Решение №045/10/18.1-14/2020 решение от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – Врио руководителя Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

 – государственный инспектор - отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

 – старший государственный инспектор – отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «» на действия комисси Публичного акционерного общества «»,

в присутствии представителей Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО «») (ИНН 6686070190, адрес (место нахождения): 624092, Свердловская область, г. Верхняя Пышма) в лице лице  по доверенности №1 от 07.07.2020 года;

в присутствии Заказчика ПАО «» (ИНН 4501008142, адрес (место нахождения): 640027, г. Курган, пр. Машиностроителей, д.17, литер 1Ж) в лице а по доверенности №93 от 01.01.2020г,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО «») (ИНН 6686070190, адрес (место нахождения): 624092, Свердловская область, г. Верхняя Пышма) (вх. № 3288 от 08.07.2020 г.) на действия заказчика Публичное акционерное общество «» (далее – ПАО «») (ИНН 4501008142, адрес (место нахождения): 640027, г. Курган, пр. Машиностроителей, д.17, литер 1Ж) при проведении аукциона в электронной форме на поставку ферромарганца ФМн88 для нужд ПАО «» (извещение № 32009087218 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы Курганским УФАС России установлено следующее.

15.06.2020 года в Единой Информационной Системе (далее - ЕИС) ПАО «Курганмашзавод» разместило извещените о закупке № 32009087218 на поставку ферромарганца ФМн88.

Из содержания жалобы следует, что ООО «» подало заявку на участие в указанном аукционе, представив всю необходимую информацию, присвоен идентификационный номер <...> .

26.06.2020 года опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок № 32009087218-1, в котором комиссия Заказчика заявку ООО «» отклонила на основании: несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в разделе 9 извещения об осуществлении закупки: Необходимость применения ферромарганца ФМн88 обозначена в карте технологической операции 120 032 по выплавке стали 110Г13Л и 120Г10ФЛ в соответствии с ГОСТ 977-88 с уровнем фосфора до 0,12%. На основании ответа Минпромторг РФ №31830/17 от 08.05.2020г., что в Российской Федерации не производится ферромарганец ФМн88 ГОСТ 4755-91 и согласно решению №32 от 01.02.2019г. (о применении материалов импортного производства) необходим материал, произведенный по ДСТУ 3547-97, что соответствует пункту 10.3.4. (2) Единого положения о закупках Государственной Корпорации  «Ростех» (далее – ЕпоЗ), так как не имеется другого способа обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Поставка эквивалента недопустима в связи с необходимостью обеспечения совместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком согласно пункта 10.3.5 (1) ЕпоЗ.

Заявитель считает, что закупочная комиссия при рассмотрении заявок на участие в аукционе и при принятии решения не имела оснований учитывать письмо  Минпромторга №31830/17 от 08.05.2020 года по следующим основаниям:

- оно свидетельствует лишь о том, что статистика по производителям конкретной марки ферромарганца ФМн88 на территории РФ не ведется;

- в письме речь идет о промышленных масштабах производства, что не применимо к рассматриваемой закупке, т.к. объем в 70 тонн не является таковым;

Кроме того, решение № 32 от 01.02.2019 года имеет срок действия до 31.12.2019, что свидетельствует о его недействительности уже в момент размещения закупки.

Карта технологической операции по выплавке стали в соответствии с ГОСТ 977-88, на которую есть ссылка в протоколе, не содержит указание на конкретный стандарт (в данном случае ДСТУ), а просто содержит требования к составу Ферромарганца ФМн88, требуемого для изготовления отливок.

Предлагаемый к поставке Заявителем Ферромарганец ФМн88 соответствует ГОСТ 4755- 91 и пригоден для изготовления стали 110Г13Л и 120Г10ФЛ в соответствии с ГОСТ 977-88 и имеет уровень фосфора до 0,12%, в связи с чем он был предложен к поставке.

ООО «УЗЭМ» считают, что решением закупочной комиссии нарушается конкуренция, так как кроме украинских производителей ФМн88 по ДСТУ имеются также и российские производители ФМн88 по ГОСТу 4755-91, взаимозаменяемому ДСТУ 3547-97.

Кроме того, для изготовления стали в соответствии с ГОСТ 977-88 требуется Ферромарганец ФМн88, производимый именно по ГОСТ. Заявитель считает, что действия закупочной комиссии нарушают пункт 3 раздела 12.8.11 ЕПоЗ ГК "Ростех" и права, как добросовестного поставщика, желающего участвовать в конкурентной борьбе в целях поставки товара, соответствующего требованиям заказчика и стандартам Российской Федерации.

Заказчиком давались противоречивые ответы на запросы потенциальных участников о разъяснении документации в части наименования поставляемого товара и соответствия его ГОСТу или ДСТУ, в том числе допускающие поставку ФМн88 по ГОСТ 4755-91 (Например, на вопрос «Добрый день! Прошу сообщить, принимается ли к поставке продукция в соответствии с Российским стандартом ГОСТ 4755-91» был дан ответ: «В соответствии с приложение №2 к ДоЗ Техническое задание Поставляемый ферромарганец ФМн78 должен соответствовать качеству согласно гост 4755-91»).

Заявитель просит, признать жалобу ООО «» обоснованной и выдать ПАО «» предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в извищение о проведении электронного аукциона, документацию и техническое задание.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

   2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссия Курганского УФАС России установила, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Курганским УФАС России установлено, что 15.06.2020 г. ПАО «» проведен аукцион в электронной форме на поставку в электронной форме на право заключения договора на поставку ферромарганца ФМн88 для нужд ПАО «» (извещение № 32009087218). Проведение данной конкурентной процедуры осуществлялось на электронной торговой площадке ООО «ЭТП», www.etnrf.ru.

Комиссия Курганского УФАС России, изучив требования закупочной документации, а также заявку Заявителя, признает жалобу ООО «» обоснованной в виду следующего.

Согласно представленным в Курганское УФАС России пояснениям от ПАО «Курганмашзавод» (исх. №004-31-928) следует, что ПАО «» в Техническом задании заявлено:

  1. Заказчик: ПАО «»
  2. Наименование объекта закупки: Поставка ферромарганец ФМн 88 ДСТУ 3547-97
  3. Требования к качеству, количеству и техническим характеристикам товара:

Наименование Товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Кол-во

Цена,

без учета НДС, долларов США (если применимо)

Стоимость Товара, долларов США., с учетом НДС

1

Ферромарганец ФМн88

ДСТУ 3547-97

баз.тн.

70

 

 

 

  1. Необходимость применения ферромарганца ФМн88 обозначена в карте технологической операции 120 032 по выплавке стали 110Г13Л и 120Г10ФЛ в соответствии с ГОСТ 977-88 с уровнем фосфора до 0,12%. На основании ответа Минпромторг РФ №31830/17 от 08.05.2020г., что в Российской Федерации не производится ферромарганец ФМн88 ГОСТ 4755-91 и согласно решению №32 от 01.02.2019г. (о применении материалов импортного производства) необходим материал произведенный по ДСТУ 3547-97, что соответствует п.10.3.4. (2) ЕПоЗ ГК "Ростех", так как не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Поставка эквивалента недопустима в связи с необходимостью обеспечения совместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком согласно п 10.3.5 (1) ЕПоЗ ГК «Ростех».
  2. Требования, предъявляемые к качеству поставляемого товара: поставляемый ферромарганец ФМн88 должен быть произведен по ДСТУ 3547-97. Класс крупности 3 (5-100)

К документации о закупке имеется Решение №32 от 01.02.2019, утвержденное ПАО «» с начальником 3949 ВП МО РФ Антипенко А.А (3949 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации), срок действия до 31.12.2019 года. Данным решением принято приобретать ФМн 88 по ДСТУ 3547-97 и марганец металлический Мн 95 ГОСТ 6008-90 производства Украина.

Согласно письма Минпомторга России (исх. №31830/17 от 08.05.2020 года), сформированного на основании ответа от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (исх. № 1166-2/19 от 30.04.2020 года) следует, что точные данные по предприятиям, выпускаемым продукцию Ферромарганца ФМн88 среднеуглеродистого в Российской Федерации отсутствуют.

Следовательно, Заказчиком принято решение объявить закупку на Ферромарганец ФМн88 среднеуглеродистый по ДСТУ 3547-97 (производство Украина).

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы ферромарганец ФМн88 ГОСТ 4755-91 производится Обществом с ограниченной ответственностью «Уральский завод экспериментальной металлургии» (далее – ООО «УЗЭМ»). Технические характеристики ферромарганца по ГОСТу 4755-91 полностью соответствуют характеристикам ДСТУ 3547-97, который необходим на поставку для нужд ПАО «».

Согласно ГОСТ 4755-91 химический состав ферромарганца среднеуглеродистого:

               

Группа

Марка основы сплава

Массовая доля, %

   

марганца

углерода

кремния

фосфора для классов

серы

         

А

Б

 
     

не более

               

Среднеуглеродистые

ФМн88

Св. 85,0 до 95,0 включ.

2,0

3,0

0,10

0,40

0,02

               

 

Согласно ДСТУ 3547-97 химический состав ферромарганца среднеуглеродистого:

               

Группа

Марка основы сплава

Массовая доля, %

   

марганца

углерода

кремния

фосфора для классов

серы

         

А

Б

 
     

не более

               

Среднеуглеродистые

ФМн88

85,0 до 95,0

2,0

3,0

0,10

0,40

0,03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как усматривается из таблиц ГОСТ и ДСТУ содержание фосфора в ФМн88 одинаковое количество.

Таким образом поставка товара ферромарганца ФМн 88 среднеуглеродистого с характеристиками согласно ДСТУ 3547-97, необходимых для нужд ПАО «», возможна посредством взаимодействия как с производителями, так и с официальным трейдером и представителем интересов производителей в том числе и на территории Российской Федерации. Законодательного запрета или ограничений на осуществление поставки товара иностранного производства на территорию Российской Федерации на момент рассмотрения поступившей жалобы не имеется.

Согласно подпункту 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что Заказчиком в данной закупке не выполнено.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств, Комиссия УФАС России по Курганской области пришла к выводу о том, что жалоба Общества с ограниченной ответственностью «» на действия заказчика Публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку ферромарганца ФМн88 для нужд ПАО «» (извещение № 32009087218) является обоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы и имеющихся доказательств Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения подпункта 2 пункта 10.3.3. ЕПоЗ, в соответствии с которым предмет закупки должен быть описан в извещении о закупке.

Подпунктом 2 пункта 10.3.3 ЕПоЗ установлено, что требования к продукции устанавливаются заказчиком с учетом специфики закупаемой продукции с соблюдением принципов: требования к продукции не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников процедуры закупки.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В нарушение указанных принципов Заказчик определил в закупочной документации ограничивающие требования на поставку товара к участникам закупки, чем заведомо исключил возможность участия в закупке и заключения договора с хозяйствующими субъектами, имевшими намерение принять участие в закупке, но не соответствующими предъявленным требованиям, что поставило их в неравное положение с иными организациями, и, как следствие, допустил ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России полагает необходимым выдать комиссии по закупкам ПАО «» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка описания объекта закупки.

Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 1 части 10 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «» (ИНН 6686070190, адрес (место нахождения): 624092, Свердловская область, г. Верхняя Пышма) признать обоснованной.
  2. Признать в действиях комиссии по закупкам Публичного акционерного общества «» нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также подпункта 2 пункта 10.3.3. Единого положения о закупках  Государственной корпорации «РОСТЕХ», выразившееся в нарушении описания объекта закупки.
  3. Выдать комиссии по закупкам ПАО «» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны