Решение №ТС/474/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России), рассмотрев материалы Департамента экономического развития Курганской области (вх. № 254-ЭП/24 от 26.01.2024) об установлении торговыми сетями АО «Тандер» (ИНН 2310031475), ООО «Агроторг» (ИНН 7825706086), ООО «Компания «Метрополис» (ИНН 4501037489), ООО «Элемент-Трейд» (ИНН 6674121179) завышенных цен на отдельные товары путем заключения картельных соглашений, сообщает следующее.

Департамент экономического развития Курганской области указывает, что по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области по состоянию на 22 января 2024 года по сравнению с 20 ноября 2023 года зафиксирован рост розничных цен более 10% на следующие виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости: яйца куриные, 10 шт. - 33,9%; морковь, 1 кг – 15,2%; рыба мороженая неразделанная, 1 кг – 14,0%; картофель, 1 кг – 12,1 %.

Департамент экономического развития Курганской области считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о заключении антиконкурентных соглашений между вышеуказанными торговыми сетями.

Курганское УФАС России в рамках осуществления своей функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства руководствуется положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции. Необходимо отметить, что на территории Курганской области отсутствует торговая сеть, занимающая доминирующее положение на рынке торговли продовольственными товарами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

В силу данного антимонопольного запрета исключаются возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. При этом положения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.

Само по себе согласование ценовых условий приобретения товаров (условий получения скидок с цены) между несколькими хозяйствующими субъектами - потребителями и поставщиком (поставщиками) не является основанием для вывода о достижении такими потребителями между собой соглашения об установлении (о поддержании) определенного уровня цен, запрещенного согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона.

Таким образом, повышение федеральными торговыми сетями средних розничных цен на определенный вид товара нельзя признать нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в форме заключения соглашения.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение шестидесяти календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит десять и более процентов с исключением сезонного фактора, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более девяносто календарных дней.

На территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (далее – Правила) утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

В соответствии с пунктом 2 Правил предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

Иных случаев государственного регулирования цен в отношении социально значимых продовольственных товаров законодательством не предусмотрено. Цены на товары формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Таким образом, реализация продовольственных товаров осуществляется по ценам, которые определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Курганским УФАС России в ходе рассмотрения материалов установлено, что Департаментом экономического развития Курганской области не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии соглашений и согласованных действиий между торговыми сетями АО «Тандер» (ИНН 2310031475), ООО «Агроторг» (ИНН 7825706086), ООО «Компания «Метрополис» (ИНН 4501037489), ООО «Элемент-Трейд» (ИНН 6674121179) по факту повышения цен на яйцо куриное, морковь, рыбу мороженую неразделанную, картофель.

Указанное не позволяет антимонопольному органу сделать вывод о наличии между АО «Тандер», ООО «Агроторг», ООО «Компания «Метрополис», ООО «Элемент-Трейд» антиконкурентного соглашения, поскольку отсутствуют сведения о каком-либо взаимодействии между ними для поддержания цен.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9, частью 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны