения.

                 Далее согласно п.8.3.5 Положения, Закупки, проводимые в электронной форме. В случае установления Правительством Российской Федерации перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, закупка товаров, работ, услуг, включенных в данный перечень, если иное не определено действующим законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616, такой Перечень утвержден.

При этом, в Положении Организатором торгов не определены процедуры осуществляемые в электронной форме. Обязанность заказчика установить в положении о закупке порядок закупки иными способами определен в части 3 статьи 3 Закона о закупках. В Плане закупок ОАО «Водный союз»  закупки в электронной форме также отсутствуют.

При этом закупки (номера извещений 31502208088, 31502170020, 31502145120, 3150215749, 31502101981, 31502107917, 31502057438, 31501972359), проведенные ОАО «Водный союз» в 2015 году, входят в Перечень, утвержденый Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействий) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном вышеуказанной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что ОАО «Водный союз» по итогам проведения вышеуказанного открытого запроса предложений заключил Договор поставки N 132 от 16.04.2014 г. с ЗАО "Курган-Восток-Сервис".

При этом в нарушение части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, информация о заключенном контракте на момент рассмотрения жалобы в Реестре контрактов не размешена. Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

На основании вышеуказанного, Комиссия решила предписание Организатору торгов ОАО «Водный союз» об аннулировании открытого запроса предложений не выдавать.

 В соответствии с Протоколом №35 (лот2) о результатах рассмотрения заявок открытого запроса предложений на поставку спецобуви без даты, размещенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 15.04.2015 года, итоги размещения открытого запроса предложений подведены 15.04.2015 года. Жалоба ООО «КШФ «Инициатива» на действия организатора торгов ОАО «Водный союз» поступила 27.04.2015 года.

Руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

                                                  РЕШИЛА:

 

  1. Жалобу ООО «КШФ «Инициатива» признать обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов открытого акционерного общества «Водный союз» нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ   "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отклонении заявки участника процедуры открытого запроса предложений.
  3. Признать в действиях Организатора торгов открытого акционерного общества «Водный союз» нарушение части 6 статьи 3 и пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в не установлении порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений.
  4. Признать в действиях Организатора торгов открытого акционерного общества «Водный союз» нарушение части 4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в осуществление закупки, в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
  5. Признать в действиях Организатора торгов ОАО «Водный союз» нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и пунктов 3, 5, 9, 10 Требований к форме такого плана, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932, выразившееся в утверждении и размещении в сети Интернет на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Плана  закупок товаров, работ, услуг с нарушением действующего законодательства.
  6. Признать в действиях Организатора торгов ОАО «Водный союз» нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неразмещении информации и документов, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 в реестр договоров.
  7. Выдать предписание Организатору торгов ОАО «Водный союз» об устранении нарушений части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и пунктов 3, 5, 9, 10 Требований к форме такого плана, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны