Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ОАО "Энергосбыт" и... от 3 февраля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

2 марта 2009 г.                                                                                             г. Курган

     Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

Коновалов М.А.- заместитель руководителя Курганского УФАС России,

члены комиссии:

Бынзер О.С.- начальник отдела Курганского УФАС России;

Семешко Т.М.-старший государственный инспектор Курганского УФАС России;

в присутствии представителей:

-заявителя-  ОАО «РЖД» («Энергосбыт» филиала «Южно-Уральская железная дорога): ведущего юрисконсульта «Энергосбыт» ЮУЖД Яковлевой Т.А. (доверенность от 24.11.2008г.),

юрисконсульта «Энергосбыт» ЮУЖД Бобровой Н.Н. (доверенность от 24.11.2008г.);

начальника отдела анализа электропотребления электроэнергии «Энергосбыт» ЮУЖД Феофилова Д.В. (доверенность от 24.11.2008г.);

-ответчика -ОАО «Энергосбыт»: начальника правового управления исполнительной дирекции ОАО «Энергосбыт» Овчарова А.В. (доверенность № 107-09 от 01.01.2009г.);

Кураженкова В.В. (доверенность № 67-09 от 01.01.2009г);

-ответчика - ОАО «Курганэнерго»: Деркач Т.П.-начальника правового управления (доверенность № 13 от 01.01.2009);

Седых Д.П.- начальника центральной диспетчерской службы Центра управления сетями (доверенность № 136 от 01.12.2008),

-управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области старшего государственного инспектора Тюкачева М.А. (доверенность № 23 от 11.01.2009),

рассмотрев дело № 111 по признакам нарушения статей 10, 11 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Установила:

    1. На рассмотрении дела ОАО «Энергосбыт» и «Энергосбыт» Южно-Уральской железной дороги представили дополнительные документы для приобщения к материалам дела. ОАО «Курганэнерго» заявило устное ходатайство об отложении рассмотрения дела для ознакомления с дополнительными документами. Сторонам были представлены копии материалов, с которыми они не были ознакомлены.

   2. При рассмотрении дела по существу установлено следующее.

  В Курганское УФАС поступило заявление «Энергосбыт» Южно-Уральской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги» на действия (бездействия) ОАО «Курганэнерго» и ОАО «Энергосбыт» по вопросу монтажа и приемки системы коммерческого учета электроэнергии.

   Филиал ЮУЖД по инвестиционному проекту «Автоматизированная информационно измерительная система коммерческого учета электроэнергии» (далее по тексту АИИС КУЭ) произвел работы по монтажу комплексов учета электроэнергии на стороне 6 (10) кВ на 39 тяговых подстанциях, включая г. Курган. Проект замены комплексов учета был согласован с энергоснабжающей организацией ОАО «Курганэнерго» в 2005 году по договору № 60108567 от 25.11.2003г. Согласно соглашения от 27.06.2006г. права и обязанности по данному договору перешли от ОАО «Курганэнерго» к ОАО «Энергосбыт».

   Целью работ по внедрению автоматизированной системы является приведение системы учета в соответствии с требованиями действующего законодательства по установке приборов учета более высокого класса точности, что является одним из условий последующего выхода ЮУЖД на оптовый рынок в соответствии с разделом XI постановления Правительства РФ от 24.10.2003г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период».

     Заявитель считает, что для завершения работ по переносу сетчиков на новые панели комплексов учета электроэнергии в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6, необходимо:

-ОАО «Курганэнерго» осуществить отключение транзитных фидеров для подключения вновь проложенных кабелей к трансформаторам тока;

-осуществить перенос существующих счетчиков Евро-Альфа со старых панелей учета на новые и подключить их с разрешения ОАО «Энергосбыт»;

-осуществить инструментальный контроль правильности подключения комплексов учета электроэнергии и их приемку.

   ОАО «РЖД» в лице «Энергосбыт» Курганского филиала ЮУЖД неоднократно обращались в ОАО «Курганэнерго» и ОАО «Энергосбыт» по вопросам подключения комплексов учета электроэнергии более высокого класса точности (исх. от 10.02.2006г, 03.08.2007, 15.08.2007, 15.11.2007, 12.11.2007, 23.11.2007, 10.01.2008, 21.01.2008, 24.06.2008). Ответов получено не было.

    ОАО «РЖД» считает, что затягивание процесса монтажа и приемки системы коммерческого учета создает препятствия экономической деятельности и влечет для РЖД необоснованные убытки.

    ОАО «Курганэнерго» полагает (исх.№ 1805 от 29.10.2008, исх. № 510 от 20.01.2009), что в его действиях нет состава нарушения антимонопольного законодательства. Согласно требований пунктов 1.6.9, 6.1.8, 6.2.7 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», утвержденных приказом Минэнерго РФ № 229 от 19.06.2003, планирование режима работы и ремонта электросетевого оборудования должно осуществляться в соответствии с утвержденным годовым графиком отключений. Надлежаще оформленных заявок на производство отключений ЮУЖД (ОАО «РЖД») с указанием установок, которые необходимо отключить, представлено не было. Также ОАО «Курганэнерго» считает, что вновь смонтированные узлы учета не готовы к приемке в качестве коммерческих в виду их несоответствия требованиям нормативно-технической документации. При этом ответчиком доказательств такого несоответствия представлено не было.

     ОАО «Энергосбыт» считает, что в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» новые или реконструируемые электроустановки должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных актах. До начала монтажа или реконструкции необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного технического надзора. Поскольку ОАО «РЖД» ранее согласовало ОАО «Курганэнерго» проекты на создание АИИС КУЭ, а ОАО «Энергосбыт» является правопреемником по договору энергоснабжения, то проекты считаются согласованными и с ОАО «Энергосбыт». Ответчик полагает, что официальных обращений о приеме системы учета электроэнергии, от ОАО «РЖД» не поступало (исх. № 10/209 от 08.12.2008).

    Заявитель считает, что требование о получении технических условий необоснованно. В соответствии с п. 2 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям» (в ред постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168) технические условия выдаются на вновь вводимые или реконструируемые энергоустановки в случаях увеличения мощности, а также в случаях изменения категории надежности электроснабжения, точки присоединения, вида производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего энергоснабжения. В данном случае заменяются приборы коммерческого учета на более высокий класс точности. Наличие интервальных приборов учета с классом точности не ниже 0,5 S, с наличием энергонезависимой памяти -это основное условие выхода филиала ЮУЖД на оптовый рынок электроэнергии. Проектом предусмотрено, что работы по замене оборудования не являются реконструкцией существующего оборудования, что подтверждается письмом генерального подрядчика ОАО «РЖД»- ООО «ИЦ «Энергоаудитконтроль» от 16.01.2009. Заявителем представлены документы, подтверждающие соответствие приборов учета, предъявляемым к ним требованиям. «Энергосбыт» ЮУЖД сообщил, что на пяти тяговых подстанциях: ст.ст. Малиновка, Кособродск, Юргамыш, Роза, Сумки приборы коммерческого учета установлены и приняты к учету гарантирующим постащиком, в силу чего непонятна позиция ОАО «Энергосбыт» по уклонению от совершения необходимых работ на остальных подстанциях.

    Комиссия рассмотрела представленные сторонами по делу материалы, выслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

    ОАО «Энергосбыт» является гарантирующим поставщиком согласно постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 13.10.2006г. № 17-2 и занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в границах Курганской области. ОАО «Курганэнерго» (сетевая организация) занимает доминирующее положение на рынке передачи и распределения электрической энергии в административных границах присоединенной сети. ОАО «Курганэнерго» и ОАО «Энергосбыт» включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35%.

    На основании договора энергоснабжения № 60108567 от 25.11.2003г. ОАО «Энергосбыт» является энергоснабжающей организацией для абонента ОАО «РЖД». Согласно п. 3.2.1. Договора энергоснабжения абонент вправе требовать поверки и замены расчетных приборов учета и по согласованию с энергоснабжающей организацией устанавливать приборы учета, расширяющие возможность и (или) качество учета. Согласно ст. 3.2.5 данного договора замена любого оборудования, входящего в состав измерительного комплекса, абонент может производить только с письменного согласия энергоснабжающей организации.

    В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6 установка и замена измерительных трансформаторов тока и напряжения, к которым подключены расчетные счетчики выполняет потребитель с разрешения энергоснабжающей организации (2.11.16), пломбирование устройств должна осуществлять энергоснабжающая организация (п. 2.11.18).

    Согласно ст. 149 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ № 530) установка приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, и порядок раздельного учета почасовых объемов потребления электрической энергии согласовываются с гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства обслуживаемых ими потребителей. Сетевая организация и гарантирующий поставщик согласовывают соответствующие предложения в течение 10 дней с момента получения документов на согласование. В случае наличия возражений сетевая организация (гарантирующий поставщик) направляет указанной организации письменный мотивированный отказ. Подтверждение тому, что энергоснабжающей и сетевой организациями были направлены ответы (возражения) на обращения ОАО «РЖД» в лице «Энергосбыт» ЮУЖД в материалах дела отсутствует.

    В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Перечень запретов, установленных настоящей статьей, не является исчерпывающим.

     Согласно п. 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г № 530, для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует отношения с территориальными сетевыми организациями в интересах обслуживаемых потребителей. На обращение «Энергосбыт» ЮУЖД от 28.01.2009 № 373, поступившее гарантирующему поставщику 02.02.2009г., о согласовании графика работ по переносу приборов учета по инвестиционному проекту на тяговых подстанциях Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, содержащее порядок выполнения работ и сведения об устройствах, подлежащих отключению и включению, гарантирующим поставщиком был дан ответ об отказе об осуществлении действий по принятию системы учета до решения вопроса о необходимости согласования проектов установки АИИС КУЭ на тяговых подстанциях с Ростехнадзором и получения его заключения, является ли введение автоматизированной системы учета модернизацией или реконструкцией. ОАО «Энергосбыт» не согласовало в интересах потребителя с сетевой организацией график проведения работ по переносу приборов учета. Действия энергоснабжающей организации свидетельствует об его уклонении от проведения работ по приему приборов учета электроэнергии.

    Доводы ОАО «Курганэнерго» о несоответствии приборов учета требованиям нормативно-технической документации Комиссией отклоняются, так как обществом не представлены доказательства обстоятельств, на которые он ссылается.

   Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе: к созданию препятствий доступу на товарных рынок.

   Согласно ч.1 ст.8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого их хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому их них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

    Фактов наличия соглашений или согласованых действий гарантирующего поставщика и сетевой организации Комиссией не установлено.

   Гарантирующий поставщик полагает, что у него отсутствуют правовые основания для принятия комплекса коммерческого учета электрической энергии ОАО «РЖД», так как ему не была представлена проектная документация по внедрению АИИС КУЭ в полном объеме для идентификации комплекса измерительных устройств относительно существующей схемы учета электрической энергии, а также доказательства того, что планируемые работы не относятся с реконструкции или модернизации электроустановок. Комиссией рассмотрение дела откладывалось ло получения заключения Управления Ростехнадзора по Курганской области по принятым к учету энергоснабжающей организацией приборов учета на 5 тяговых подстанциях ЮУЖД.

    По заключению Управления Ростехнадзора по Курганской области от 13.02.2009 № 01-20/179 при обследовании электроустановок на тяговых подстанциях ст. Малиновка и ст. Кособродск и проверке документации на ввод новых приборов учета выявлено, что панели учета на указанных станциях установлены и опломбированы (приняты ОАО «Энергосбыт»), увеличения мощности нет. Установка новых электроприемников не относится ни к созданию новой электроустановки, ни к реконструкции. Следовательно, получение разрешения уполномоченного Федерального органа исполнительной власти по техническому надзору (УТЭН Ростехнадзора по Курганской области) на допуск в эксплуатацию не требуется. По устному пояснению УТЭН Ростехнадзора по Курганской области проекты по остальным подстанциям являются типовыми.

    Согласно заключению Управления государственого энергетического и строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии не являются объектами капитального строительства, и проектная документация на них согласованию не подлежит (№ 10-05/245 от 11.02.2009). Аналогичное заключение получено от Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (№ 02-1440 от 26.09.2007).

    На основании вышеизложенного у энергоснабжающей организации ОАО «Энергосбыт» отсутствуют правовые основания для уклонения от согласования проведения работ по подключению приборов коммерческого учета электроэнергии на тяговых подстанциях ЮУЖД.

    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

     1. Ходатайство (устное) ОАО «Курганэнерго» об отложении рассмотрения дела отклонить.

   2. Дело в отношении ОАО «Курганэнерго» по ч. 1 ст.10 и ч.1 ст. 11 прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

   3. Дело в отношении ОАО «Энергосбыт» по ч.1 ст. 11 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

   4. Признать в действиях ОАО «Энергосбыт» (640015, г. Курган, ул. Гагарина, 64) нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от завершения работ по переносу и приему приборов учета электроэнергии в соответствии с инвестиционным проектом «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии» на тяговых подстанциях Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги, и тем самым, создании препятствий ОАО «РЖД» для выхода на оптовый рынок электроэнергии.

  5. Выдать предписание ОАО «Энергосбыт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, установленном ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

   Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание

     Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

Коновалов М.А.- заместитель руководителя Курганского УФАС России,

члены комиссии:

Бынзер О.С.- начальник отдела Курганского УФАС России;

Семешко Т.М.-старший государственный инспектор Курганского УФАС России;

в присутствии представителей:

-заявителя- ОАО «РЖД» («Энергосбыт» филиала «Южно-Уральская железная дорога): ведущего юрисконсульта «Энергосбыт» ЮУЖД Яковлевой Т.А. (доверенность от 24.11.2008г.),

юрисконсульта «Энергосбыт» ЮУЖД Бобровой Н.Н. (доверенность от 24.11.2008г.);

начальника отдела анализа электропотребления электроэнергии «Энергосбыт» ЮУЖД Феофилова Д.В. (доверенность от 24.11.2008г.);

-ответчика -ОАО «Энергосбыт»: начальника правового управления исполнительной дирекции ОАО «Энергосбыт» Овчарова А.В. (доверенность № 107-09 от 01.01.2009г.);

Кураженкова В.В. (доверенность № 67-09 от 01.01.2009г);

-ответчика - ОАО «Курганэнерго»: Деркач Т.П.-начальника правового управления (доверенность № 13 от 01.01.2009);

Седых Д.П.- начальника центральной диспетчерской службы Центра управления сетями (доверенность № 136 от 01.12.2008),

-управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области старшего государственного инспектора Тюкачева М.А. (доверенность № 23 от 11.01.2009),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании Решения от "2" марта 2009г. по делу № 111 о нарушении ОАО «Энергосбыт» (640015, г. Курган, ул. Гагарина, 64) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

    1. ОАО «Энергосбыт» в срок до 02.04.2009 г. прекратить нарушение части 1 ст. 10 нарушения Закона РФ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от завершения работ по подключению АИИС КУЭ, для чего:

1) согласовать ОАО «РЖД» график завершения работ по переносу и приему приборов учета электроэнергии в соответствии с инвестиционным проектом «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии» на тяговых подстанциях Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги;

2) обратиться в сетевую организацию ОАО «Курганэнерго» для согласования в интересах абонента по договору энергоснабжения график производства отключения фидеров и вводов напряжением 6, 10 и 35 Кв.

    2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в управление ФАС по Курганской области срок до "03" апреля 2009 г.

    Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны