Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 045/01/18.1-2/2022о нарушении процедуры ... от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное 

профессиональное образовательное учреждение «Курганский базовый медицинский колледж»  

640023, г. Курган, ул. Алексеева, д. 11

 

Общество с ограниченной ответственностью «Интеко»

660050, г. Красноярск, ул. Кутузова,

д. 1, стр. 100, каб. 324

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 045/01/18.1-2/2022

о нарушении процедуры торгов

 

24 февраля 2022 года                                                                                                   г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены Комиссии:

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

в присутствии представителей ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» – <…> (доверенность № 156 от 16.02.2022 г.), <…> (доверенность № 157 от 16.02.2022 г.), <…> (доверенность № 158 от 16.02.2022 г.),

в отсутствие представителей ООО «Интеко», о времени и месте рассмотрения обращения извещено надлежащим образом, явку представителей не обеспечило, в своем заявлении просило рассмотреть жалобу общества в отсутствие представителей Заявителя,

Рассмотрев жалобу № 045/01/18.1-2/2022 на действия Заказчика – ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», при проведении аукциона на предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения (извещение № 32211050433), в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «Интеко», на действия ЗаказчикаГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», при проведении аукциона на предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения (извещение                 № 32211050433).

По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений пункта 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при описании объекта закупки не указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным определить, что другие товарные знаки не обеспечат взаимодействие с товарами, используемыми Заказчиком.      

Представители ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» с доводами жалобы не согласились, указали, что Заказчиком при описании объекта закупки не нарушались положения пункта 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».    

Комиссия Курганского УФАС России, заслушав пояснения представителей Заказчика, а также изучив представленные документы, приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года           № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что жалоба ООО «Интеко» содержит все основания для рассмотрения ее в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

20.01.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение № 32211050433 о провидении аукциона на предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения.

Начальная цена договора – 1 010 300 руб. 30 коп.

Дата начала срока подачи заявок – 21.01.2022 г.

Дата и время окончания подачи заявок - 07.02.2022 г.

Место подведения итогов – г. Курган, ул. Алексеева, д. 11.

Дата окончания подачи заявок – 09.02.2022 г.

В соответствии с техническим заданием, являющимся Приложением № 4 к информационной карте заявки на участие в аукционе в электронной форме, Заказчику требуется следующий товар:

 

Наименование товара (работы, услуги)

Ед. изм.

Кол-во

1

Неисключительное право на использование программного обеспечения Win Home GGK 11 Russian OLV NL Academic Additional Product Get Genuine Legalization

шт

 

50

2

Неисключительное право на использование программного обеспечения Обновление Windows Pro VL Upgrade 11 Russian Upgrade OLV NL Academic Additional Product

шт

 

50

3

Неисключительное право на использование программного обеспечения Office Pro Plus 2021 Russian OLV NL Acad AP LTSC

 

шт

 

 

50

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07.02.2022 г., на участие в аукционе подано 4 заявки, которым присвоены следующие номера: 3237, 3256, 9251, 1074.

Вышеуказанные заявки были признаны соответствующими требованиям действующего законодательства, а также Положения о закупке товаров, работ, услуг ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» и допущены до дальнейшего участия в аукционе.

Из протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 09.02.2022 г. следует, что победителем аукциона признан участник с заявкой № 3256, подавший лучшее предложение о цене.    

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Кроме того, как следует из части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Соответственно, определение имеющихся у Заказчика потребностей в закупаемой продукции отнесено Законом о закупках к исключительной компетенции Заказчика.

Единые правила осуществления закупочной деятельности ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» определяет Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное 28.07.2021 г. исполняющим обязанности директора Департамента здравоохранения Курганской области (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 9.1 Положения, Заказчиком в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Также, из абзаца «а» подпункта 3 пункта 9.1 Положения следует, что в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, последний имеет право не использовать слова «или эквивалент» при использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак.

Согласно пояснениям представителей ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж», Заказчику, при осуществлении рассматриваемой закупки, необходимо было обеспечить совместимость между имеющимся и закупаемым программным обеспечением, необходимым для образовательного процесса колледжа.

В рамках рассмотрения жалобы Курганским УФАС России установлено, что 15.06.2020 г. на заседании ЦМК общих гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин рассмотрена и утверждена директором ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» (специальность – 31.02.01. «Лечебное дело») (далее – Рабочая программа).

Данная рабочая программа дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы с учетом рабочего учебного плана по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 - «Лечебное дело».

Из пункта 1.1 Рабочей программы следует, что рабочая программа представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию на территории Российской Федерации по специальности 31.02.01 Лечебное дело подготовки специалистов среднего звена по данной специальности.

Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным профессиям, имеющим государственную аккредитацию.   

В соответствии с пунктом 1.3. Рабочей программы, обучающийся должен уметь использовать персональный компьютер (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности, а именно: внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; использовать электронную почту, а также знать устройство персонального компьютера; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ; принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене.      

Согласно пункту 3.2 Рабочей программы, в дисциплину «Информатика» включено следующее:

- обучение настройке операционной системы Windows;

- обучение основным принципам работы в ОС Windows;

- обучение настройке элементов оформления и управления Windows;

- обучение копированию, перемещению файлов и папок, переименование и удаление их;

- обучение работе с Корзиной и компонентам Windows: папка «Мой компьютер» и программа «Проводник»;

- обучение стандартным программам Windows;

- обучение обработке информации средствами Microsoft Word;

- обучение организации профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office;

- обучение обработке информации средствами Microsoft Excel;

- обучение обработке информации средствами Microsoft Access.

Из сведений, опубликованных в сети «Интернет» следует, что Windows  — это группа семейств коммерческих проприетарных операционных систем корпорации Microsoft, ориентированных на управление с помощью графического интерфейса.

Следовательно, из положений Рабочей программы и сведений, размещенных в сети «Интернет» следует, что у Заказчика отсутствовал иной способ, обеспечивающий более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, кроме как указать в техническом задании товарный знак закупаемого товара.

Кроме того, положениями Рабочей программы установлено требование об обучении учащихся работе в операционной системе Windows, а также использованию программ Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, в связи с чем Заказчик не использовал слово «или эквивалент», так как иное программное обеспечение не соответствует требованиям, установленным в Рабочей программе.  

Аналогичные требования установлены в рабочей программе учебной дисциплины «Информатика» по специальности – 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»               

Таким образом, Заказчик при организации аукциона на предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения, сформировал описание объекта закупки исходя из условий, установленных рабочей программы учебной дисциплины «Информатика».

Из пункта 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г. следует, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Объектом закупки является поставка товара, а не его производство, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить необходимый Заказчику товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Кроме того, из разъяснений ФАС России в письме от 31 марта 2014 г.                                  № АЦ/11870/14 следует, что установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Из анализа предоставленных документов и пояснений следует, что техническое задание на предоставление неисключительных прав на использование программного обеспечения составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положения о закупке товаров, работ, услуг ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж».   

На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Федерального закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»    

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ                «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интеко»  необоснованной.

   

  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии   

            ________________  <…>

Члены комиссии:

            ________________ <…>

 

            ________________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны